Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 41






 

Билет 42 Актуальные проблемы современной культуры.

Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть про­тиворечие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее на­пряжение.

Проблемы:

1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, че­ловеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим десокральным знаком.

2) Отношение культуры и техники.

Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело ко­лесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зре­ния культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация ли­шает человека уникального существования.

3) Человек - объект технического воздействия.

Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция.

4) Проблема экологии.

Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринима­лась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и стано­вится метапонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма.

Выделяют:

1. Проблема народонаселения (в одних странах население падает, в других возрастает).

2. Безграмотность.

3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, во­ды немного...

4. Опыты ядерных и звездных войн.

Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с ми­ром, природой и другими людьми.

5) Маргинальность.

Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная ку­льтура - это культура окраин. Сегодня то, что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпати­ровать (привлекать к себе внимание).

6) Проблемы духовного туризма.

Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера ко­торая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом.

7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах.

 

Билет 43. Основные тенденции развития культуры на рубеже 2-3 тысячелетий.

 

Динамика культурного процесса за века развития человечества и анализ теоретических оснований культуры позволяют сделать некоторые прогнозы по поводу изменения лица культуры и ее перспектив. Культура есть путь жизни человеческого рода, избрав однажды этот путь в соответствии с собственным родовым назначением, человек осуществил Выбор, от которого он не в силах отрешиться. Он в состоянии лишь сделать культуру гуманной.

Современный мир — мультикультурная реальность. Культура полифонически звучит разноголосицей различных культурных тем. Диалогическое Взаимопроникновение различных культур создает новые культурные типы, рождающиеся на стыке соседствующих культур.

Ситуация обогащения культур в диалоге характеризует мультикультурную ситуацию рубежа 2-3 тысячелетий. В данном случае очевидна защитная реакция культуры на возрастание технологических способов миропонимания и ориентацию человеческого общества на схематическое решение глобальных проблем и кризисных ситуаций современности. Позитивные тенденции в изменении структуры мировой культуры под влиянием защиты национальными и локальными культурами собственных творческих потенций приобрели выраженный характер к концу 20 вв.- в культурологии утверждается понимание мира как мультикультурной реальности. По сути дела, культуры рубежа 2-3 веков стремительно размножаются.

Мультикультурализм — ситуация в культуре рубежа 2-3 веков, характерная тенденция дальнейшего размножения разных культур и обретения локальными культурами особой значимости в мировом культурном пространстве.

Технологизация мира в конце 20 века актуализировала технику нового поколения – информационные системы, делающие более оперативной умственную деятельность человека.. культура 20 века пока не осознана современниками во всей ее сложности и противоречиях, которые начинают динамично менять облик культуры и закладывать тенденции культуры 3-его тысячелетия. 20 век создал множество типов культур и художественных стилей, создал новые художественные языки и системы представления, влияющие на технологическую культуру современности и испытывающие влияние современной техники на их развитие.

Приобщение к информационным технологиям в современной культуре – культурная задача представителя человеческого рода, стремящегося к грамотности. Информация дает власть над культурой. Однако информационная культура требует ее экологизации, деятельной заботы о человеческой физиологии, психике, защите от разрушительного действия «информационной избыточности».

20 в.- век мировых катаклизмов, войн, революций, глобальных катастроф. С одной стороны, материальная культура 20 в. характеризуется все прогрессирующим стремлением человечества к телесному комфорту, технологизации быта и сфер деятельности человека, общения (например, Интернет). К концу века все формы культуры выражают идею синтеза культур информационной эпохи; начинает широко применятся компьютерное моделирование, конструирование образа средствами мультимедийного оснащения.

Применение новых технических средств в искусстве, однако, вызвало к жизни противоречивые процессы в духовной атмосфере общества – усиливается чувство душевного дискомфорта от этого господства техницизма и постепенного вытеснения Человеческого, духовного. Мировоззрение человека 20 века характеризует мрачность и эклектика.

Искусство 20 века разножанровое и разностилевое – все стили принимаются современной культурой и оказывают влияние друг на друга. Современная культура – гигантский текст. Искусство 20 века присутствует во всем, сама жизнь обретает стили искусства, но, вместе с тем, его нигде нет – традиционные формы обитания искусства (музеи) лишаются смысла, т.к. человек обрел динамичность, он не может посещать заведения, где ничего не меняется. Искусство бездомно, оно либо в душе воспринимающего, либо его нет для человека. Выбор типа культуры- проблема личности, выбор индивидуальности.

20 век довел технику репродуцирования до совершенства благодаря изобретению масс-медиа (фотография, кинематограф) компьютерной техники, добивающихся максимально точного воспроизведения оригинала.

Современная культура четко выражает тенденцию к индивидуализации жизни как результату творчества образа мысли и образа жизни. Такое творчество – характерная черта молодежных субкультур, которых становится все больше.

Человека рубежа 2-3 тысячелетий характеризует социальная сущность выбора, т.е. глубинные причины, по которым человек выбирает субкультурную среду. Причина такого выбора — стремление к самоидентификации. Эта черта в современном мире является магистральной тенденцией адаптации молодежи к взрослой жизни, следовательно, поскольку человек проходит этот период взросления, постольку он должен научится определять центральные задачи жизни и модные собственные предпочтения.

Трагизм современной культурной ситуации – в одиночестве людей, обитающих в узких культурных пространствах квартир и офисов, огражденных от живой реальности культуры ее информативным суррогатом. Человек сможет принять смысл собственной жизни только переосмыслив ее ценностно, пройдя через отрицание готовых, предзаданных информационной культурой значений бытия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.