Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Релаксация и дыхание






Вам необходимо максимально открыть и усилить звук, но таким образом, чтобы он, тем не менее, не переставая быть вашим собственным. Увеличив диапазон и силу звука, важно уметь делать это всегда, когда понадобится.

Голос весьма чувствителен к разного рода беспокойным состояниям психики. В повседневной жизни, если вы нерв­ничаете или не в силах справиться с ситуацией — это не­минуемо отражается на вашем голосе. Обычное чувство страха приводит в движение все защитные системы вашего организма, и в результате возникает напряжение, особенно в верхней части тела, шее и плечах.

Актер хорошо осознает зависимость от своего голоса, и уже только сознание этого вынуждает его голос напря­гаться. Многое зависит от объема помещения. В большой аудитории это должно происходить без видимого усилия, без огрубления голоса и понижения тона; при съемке кино или в телестудии актер, однако, должен следить за тем, чтобы голос звучал естественно.

Если голос напряжен, и приходится говорить с усилием, то будут иметь место следующие явления:

1. Голос постепенно повышается и становится необыч­ным, трудноуправляемым. Это лишает его гибкости и естественных разговорных модуляций.

2. Звук получается стесненным, что отталкивает слуша­теля, так как его слух этого не выдерживает и не воспри­нимает.

3. Напряжение в шее сжимает горло и не пропускает низкие тональности голоса, низкие ноты. Это исключает модуляции, и поэтому ваша речь становится бесцветной.

4. И, наконец, важнее всего то, что по причине стеснен­ности звука слушатель концентрирует свое внимание более на звуке, нежели на слове.

В случае горлового спазма энергия располагается в не­верном месте. Горло — единственное место в вашем теле, где вы не должны ощущать напряжения.

Ошибочно полагать, что во время работы в студии вам нужен тихий голос. Требуемая естественность вынуждает использовать то, что я называю полуголсом, а это лишает голос множества оттенков. Здесь невозможно почувствовать свободу голоса, которая возможна на сцене, и голосом управлять гораздо труднее.

Упомянутые ограничения могут иметь место в разных случаях: в одних частях сценического выступления — да, в других — нет. Важно то, что любое напряжение снижает эффективность актера. Он осознает это и становится еще более напряженным — получается порочный круг.

Очевидно, что сверхмощный голос пригоден для театра, а в студии — особый контроль за ним. Вы должны найти место, где находится энергия и при этом знать, как ее осво­бодить. «Научи нас любить и не любить», — сказал Элиот. «Любить» — значит подготовиться к работе, «не лю­бить» — начать саму работу.

Задумайтесь о сходстве голоса и скрипки. Качество зву­ка скрипки зависит от правильного использования смычка, качества струн, их натяжки и от качества корпуса. Что ка­сается голоса, то вы зависите от дыхания, — для произнесе­ния звука. Голосовые связки, как и струны скрипки, не на­ходятся под вашим прямым контролем. Если у вас утолще­ние в гортани, то и в этом случае вы не сможете контроли­ровать звук — в этом случае лучше обратиться к ларинго­логу.

Кроме того, для получения качественного звука вы за­висите от резонирующего пространства, Смотрите иллюст­рацию 10 — там изображены те органы, которые способны вибрировать и порождать звук.

Вы можете видеть там значительное резонирующее про­странство для усиления вашей базовой ноты. Сам скелет может участвовать в этом процессе — вы даже почувству­ете вибрацию у основания позвоночника и в желудке.

Например, если спина у вас не совсем прямая, то ребра не могут открываться должным образом, и движение в нижней части грудной клетки затруднено. Неровность по­звоночника неизбежно означает впалость верхней части грудной клетки. Если сознательно принять такую позу, то видно, что открыть ребра невозможно, а это в свою очередь пагубно влияет на звук и на уверенность в своих силах.

Если даже основание спины находится в нормальном по­ложении, но плечи выдвинуты вперед, то голова естествен­но откидывается назад, для поддержания равновесия.

