Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет основных средств. 1. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах




1. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективности использования.

2. В организации, согласно ПБУ 6/01, который введен в действие с отчетности 2001 года, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств требуется единовременное выполнение следующих условий :

-объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ для оказания услуг, для управленческих нужд предприятия, либо для предоставления предприятием за плату во временное владение и пользовании, или во временное пользование;

-объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев;

-организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

-объект способен приносить организации экономические выгоды.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

3.Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов ( кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств,

К достройке относится возведение новых частей зданий, сооружений, переустройство существующих объектов, составляющих единое целое с объектом основных средств, в результате которого изменяются количественные характеристики основных средств:

1) строительство дополнительных помещений на действующем объекте (надстройка этажей, пристройка новых помещений);

2) сооружение дополнительных объектов и введение в состав существующего комплекса основных средств.

К дооборудованию относится дополнение основных средств новыми (дополнительными) частями, деталями и другими механизмами, составляющими с этим оборудованием единое целое, придающими ему новые функции или изменяющими показатели его работы (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.).



К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К модернизации относится переустройство существующих объектов основных средств, в результате которого улучшаются (повышаются) ранее принятые качественные показатели функционирования основных средств:

· мощность;

· пропускная способность;

· безопасность использования;

· другие качественные характеристики.

По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты на данные работы относятся на увеличение первоначальной стоимости этого объекта.

Стоимость объектов основных средств погашаете^ посредством начисления амортизации.

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом согласно норм, утвержденных постановлением № 1072 от 22.10.90г. по объектам основных средств принятых на учет до 01.01.2014г., а по объектам основных средств принятых на учет с 01.01.2014г. согласно норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г.№ 1, с отражением на балансовом счете 02 «Амортизация основных средств».

По объектам основных средств - приобретенным книгам, брошюрам и т.п. изданиям амортизация не начисляется.

Книги, брошюры (библиотечный фонд) стоимостью не более 40000 рублей и сроком эксплуатации не более одного года учитываются в составе МПЗ.



Объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей учитываются на балансовом счёте 01 «Основные средства». Стоимость данных основных средств списывается одномоментно при вводе их в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

· ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

· ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

· нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Для учета ремонта производственных основных средств применяется следующий способ: затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода по мере проведения ремонта в размере фактических затрат.

4.2 Учёт нематериальных активов

1. В соответствии с ПБУ 14/2007, для принятия к бухгалтерскому учёту объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, который данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имее надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверна определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

2. При выполнении условий, установленных в пункте 1 настоящего положения, к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; патенты; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

3. Единицей бухгалтерского учёта нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определённых самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности

Первоначальная стоимость нематериальных активов определяется как сумма фактических расходов на приобретение, создание, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации. Амортизация нематериальных активов производится линейным способом с отражением на балансовом счете 05 «Амортизация нематериальных активов.

4.3 Учет долгосрочных инвестиций

Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями :

-осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

-приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

-приобретением земельных участков и объектов природопользования; -приобретением и созданием активов нематериального характера.

Основными целями учета долгосрочных инвестиций являются:

-своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

-обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

-правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

-осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам :

-в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящего в него;

-по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

Общехозяйственные расходы, связанные с выполнением СМР включаются в состав прочих капитальных расходов и распределяются пропбрционально фактических расходов по отдельным объектам.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы».

По дебету 08 «Вложение во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» и др.

4.4 Материально-производственные запасы

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов согласно ПБУ 5/01 принимаются активы :

-используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи ( выполнение работ, оказание услуг);

-предназначенные для продажи ;

используемые для управленческих нужд организации.

Для учета материально-производственных запасов организация применяет следующие счета:

10 «Материалы»

41 «Товары»

43 «Готовая продукция»

Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».

К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Аналитический учет материалов ведется в Организации по материальноответственным лицам, местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, партиям, размерам и т.д.).

Учет специальной оснастки и специальной одежды ведется согласно методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н) и учитываются в составе материально-производственных запасов на балансовом счете 10 «Материалы».

Списание стоимости специальной одежды осуществляется исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.1998 г. № 51 ив коллективном договоре предприятия.

