Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная безопасность.






Тотальная «сетивизация» общества привела к тому, что наряду с традиционными игроками международных отношений – государствами – все большее значение приобретают негосударственные структуры. Среди совокупности сфер жизнедеятельности современного общества на первое место выходит принципиально новая сфера - информационная. Ей свойственны как новый ресурс – информация, так и новые противоречия, вызванные борьбой за обладание этим ресурсом. Соответственно зарождаются угрозы информационной безопасности. В этих условиях трансформируется само понятие национальной безопасности как важнейшей функции государства. Данное обстоятельство привело к трансформации подходов к понятию «военной силы». На смену «грубой силе» оружия приходит «мягкая сила» убеждения. Реализация этого принципа требует пересмотра подходов к формированию военной стратегии новой эпохи. Доминирующая роль информационных технологий заставила руководство ряда западных стран, прежде всего США, активнее внедрять новые концепции строительства вооруженных сил. К таким концепциям относится концепция «сетевой войны».

 

События последних лет, особенно конфликт на Северном Кавказе, показали, что высшее военно-политическое руководство России зачастую оказывается в крайне затруднительном положении в плане реагирования на изменения обстановки в регионе и в мире в целом. Часто оно просто вынуждено подчиняться навязанному темпу событий. Между тем в новых условиях больше возможностей получает тот, кто способен заставить остальных играть по своим правилам. Правила же игры во многом определяются принятыми международными стандартами. Таким образом, продвигая собственный стандарт в качестве международного, появляется возможность диктовать свои условия остальным игрокам. Особенно важны сегодня стандарты в ключевой области глобализации – информационной.

Следует заметить, что стандарты вместе с определенным в них подходом разрешения некоторых противоречий привносят и другое восприятие мира. Стандарт – это образец восприятия, который принимается всеми участниками для установления взаимопонимания. Так, например, приняв в качестве государственного любой из американских стандартов, мы тем самым привносим и американскую модель восприятия мира. В этом случае возникает конфликт между профессиональной подготовкой российских специалистов и необходимой для понимания стандарта подготовкой американских специалистов. Приняв стандарты, мы вынуждены будем изменять и подготовку наших специалистов с тем, чтобы они легко воспринимали установленные стандарты. Постоянно сталкиваясь с определенными стандартами в жизни, человек постепенно меняет и свое отношение ко многим «стандартизованным» явлениям именно так, как нужно было создателям стандарта.

Таким образом, в условиях глобализации необходима скорейшая и кардинальная реформа системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В основу должна быть положена его информационная политика, определяющая национальные интересы и приоритеты. Внешняя и внутренняя политика должны строиться, базируясь на информационной политике государства. Стремясь сохранить национальные особенности русского народа, отраженные в системе подготовки научных и инженерных кадров, не следует однозначно воспринимать в качестве государственных стандартов те, которые создавались другим народом, с иным восприятием ценностей и подходом к решению стоящих задач.

 


В то же время надо иметь в виду, что процессы глобализации во многом вызваны уровнем научно-технического прогресса, отказаться от достижений которого просто невозможно. В этих условиях одной из насущных проблем становится выработка новых идей позитивного развития глобального общества. В этом вопросе Россия может и должна сыграть свою объединительную роль.

 

5. Антиглобализм

 

Антиглобализм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Существует три основных идеологических парадигмы антиглобализма:

· Наиболее вульгарная — это фактически теория заговора, суть которой в том, что США с помощью подконтрольных международных организаций типа Всемирного банка, ВТО, МВФ и т. п., закабаляет развивающиеся страны и использует их ресурсы в своих интересах.

· Другая концепция исходит из того, что глобализация есть процесс объективный, но воспользоваться его результатами могут только богатые страны Запада, а бедные будут нести потери.

· Третья идея состоит в том, что процесс глобализации объективен и все страны могут воспользоваться результатами, но в разной степени: богатые получат больше, а бедные меньше и потому нужно заставить богатых делиться результатами.

Основной тезис антиглобалистов — нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:

· Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».

· Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.

 

· Доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»

· Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

· Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран - не участников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.