Вы обнаружите, что резонирующее пространство в шее полностью сдавлено, следовательно усиление голоса почти невозможно. Полезно нарочно занять такую позицию и са­мому почувствовать производимый эффект. Вы также уви­дите, что одно напряжение переходит в другое: напряжение в пояснице отзывается напряжением в плечах; например, напряжение в задней части шеи порождает напряжение в передней части, где расположены гортань и связки, т. е. место, где особенно нежелательно напряжение, так как это способно исказить голос. Напряжение здесь переходит в че­люсть, а это, в свою очередь, сказывается на задней части языка и неба. Я специально задерживаю внимание на этих видах напряжения, ибо так легче понять их действие. Мало кто страдает этим в гипертрофированной форме, но каждый имеет это в той или иной степени. Все это влияет на голос и мешает актеру установить связь с публикой, которая в таком случае не сможет получить удовольствия от спек­такля, а ведь в этом смысл любого зрелища.

Поскольку напряжение ограничивает использование ре­зонирующего пространства, то ограничены и возможности дыхания. Как я уже отмечала, хорошее звучание скрипки зависит от правильного использования смычка. Таким же образом вы зависите от дыхания и от того, как вы им пользуетесь.

На приведенной схеме вы можете видеть значительное пространство для движения в нижней части грудной клет­ки, где ребра сходятся с позвоночником. Если сосредото­чить дыхание в верхней части грудной клетки, то, чтобы заставить двигаться всю клетку, необходимо приложить усилие. Это делает ваш голос фальшивым.

Вы, конечно, должны научиться дышать без усилия. Ес­ли вы дышите нижней частью грудной клетки, где располо­жены желудок и диафрагма, то все ваше тело становится частью звука. Если вы дышите верхней частью — голос бу­дет отражать лишь часть вашего тела. Таким образом, фи­зический аспект звука влияет на его эмоциональный эф­фект.

Энергию голоса почти всегда можно найти с помощью упражнений, но сами упражнения бессмысленны без пра­вильного их понимания.

Также понятно, что релаксация (расслабление) зависит от дыхания, а дыхание от релаксации,.вот почему нужно выполнять оба типа упражнений в комплексе.

И еще два замечания перед тем, как перейти к собст­венно упражнениям. Первое — о дыхании. Не следует вы­полнять этот тип упражнения поспешно. Как только вы по­чувствуете, что все идет нормально, темп выполнения можно ускорить.

Второе — релаксация. Это все очень индивидуально, и здесь нельзя быть совершенно уверенным в том, что указа­ния поняты вами правильно. В данном случае я предпочи­таю использовать слово «свободный», а не «расслаблен­ный». Надо научиться отличать нужное напряжение от не­нужного. То напряжение, которое вы хотите получить в тот или иной момент, является необходимым, а то, которое не хотите — ненужное, ибо это всего лишь пустая энергия. Поэтому вы должны знать функции мышц — это особенно трудно, когда вы работаете с шеей. Потом, во время выпол­нения упражнений на развитие мышц губ и языка, вам бу­дет трудно расслабить шею в момент напряжения мышц губ и языка.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Выполняется на полу в положении лежа. Спина мак­симально прямая. Согните ноги в коленях и немного раз­двиньте их. Это поможет держать спину прямо. Поста­райтесь почувствовать спиной пол. Выровнять плечи. Почувствовать плечи, шею и руки свободными, равно как и суставы. Добейтесь полной релаксации и скажите себе: Спина ровная. Плечи ровны и свободны. Запястья сво­бодны. Локти свободны. Шея свободна. И мышцы отреа­гируют на эти команды. Важно при этом ничего не де­лать, дать мышцам подчиниться командам. Вы почувст­вуете одновременно напряжение и свободу мышц.

Затем переходите к дыхательный упражнениям.

2. Положите руки на нижнюю часть грудной клетки, туда, где расположена наибольшая выпуклость, так как именно там будет наблюдаться наибольшее движение.

