Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорное развитие. Закономерности усвоения сенсорных эталонов.






Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвы­чайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились систе­мы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, ос­новная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные. предэталоны. В этот пери­од жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предмет­ ными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенны­ми предметами.

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (разви­тие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа.

В зависимости от содержания деятельности и ее мотивов меняются ост­рота, тонкость ощущений, поскольку различные признаки предметов выступают в своем практическом значении. Усвоив тот или иной при­знак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его и в других видах деятельности.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:

1) развитие органов чувств

2) овладение сенсорными эталонами;

3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

Примеры сенсорных эталонов:

система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.д.)

основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д.)

звуки родного языка

звуковысотная шкала музыкальных звуков (ноты).

https://natasha.ucoz.ru/publ/sensornoe_razvitie_doshkolnika/1-1-0-2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.