Стоимость спецоснастки и специнструмента, срок эксплуатации которой превышает 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей погашается линейным способом. В отдельных случаях применяется: 1) способ списания стоимости пропорционально объему продукции исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к- предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта (пиротехническое производство, где утверждены нормы списания); 2) стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов полностью погашается в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей оснастки.

Стоимость специальной оснастки и специнструмента, стоимостью не более 40 000 рублей, списывается на производство единовременно в момент передачи в эксплуатацию.

С целью обеспечения контроля за сохранностью специальной оснастки, в случаях единовременного списания стоимости на затраты производства, ведется количественный учет.

Возвратные отходы производства — это остатки сырья, материалов или полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного материала (химические или физические свойства, в том числе полномерность, конфигурацию и т.п.) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе неиспользуемые по прямому назначению.

Стоимость возвратных отходов производства определяется Организацией по цене возможного использования или продажи и относится на уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

На ответственное хранение принимаются материальные ценности:

1) ошибочно адресованные Организации;

2) готовая продукция, оплаченная и принятая покупателем (заказчиком) на месте у поставщика (продавца), но временно оставленная у него покупателем (заказчиком) на ответственное хранение, когда задержка отгрузки (отправки, вывоза) продукции вызвана техническим и иными уважительными причинами;

от оплаты которых, Организация отказалась ввиду порчи, поломки, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора и т.д.;

в других случаях, когда находящиеся в Организации материальные ценности ей не принадлежат.

Материалы, принятые Организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Давальческие материалы - это материалы, принятые Организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции. Аналитический учет давальческих материалов ведется в Организации по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки (выполнения работ, изготовления продукции).

Давальческие материалы, принятые Организацией, учитываются на забалансовом счете «Материалы, принятые в переработку».

Если Организация, передает свои материалы другому предприятию для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывается, а продолжает обособленно учитываться счете 10.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, актива, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

При отпуске материально-производственных запасов (кроме товара учитываемых по продажной себестоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится по себестоимости каждой единицы.

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Оприходование готовой продукции оформляет бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция « и кредиту счета 20 «Основное производство».

Учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости.

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи».

Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют счета 41 «Товары».

В цехе продовольствия и питания товары учитываются по продажной стоимости.

4.5 Учет труда и его оплаты.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ, правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом» по оплате труда.

4.6 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям, учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полноты отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

По производству продукции по ГОЗ в соответствии с требованием Федерального закона от 29.12.2012 г. « О государственном оборонном заказе » ведется раздельный учет по каждому виду изделия и контракту в рамках государственного оборонного заказа.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции - четкое определение состава производственных затрат.

Для учета затрат на производство продукции предприятие применяет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,27«Содержание АУП производств», 28 «Потери от брака», 97 «Расходы будущих периодов». По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту - их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах 25,27,28,97 затраты списывают на счета основного и вспомогательного производства, а учтенные на счете 26 списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Распределение общепроизводственных расходов между различными видами продукции производится пропорционально затратам на оплату труда работников, занятых производством продукции.

Распределение общехозяйственных расходов между различными видами реализованной, а также при калькулировании изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг осуществляется пропорционально основной заработной платы работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

С кредита счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции(работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.

Бухгалтерский учет расходов по содержанию АУП ПРТИ ведется по дебету счета 27. Счет 27 «Содержание АУП производств» предназначен для обобщения информаций о расходах по содержанию надстройки по производству резинотехнических изделий. Списание сумм расходов по содержанию АУП производств производится с кредита счета 27 «Содержание АУП производств в дебет счета 20»Основное производство» Указанные суммы ежемесячно распределяются со счета 27 аналогично порядка распределения общепроизводственных расходов(пропорционально затратам на оплату труда работников ,занятых производством продукции) .

К незавершенному производству Организации относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Не относятся к незавершенному производству материалы и покупные полуфабрикаты, полученные цехами, но не начатые обработкой, а также окончательно забракованные полуфабрикаты и готовая продукция.

Незавершенное производство отражается по фактическим производственны затратам.

Оценка незавершенного производства производится по фактической цеховой себестоимости.

