Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Анализ художественного произведения






    1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

    2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

    3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

    4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

    5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

    6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

    Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

    1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

    2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

    3. Развернутое обоснование выводов.

     

    Концептуальный уровень художественного произведения
    (тематика, проблематика, конфликт и пафос)

    Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

    Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

    Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

    Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

    Сюжет может излагаться:

    • В прямой хронологической последовательности событий;

    • С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

    будущее;

    • В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

    Несюжетными элементами считаются:

    • Вставные эпизоды;

    • Лирические (иначе - авторские) отступления.

    Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

    В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

    1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

    2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.