а) вдохните через нос и выдохните весь воздух; подож­дите, пока не почувствуете, что межреберные мышцы начинают двигаться, затем снова медленно вдохните и почувствуйте, как ребра расширяются в области спины и по бокам. Постарайтесь не поднимать верхнюю часть грудной клетки. Повторите это несколько раз.

б) Вдохните, затем медленно выдохните на счет «10»; убедитесь, что межреберные мышцы контролируют дыхание. Увеличивайте счет до «15» и затем до «20».

в) Вдохните. Положите одну руку на диафрагму и де­лайте несколько выдохов, ровно, но твердо, чтобы почув­ствовать, откуда идет выдох. Затем делайте это со зву­ком «Р», имитируя звучание барабана. Затем со звуками «АХ», «АИ» и «И», соединяя дыхание с произнесением звука.

г) вдохните, чтобы открыть ребра. Положите одну руку на диафрагму и медленно выдыхайте через откры­тый рот. Затем снова вдохните и на счет «6» выды­хайте (при этом считать вслух). Продолжайте выдох с одновременной декламацией отрывка текста.

Плечи и шею при этом держать свободными. После упражнения полежите спокойно, а затем медленно встаньте.

3. Займите удобное положение, сидя или стоя, спину при этом держать прямо.

Голова:

Сделать наклон вперед и медленно подняться, мышцы задней части шеи напряжены. Наклон назад и выпрямиться. Наклон вбок и выпрямиться. Максимально полно оглянуться кругом. Спина напряженарасслабле­на; почувствовать разницу. Осторожно наклонить голову и вернуться в прежнее положение; почувствовать свободу в мышцах задней части шеи. Очень легкий оборот вокруг для того, чтобы ощутить свободу движения. Голова мо­жет оставаться неподвижной, но не зажатой.

Плечи:

Осторожно поднять и опустить плечи, фиксируя ощущение в первом и втором положениях.

4. а) руки за головойполное расслабление, вдох и выдох. Когда ребра начнут двигатьсяопять вдох. Пов­торять 2-3 раза. Это открывает грудную клетку.

б) Руки опущены вниз или лежат на боковых ребрах. Сделайте полный вдох и медленный выдох на счет «10», «15» и «20» убедитесь, что межреберные мышцы контро­лируют дыхание.

в) вдох и выдох от диафрагмы со звуком «Р», причем выдох и звук должны слиться воедино. Затемто же самое с чтением текста.

Верхняя часть грудной клетки, шея и плечи всегда свободны.

Когда вы проговариваете текст, опустите диафрагму, чтобы звук выходил свободно. Грудная клетка помогает резонированию. Важно чувствовать, что мышцы работают, т. е. межреберные мышцы и диафрагма, ибо они усиливают звук. Естественно, вы фиксируете работу мышц лишь затем, чтобы их почувствовать. И, наконец, дыхание должно быть экономичным и ровным.

Начинать проговаривать текст следует лишь при полном ощущении свободы и при наличии ровного дыха­ния. Если почувствуете, что не справляетесь, приоста­новите выполнение упражнения.

1. Прежде всего вы должны понять, как улучшить ка­чество вашего голоса, а также увеличить его силу. Когда жалуются на то, что голос получается слишком тон­ким, то это оттого, что резонаторы в грудной клетке не усиливают звук, и он выходит наподобие мелодии на фортепьяно с неисправным нижним регистром.

а) комплекс упражнений в положении лежа; проговари­вать текст, при этом ощущая резонацию в полу.

б) положение лежа на животе; чувствовать пол, голова повернута в сторону. Проговаривать текст.

в) проговаривать часть текстастоя, руки за голо­вой, ребра открыты.

г) произносить «АИ», «И» в удобной тональности, ру­ками постукивать по груди, чтобы почувствовать вибра­цию.

д) пропеть часть текста на одной ноте. Затем про­говорить его.

е) сделать то же самое, но более ритмично.

ж) Пробежаться легкой трусцой по комнате, чувство­вать при этом свой вес, одновременно проговаривать текст. Делать это в течение нескольких минут. Оста­новиться и проговорить текст обычным образом.

