Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация органов государства. Государственный аппарат в современной Российской Федерации (федеральный уровень).






Орган государства – это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. В зависимости от характера осуществляемых полномочий органы государства группируются в определенные структурные звенья. В этой связи органы государства классифицируются на органы государственной власти, органы исполнительной власти, систему судебных учреждений и органы прокуратуры. Органы государства также можно классифицировать по субъектам формирования. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства. В первом случае государственные органы избираются непосредственно населением, например, Федеральное Собрание Российской Федерации. Во втором – создаются соответствующими органами государства. Таковыми являются Правительство РФ, министерства, комитеты, управления и т. п. По структуре или способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др. В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные, органы субъектов Российской Федерации, территориальные. По характеру полномочий их можно разделять на органы общей компетенции (Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (Министерство внутренних дел).

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

26. Принцип разделения власти: история возникновения, составляющие элементы и современное значение.

Впервые в истории принцип разделения властей был осуществлён в империи Ахеменидов: войска не подчинялись сатрапам (правитель в древней перси) и в то же время военачальники не имели административной власти. Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти). Согласно Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.