Фактическая себестоимость полуфабрикатов собственного производства определяется Организацией исходя из фактических расходов, связанных с изготовлением данных полуфабрикатов.

Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу» по каждому виду деятельности: производственной, торговой и общественному питанию отдельно.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции и оформляют следующей бухгалтерской записью: дебет счета 90 «Продажи» и Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Распределение суммы расходов на продажу по видам продукции в производственной деятельности осуществляется пропорционально их фактической общезаводской себестоимости.

Учет затрат по цеху продовольствия и питания осуществляется по дебету балансовых счетов 20 «Основное производство» субсчет 09 «Затраты по цеху продовольствия и питания» и 44 «Расходы на продажу» субсчета 03, 04.

Фактическая себестоимость лечебно-профилактического питания, льготного питания формируется на балансовом счете 29 «Обслуживающие производство» субсчет 05 с кредита с балансовых счетов 20 «Основное производство» субсчет 09 и 44 «Расходы на продажу» субсчета 03, 04 без учета наценки на товар.

Распределение затрат между продукцией, отпущенной на продажу и на талоны производится пропорционально их объему по продажной стоимости с кредита счетов 20 «Основное производство» субсчет 09 и 44 «Расходы на продажу» субсчета 03,04 в дебет счета 29 «Обслуживающее производство» субсчет 05. Стоимость затрат лечебно-профилактического, льготного питания списывается с кредита счета 29 «Обслуживающее производство» в дебет счетов 25»Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие расходы и доходы».

4.7 Учет кассовых операций и денежных средств.

Денежные расходы осуществляются либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Учет движения денежных средств ведется в валюте Российской Федерации - рублях - по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие имеет кассу и ведет кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные в банке, расходуются на цели, указанные в чеке.

Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один раз в месяц кассир составляет отчет по поступившим и выбывшим документам.

4.8 Учет финансовых вложений.

К финансовым вложениям относят инвестиции организации в, государственные ценные бумаги, в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения учитывают на активном счете 58 «Финансовые вложения».

По дебету счета 58 отражают финансовые вложения организации с кредита соответствующих счетов 51 «Расчетные счета» ,52 «Валютные счета», 10 «Материалы» и иных счетов). С кредита счета 58 списывают финансовые вложения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений ведут по видам вложений (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организации-продавцы ценных бумаг, организации-заемщики и др.)

Построение аналитического учета финансовых вложений должно также обеспечить возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях.

"Все ценные бумаги, хранящиеся в организации, описываются в Книге учета ценных бумаг.

4.9 Учёт расчётов.

Учет расчетов на предприятии осуществляется на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (расчеты за сырье и материалы, за полученные услуги, выполненные работы) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги), 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате груда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация расчетов. На основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности создается резерв по сомнительным долгам (балансовый счет 63).

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами.

 

4.10 Займы и кредиты.

Организация, может привлекать заемные средства посредством заключения договора займа или кредитного договора

Организация ведет учет задолженности по кредитам и займам в разрезе следующих групп:

1) займы;

2) кредиты,

Заемные (кредитные) средства, полученные на срок не более 12 месяцев, отражаются в составе краткосрочной задолженности с использованием счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Заемные (кредитные) средства, полученные на срок более 12 месяцев, отражаются в составе долгосрочной задолженности с использованием счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Аналитический учет займов и кредитов ведется по видам обязательств в разрезе договоров, контрагентов, различным видам валюты.

Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете Организации (заемщика) как кредиторская задолженность в размере полученной суммы на основании выписки банка на момент их фактического получения. Недополученная по сравнению с условиями договора сумма займа (кредита) не отражается на счетах бухгалтерского учета,

Погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете Организации (заемщика) как уменьшение (погашение) вышеуказанной кредиторской задолженности.

Проценты по займам (кредитам) отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) на счете 66 или счете 67 в соответствии с установленным договором займа (кредитным договором) сроком погашения обязательства.

Проценты по займам (кредитам) признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно в течение срока договора займа (кредитного договора).

Проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий:

¾ расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;

¾ расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;

¾ начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива.

При этом момент начала работ по приобретению, сооружению инвестиционного актива определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

· дата отражения первых расходов, относящихся к данному инвестиционному активу, на счете 08.