 

Позитивная программа действий антиглобализма предполагает:

- укрепление солидарности национальных, дейст­вующих в различных странах сил, борющихся против неолиберальной экспансии, массового наступления на социальные права граждан;

- переход к другой интеграции «игроков», т.е. ин­теграции народов, граждан и их демократически сфор­мированных представительств, а не закрытых корпоративных структур типа ТНК, ВТО, НАТО и т.п.;

- реформирование и радикальную демократиза­цию всех уровней принятия решений; приоритет демо­кратически сформированных органов управления над корпоративными на всех уровнях - от местного само­управления до ООН;

- демократический контроль над финансовыми и др. рынками, введение специального налогообложе­ния финансовых спекуляций, т.н. «налога Тобина»[3], который дал бы миру средства, достаточные для реше­ния в течение 10 лет целого ряда проблем наиболее бедных стран;

- отмену долгов «третьего мира»;

- демократическое решение проблем финансовой поддержки беднейших регионов мира (демократичес­кий контроль над деятельностью МВФ, Мирового банка и т.п.);

- демократическое регулирование всех сторон международных экономических отношений («правил» торговли, движения капиталов, рабочей силы), в част­ности разработка и внедрение имеющих обязательную юридическую силу правил контроля над деятельнос­тью ТНК, обеспечивающих соблюдение международ­ных стандартов в области труда, природопользования, соблюдения социальных и иных прав человека, уста­новленных ООН и ее соответствующими специализи­рованными учреждениями; включающих участие тру­дящихся и граждан в управлении деятельностью ТНК по кругу вопросов, затрагивающих интересы работни­ков и жителей;

- введение единых (или хотя бы согласованных) норм организации и оплаты труда, социальной защиты (с целью постепенного выравнивания уровней доходов трудящихся в разных странах и регионах); значительная часть антиглобалистов ведет борьбу за открытость границ и свободу перемещения людей, против ограни­чений на иммиграцию и прием беженцев;

- запрет принудительного труда, дискриминации работников по национальному и иным признакам, двойной эксплуатации иммигрантов и т. п.;

- введение единых экологических норм, равно­мерное распределение бремени загрязнения окружа­ющей среды между различными странами; гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и природой;

- альтернативную интеграцию, предполагающую как минимум развитие принципов социальной рыночной экономики и как максимум посткапиталистическую модель интеграции;

- создание системы стабильного гарантированно­го перераспределения части мирового богатства (в первую очередь доходов ТНК и других крупнейших корпоративных структур) в пользу беднейших слоев населения Земли, чему может способствовать про­грессивный налог на финансовые спекуляции;

- ликвидацию монополии «глобальных игроков» на «ноу-хау» и современное образование;

- безвозмездную помощь развитию современных форм образования, высоких технологий, фундаментальной и прикладной науки, национальной культуры в развивающихся странах с последующим использова­нием их достижений всеми народами, в том числе гражданами развитых государств;

- в перспективе - развитие принципов общедоступности, свободного распространения знаний и ин­формации, отказ от частной собственности на знания, преодоление сложной системы международных и на­циональных правил, приводящих к монополии «гло­бальных игроков» на современные технологии, «ноу-хау» и т.п.;

- добровольную и справедливую интеграцию на­родов «снизу»;

- признание и законодательное закрепление права коренных народов на самоопределение, свой язык, систему образования, культуру и т.п.;

- поддержку многообразия культур, традиций, ценностей и т.п.;

- уважение и использование в международном общении достижений и ценностей каждого сколь угодно малого народа;

- позитивную альтернативу глобализации, развитие существующих форм современного, высокоэф­фективного производства, способствующего преодо­лению гипертрофированного (искусственно перераз­витого) международного разделения труда.

Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни. Как видим, глобализация в мировом масштабе имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но это объективный процесс, к которому надо приспосабливаться всем субъектам международной жизни.

 

7. Литература:

1) Элиас Канетти «Масса и власть» (Москва, 2012 г.).

2) «Прощай, Разум» (Москва, 2010 г.)

3) Цветан Тодоров «Цивилизованный диалог» («Новая Европа» 10-06-2008)

4) Гезалов А.А. Трансформация общества в эпоху глобализации: Социально- философский анализ. – М.: Канон, 2009.

5) Грохотова В.В. Развитие доктрины «гуманитарной интервенции» в международном праве // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности. Ч. 2. Международное сообщество и национальные государства в поиске ответов на новые угрозы безопасности: сб. – В. Новгород, 2008.

6) Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. — 2005.

7) Глобализация: вызовы истории и ответы теории. — 2004.

8) Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (начало)

9) Современная мировая политика. Прикладной анализ. /Отв. ред. А.Д. Богатуров. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010.

 

10) Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба. – М., 1991.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.