2. Во-вторых, вы должны узнать, как увеличить без видимого усилия громкость голоса. Одно из обычных заб­луждений актераэто то, что он путает громкость звука и его объем.

а) лежать на полу, расслабиться, ребра и диафрагма работают свободно. Сосредоточиться на том, чтобы шея и плечи были свободны. Проговаривать текст, по­степенно увеличивая громкость, однако продолжая дер­жать ее под контролем.

б) повторить то же самое. Проговаривать текст, по­степенно увеличивая громкость. Шея свободна, ищите энергию в своем теле. Почувствовав напряжение, при­остановитесь, расслабьтесь и продолжайте.

в) повторите упражнение. При этом петь, вытягивая руки.

3. Следующая проблемадыхание. Иногда его не хватает на конец фразы. Физически это объясняется не­достатком развития мышц на ребрах и диафрагмеребра обычно сжимаются слишком быстро. Полезны все упражнения на пение. Помогут также следующие упраж­нения:

а) выполняется стоя, руки за головой. Полное рас­слабление, стараться не наклонять голову вперед. Прого­варивать текст в этом положении, постепенно опуская руки.

б) вдох на счет «10» или «15», выдох на счет «3» или «6».

Ребра максимально открыты, глубокий диафрагмальный вдох и плавное пение «М» на счет «6», «8» и «10», с каждым разом увеличивая счет. Делать это упражнение с «О», «ОХ», «АХ», «АИ», «И».

г) ребра открыты, глубокий вдох; петь «М» и гласные звуки, воображая перед собой разные дистанции. Начать с «близкой» дистанции и постепенно ее увеличивать. Если вы в начале делаете придыхание и выдыхаете раньше времениупражнение повторить.

К этому можно добавить и другое упражнение: вытя­нуть руку и вообразить, что в ней находится мяч. На выдохе петь гласные «АИ», «И»в сторону мяча. Мяч будет как бы поддерживать направленный на него звук. Это позволит координировать дыхание и звук.

4. Избыточный резонанс в верхней части грудной клеткисложная проблема, ибо вы не слышите свой го­лос и имеете неверное представление о себе. Здесь необхо­димо мнение другого человека. Сам по себе верхнегрудый резонанс вполне хорош по своей силе и красоте, однако в нем недостает теплоты низких нот. И не то важно, что в верхнегрудом голосе преобладает металлический оттенок, в то, что такой голос обладает ограничен­ными возможностями. Помимо всего прочего, правиль­ному артистическому произношению низких звуков помо­гает мягкое небо.

Чтобы небо стало мягким, надо упражнять заднюю часть языка и неба, произнося «ге-ге-ге». Затем при­жмите язык к небу и произнесите то же самое, акценти­руя согласную. Затем опустите заднюю часть языка и неба, откройте рот и отметьте про себя, как они рас­слаблены и тяжелы. Затем напротивнапрягая язык и небо, произнести то же самое. Почувствуйте разницу.

Затем произнести «АХ» при свободном языке и небе. Глубоко вдохните и осторожно пропойте «АХ», «АИ», «И»с участием диафрагмы. Вдохните и проговари­вайте текст; горло открыто.

5. Модуляция и использование голосового диапазона должны всегда зависеть от особенностей текста. Вы должны, однако, во время проговаривания отрывков тек­ста увеличивать гибкость диапазона. Горло всегда долж­но быть расслаблено, свободно усиливая звук на всех уров­нях. Вы заметите, что можете взять нижний регистр и думаете уже только о дикции; когда же вы используете только верхний регистр, вы концентрируетесь на поддер­жании грудного резонанса.

Итак, вы обрели способность правильно произносить звуки. Звук не требует усилия и может быть каким угодно. При этом резонирует все тело; Звук поддержи­вает слово. При правильном выполнении дыхательных упражнений вы добьетесь хорошего результата. Зритель не будет замечать ваших усилий,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.