· Дата первого авансового платежа, относящегося к данному инвестиционному активу.

Проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений.

При приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива на длительный период (более трех месяцев) проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.

В указанный период проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), относятся на прочие расходы.

При возобновлении приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.

He считается периодом приостановки приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива срок, в течение которого производится дополнительное согласование технических и (или) организационных вопросов, возникших в процессе приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива.

Проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива.

В случае если на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива израсходованы средства займов (кредитов), полученных на цели, не связанные с таким приобретением, сооружением и (или) изготовлением, то проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), полученных на цели, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива.

Для определения доли заемных средств, которые были израсходованы на инвестиционный актив, в полной сумме займов (кредитов) на общие цели, в Организации ведется аналитический учет займов (кредитов) по их назначению на отдельных аналитиках к счетам 66 и 67.

Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

4.11 Учет финансовых результатов

Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) складывается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов и чрезвычайных.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году используется счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету-расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года.

Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли предприятия, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка предприятия.

Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат предприятия складывается под влиянием : -финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ;

-финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества;

-прочих доходов и расходов;

-чрезвычайных доходов и расходов.

Финансовый результат от продажи продукции (работ и услуг) первоначально определяется по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от продажи имущества, прочих доходов и расходов, вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по пересчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.

4.12 Учет капитала

Учет основного капитала предприятие осуществляет на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Сальдо этого счета соответствует размеру уставного фонда, зафиксированного в учредительных документах.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка используется активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сумму чистой прибыли отчетного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) со счета 99 «Прибыли и убытки» (счет 99 дебетуется).

Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) с кредита счета 99 «Прибыли и убытки».

Согласно уставу предприятие создает резервный капитал. Учет резервного капитала ведется на балансовом счете 82 «Резервный капитал», он формируется путем ежегодных отчислений в размере 5 процентов от чистой прибыли.

4.13 Учет средств целевого финансирования

Для учета средств целевого назначения используется пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование - по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

К целевому финансированию относят средства, получаемые на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров; средства, поступающие на погашение расходов по содержанию мобилизационных мощностей и др.

Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджета; средства, поступающие от других организаций; средства фондов специального назначения и др.

Использование указанных средств не по назначению запрещается.

4.14 Учет оценочных обязательств

В соответствии пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства! обращения на предприятии создается резерв предстоящих расходов:

· на предстоящую оплату отпусков работникам;

· на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

· на выплату вознаграждений по итогам работы за год.

На предприятии в начале года издается приказ о создании резервов, по каждому виду резерва составляется смета.

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используется пассивный счет 96 «Оценочные обязательства».

Операции по начислению резервов отражаются по кредиту 96 и дебету счетов учета затрат на производство и издержек обращения (20,23,25,26 и т.п.).

Фактические расходы и платежи, осуществленные за счет резервных сумм, относят в дебет счета 96 (уменьшение резервов).

Сумма резерва на оплату отпусков, создаваемая в каждом месяце определяется в процентном отношении к начисленной в данном месяце заработной плате, включая премии, учитываемые при исчислении отпусков исходя из количества дней использованного отпуска с добавлением к ним отчислений на социальные нужды.

На выслугу лет резерв создается ежемесячно в размере 1/12 части потребности на выплату указанных вознаграждений с добавлением сумм отчислений на социальные нужды.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год создается ежемесячно в размере 1/12 части потребности на выплату указанных вознаграждений с добавлением сумм отчислений на социальные нужды.

В конце отчетного года обязательно проводится инвентаризация расчетов.

 

 

4.15 Учет расходов будущих расходов

Учет расходов будущих периодов осуществляется по дебету активного счета 97 «Расходы будущих периодов». Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете, счета 97, расходы списывают в дебет счетов 20,23,25,26,44 и других счетов. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самим предприятием.

Расходы на программное обеспечение отражаются на балансовом счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются на затраты равномерно в течение одного года, если в договоре не предусмотрен срок его использования.

4.16 Учет расходов на НИР и ОКР

К расходам на НИОКР согласно ПБУ-17-02 относятся затраты по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции.

Указанные расходы в бухгалтерском учете ведутся по дебету счета 08. Аналитический учет НИР и ОКР ведется по каждой выполненной научно- исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе.

В состав расходов при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются:

· стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении указанных работ;

· затраты на заработную плату и другие выплаты работникам непосредственно занятым при выполнении указанных работ по трудовому договору;

· страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

· стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований;

· амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении указанных работ;

· затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества;

· общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением данных работ;

· прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, включая расходы по проведению испытаний.

В период выполнения НИР и ОКР все фактические расходы связанные с их выполнением ,накапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После получения положительного результата накопленные расходы списываются с кредита счета 08 в дебет счета 04. Затраты НИР и ОКР, отраженные на счете 04,равномерно списываются на себестоимость продукции в течение одного года при использовании указанных исследований и разработок в производстве с 1 числа следующего за месяцем, в котором завершены исследования.

Затраты на НИР и ОКР, не давшие положительного результата, списываются на прочие расходы предприятия равномерно в течение 1 года в сумме фактически осуществленных расходов.

4.17 Учет доходов будущих периодов

Для учета доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам, используется счет 98 «Доходы будущих периодов», который является пассивным. По кредиту счета учитывают доходы, относящиеся к будущим периодам, предстоящие поступления задолженностей, доходы, возникающие вследствие превышения взыскиваемых с виновников, не достающих ценностей над их балансовой стоимостью.

По дебету счета отражают списание доходов'будущих периодов на счета учета имущества, расчетов, счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Бухгалтерский учет разницы по налогу на прибыль производится согласно ПБУ 18/02.

Постоянные налоговые обязательства отражать на отдельном субсчете счета 99 «Прибыли и убытки». Отложенные налоговые активы отражаются на счете 09 «Отложенные налоговые активы». Отложенные налоговые обязательства отражаются на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства»

Организация имеет право вносить изменения в учетную политику вследствиисущественного изменения условий деятельности организации-реорганизаци изменения видов деятельности, структурных преобразований внутри организации.

Организация должна представлять бухгалтерскую отчетность:

-квартальную отчетность - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода; -годовую отчетность - не позднее 90 дней по окончании отчётного периода: -определить уровень существенности в размере 5%.

4.18 Учетная политика для целей налогообложения

1. Для исчисления налога на добавленную стоимость выручку от реализации продукции определять по мере ее отгрузки.

2. Исходя из специфики производства, в учете выделить НДС, относящийся к производству экспортных товаров на стадии приобретения материальных ресурсов не предоставляется возможным. Поэтому первоначально материальные ресурсы приходуются, а НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке, т.е. - вычету принимается НДС в том числе и по материалам, которые в последствии могут быть использованы при производстве экспортных товаров.

Затем, когда предприятие произведет продукцию на экспорт, на основании фактической калькуляции делается расчет стоимости материальных ресурсов, отпущенных в производство экспортной продукции. Полученная стоимость материальных затрат умножается на 18%. Рассчитанный таким образом НДС учитывается на б/с 19/3. И отражается на вычет в Разделе 4 налоговой декларации по НДС в период, когда собран полный пакет документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.

Таким же способом рассчитывается НДС по материальным ресурсам, используемым при выполнении НИР и ОКР, подлежащий восстановлению. В случае выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии, в силу пп. 16, 16' п. 3 ст. 149 НК РФ, неподлежащих налогообложению, сумма входного НДС по материальным затратам, взятая на вычет в момент оприходования материальных ресурсов восстанавливается. На основание фактической калькуляции по НИР и ОКР делается расчёт стоимости материальных ресурсов используемых при выполнении НИР и ОКР. Полученная стоимость

материальных затрат умножается на 18%. Восстановленный НДС отражается в разделе 3 налоговой декларации за период выполнения НИР и ОКР.

3. Для учета доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль применяется в соответствии со статьями 271 и 272 НК РФ метод начисления.

3.1. Для целей налогообложения расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам предприятия относятся:

· материальные затраты;

· заработная плата;

· начисления;

· резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, на выслугу лет, по итогам года;

· амортизация;

· цеховые расходы;

· прочие производственные расходы.

Цеховые и амортизация, относящиеся к прямым расходам, распределяются пропорционально заработной плате.

К косвенным расходам предприятия относят общехозяйственные расходы и расходы на продажу.

3.2. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится в соответствии со статьей 254 НК РФ по себестоимости единицы запасов.

3.3. Товары, приобретенные для перепродажи или для непроизводственного потребления, списываются исходя из фактических затрат, связанных с их приобретением аналогично прочим МПЗ (ст.268 НК РФ).

За списание на расходы стоимости выбывших ценных бумаг осуществляется по стоимости единицы.

4. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производится линейным методом (пункты 1,2 статьи 259 НК РФ).

Нормы амортизации округляются до сотых.

Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Для целей налогообложения не начисляется амортизация по следующим основным средствам;

-объектам, переведённым по решению руководства предприятия на консервацию, продолжительностью свыше трех месяцев (ст.256, пЗ);

-объектам, находящимся по решению руководства объединения на реконструкции и модернизации, свыше 12 месяцев за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода.(ст.256, п3);

-объектам, входящим в состав мобилизационных мощностей и не используемые при производстве

приобретенные издания(книги, брошюры и иные подобные объекты). При этом стоимость приобретенных изданий включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.(ст.256, п.2,);

- объекты внешнего благоустройства (ст.256, п.2, );

В целях налогообложения прибыли амортизационная премия не применяется.

5. Для равномерного учета для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, выплат на выслугу лет и по результатам работы за год, на предприятии создаются резервы этих расходов.

Учет и создание резервов на оплату отпусков работников, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, вознаграждения по результатам работы за год ведется аналогично бухгалтерскому учету.

На конец налогового периода производится инвентаризация указанных резервов. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода сумм указанных резервов подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств фактически начисленных резервов в расходы включаются суммы фактических расходов.

В соответствии со статьёй 266 НК создается резерв по сомнительным долгам.

6. Все остальные Положения налогового учета в части включения расходов целях налогообложения аналогичны изложенных в Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Заключение

 

В ходе практики в АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» были закреплены теоретические знания, полученные в процессе обучения в Университете, а так же освоена организация учета на предприятии и изучена компьютерная база хозяйства.

В целом основные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия являются удовлетворительными.

На предприятии работают высококвалифицированные опытные специалисты. Которые добросовестно выполняют свои обязанности, следят за хозяйственной деятельностью предприятия, внедряют новые технологии для повышения эффективности производства.

Учетный аппарат представлен опытными бухгалтерами, которые выполняют своевременный сбор информации, её регистрацию, обработку и в дальнейшем формируют различные формы отчетностей.

Основными составляющими стратегии предприятия (стратегия выживания) на данный момент должны являться: улучшение структуры предоставляемых услуг для реализации более прибыльной продукции, пользующейся спросом в настоящее время и выход с ней на новые сегменты рынка; снижение стоимости продукции для повышения ее конкурентоспособности; участие в совместных предприятиях и различных государственных программах для притока инвестиций в производство; поиск инвестора, заинтересованного в развитии предприятия АО «ЧПО им. В.И. Чапаева».

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Правовой сайт «КонсультантПлюс», 1992-2014

2. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об акционерных обществах»// Правовой сайт «КонсультантПлюс», 1992-2014

3. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие / под ред. Н.В. Пошерстник.— СПб.: Питер, 2013.

4. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие / под ред. Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.

5. Бухгалтерский учет и отчетность : учебное пособие / под ред. О.И. Соснаускене. - М.: Издательство «Экзамен» , 2013.

6. Всё о счетах бухгалтерского учета: учебное пособие / под ред. Т.П.Беликовой, Л.Н. Минаевой. — СПб.: Питер, 2015.

7. Любомирова, М.А. Формируем отчет о прибылях и убытках / М.А. Любомирова // Консультант бухгалтера. – 2012.

8. Нитецкий, В.В. Организация бухгалтерского и налогового учета расчетов по налогу на прибыль / В.В. Нитецкий // Консультант бухгалтера. - 2014.

9. Новейшийсправочник бухгалтера 2015. — М. : Эксмо, 2015.

10. Любая бухгалтерская проводка за 5 минут: корреспонденция счетов: учебно-практическое пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. — Изд. 5-е. — Рос-тов н/Д : Феникс, 2013.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.106 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал