Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Князь Рюрик

Князь Рюриик является полулегендарным персонажем, положившим начало княжеской династии Рюриковичей, правившей Русью на протяжении 7 веков (IX-XVI). Нередко Рюрик рассматривается как основатель Древнерусского государства наравне с князем Олегом. Существует множество версий об истинном происхождении князя Рюрика, но ни одна из них не является полностью доказанной.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Нижнем Новгороде

Согласно «Повести Временных лет» Нестора-летописца (XII век) в 862 году варяжский князь Рюрик вместе с братьями Синеусом и Трувором по приглашению таких племен, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Старую Ладогу, из которой впоследствии вырос Великий Новгород. Это событие традиционно считается началом правления династии Рюриковичей, которое в историографии получило название «Призвание варягов». Нестор-летописец указывает в качестве причин, побудивших славян и финно-угров призвать князей «из-за моря», междоусобную войну, охватившую весь север.

Летопись сообщает так: «…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Призвание варягов. В.М. Васнецов (1909)

В поздней Никоновской летописи (XVI век) сообщается о восстании, охватившем земли Старой Ладоги. Восставшие под предводительством Вадима Храброго попытались сместить Рюрика с престола, но у них ничего не вышло: дружина Рюрика быстро расправилась с восставшими. Событие отнесено к 864 году, т.е. к тому времени, когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Об этом событии «Повесть Временных лет» говорит: «…В лето 6372 (864) … оскорбившиеся Новгородцы, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (Рюрикова городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

О происхождении князя Рюрика есть множество версий:

1) Норманнская версия.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Рорик (Хрёрик):

- Хрёдрик — сын датского короля VI века в эпосе «Беовульф»

- Хрёрик Метатель Колец — датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира

- Родерих — король вестготов в Испании в 710− 711 гг.

- Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках

- Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Заморские гости. Рерих Н. К. (1901)

2) Западнославянская версия.

Альтернативой норманнской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом «ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем». Существует несколько версий западнославянского происхождения Рюрика:

- Австриец Герберштейн в XVI веке ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей;

- Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье. Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян. В предании повествуется о том, что в VIII веке у короля ободритов Готлава было три сына, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток.

- Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Аскольд и Дир (862-882)

По тексту «Повести временных лет» Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) князя Рюрика («И были у него два мужа, не племени его, но боярина»), который отпустил их в поход в южные земли в поисках подходящей земли, «чтобы править мудро». Спускаясь по Днепру бояре увидели славный город Киев, в котором жили поляне, платившие дань Хазарскому каганату. Выгнав хазар из города, Аскольд и Дир установили в Киеве свою власть: они лояльно относились к населению, местным обычаям и религии; дань оставили на прежнем уровне; кроме того, как любые северные воины, они хорошо знали военное дело, и пришли в сопровождении хорошо вооруженного отряда. Поэтому киевляне решили не бунтовать и спокойно приняли своих новых правителей.

Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век)

 

Далее в «Повести…» сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград, в котором в то время правил император Михаил III (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени):

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Князья Аскольд и Дир в Киеве (фантазия художника)

В византийских источниках указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого всё так же не уточняется). В церковной традиции считается, что крещены были князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа.

В 879 году в Новгороде скончался князь Рюрик, оставив наследником малолетнего сына Игоря, а его опекуном Олега. Тот решил взять власть не только над северными, но и над южными землями, поэтому собрал из славян и варягов внушительное войско и двинулся в южном направлении. Вскоре Олег подошел и к Киеву. Он хорошо понимал, что киевские князья имеют сильную дружину и будут защищаться. Поэтому Вещий Олег решил действовать хитростью. Он оставил основное свое войско в засаде, а сам выдал себя за мирного купца и пригласил Аскольда и Дира к себе на переговоры о торговле. Те без опасений пошли на встречу, но на берегу их окружила военная дружина. Согласно «Повести временных лет», Олег вышел перед схваченными князьями и обвинил их, что они не знаменитого роде и обманом правят народом. Аскольд и Дир были незамедлительно убиты. Курган с останками Аскольда до сих пор стоит на крутом берегу Днепра, а прах Дира длительное время покоился возле храма Святой Ирины.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф.А. Бруни (1839)

Так Олег начал править в Киеве от имени Игоря. Именно он объявил Киев матерью городов русских, центром русских земель. В 882 году впервые северные и южные земли объединились под властью одного князя. Такова официальная версия событий. Но историки рассматривают множество вариантов, основываясь на сравнении различных летописей и преданий.

Князь Олег Вещий (879-912)

Князь Олег, прозванный также Вещим, является одним из самых известных легендарных древнерусских князей (с 879 года он – князь Новгородский, а с 882 – Великий Киевский князь), который объединил Север и Юг в единое Древнерусское государство. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет». Этот сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором «Повести…» большинство исследователей склонны считать монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Князь Олег

Согласно «Повести…», Олег был родичем Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести…» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег — это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После кончины Рюрика в 879 году в Старой Ладоге Олег взял бразды правления в свои руки. В 882 году он с дружиной двинулся на юг, по пути «Из варяг в греки». Он захватил города Смоленск и Любеч, а затем подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, бывшие бояре Рюрика. Выманив их из города («Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам»), Олег расправился с ними и захватил власть в Киеве, а сам город объявил «Матерью городов русских».

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Аз есмь князь Олег, а это есмь Рюриков сын – княжич Игорь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства.

Поход Олега на юг был вызван вполне объективными причинами: требовалось контролировать путь «Из варяг в греки» полностью, чтобы собирать увеличенный комплект податей и сборов, а также защищать путешествующих по нему купцов и торговцев от набегов хазар и разбойников. Еще одной причиной являлось повышение личного авторитета князя Олега и укрепление его власти.

После захвата Киева Олег в 883-885 гг. ходил походами на древлян, северян и радимичей, покорил племена уличей и тиверцев. В «Повести…» содержится упоминание о войнах, которые Олег вел против хазар и болгар.

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

В 907 году, снарядив 2000 ладей, по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Правивший в то время в Византии император Лев VI Философ приказал закрыть городские ворота и загородить цепью гавань, что позволило русским безнаказанно разорять окрестности Царьграда, пока основные силы противника сидели в столице и ожидали удара. Однако Олег все же решился на штурм города, но сделал это необычно: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Греки, испугавшись этого зрелища, предложили Олегу мир и золото. Русский князь взял с Византии огромную дань (по 12 гривен на каждого воина) и заключил выгодный для Руси договор, в котором регламентировались торговые и внешнеполитические отношения между двумя странами. Уходя от Царьграда, Олег в знак своей победы повесил над воротами Царьграда свой щит. Однако многие историки считают этот поход лишь легендой, поскольку о нем нет ни единого упоминания у византийских авторов.

Поход Олега на Царьград. Гравюра Ф.А. Бруни (1839)

В 911 году Олег отправил в Константинополь новое посольство, члены которого вновь заключили с Византией исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Олег прибивает свой щит к воротам Царьграда. Гравюра Ф.А. Бруни (1839)

Как сообщает «Повесть временных лет» князь Олег скончался от укуса змеи. За много лет до этого волхвы предрекли Олегу смерть от своего коня, из-за чего Олег был вынужден оставить своего верного скакуна. Спустя долгие годы Олег вернулся повидаться со своим старым другом, но коня уже не было в живых, и лишь его кости белели на холме. В ярости от обмана волхвов Олег наступил на череп коня, откуда немедля вылезла змея и укусила князя. Так гласит легенда.

Князь Олег у костей коня. В.М. Васнецов (1899)

Князь Игорь Стрый (912-945)

Игорь Старый приходится сыном князю Рюрику и является первым древнерусским князем, который синхронно указывается как в византийских, так и в западных источниках, что не оставляет сомнений о подлинности его существования и его деяний. «Повесть…» Нестора-летописца сообщает, что в 879 году, когда скончался Рюрик, Игорь был еще младенцем, опеку над которым принял соратник и родственник Рюрика князь Олег. Вместе с Олегом он в 882 году перебрался в Киев и вплоть до 912 года исполнял роль помощника при великом князе.

Князь Игорь

В 912 году князь Игорь начал своё самостоятельное правление на Киевском престоле после смерти князя Олега. Древляне (племя, жившее в украинском Полесье) ранее были подчинены князем Олегом и обязаны платить дань Киеву. Со смертью Олега, они попытались освободиться и отказаться платить. Игорь победил их в 915 году и наложил еще большую дань, чем прежде. Воевода Игоря Свенельд покорил столицу ещё одного восточнославянского племени, называвшегося уличи, после трёх лет осады, за что получил дань древлян в награду.

В 915 году на русскую землю впервые пришли печенеги, двигаясь на помощь Византии против болгар. Дипломатия Игоря повернула столкновение в сторону мирного договора, и пченежские рати благополучно прошли по русской земле к настоящей цели. Но в 920 году войско русское идёт в поход на печенегов. Результат этого похода неизвестен, но можно предположить о благополучном его завершении, так как нигде в летописях не говориться о потерях и князь Игорь вернулся домой живым, печенеги ещё долго не беспокоили русскую землю и даже были наняты для нападения на Византию в 944 году.

Следующее летописное упоминание об Игоре – Русско-византийские войны 941-944 гг.

В июне 941 года флот Игоря был почти полностью уничтожен у входа в пролив Босфор эскадрой византийцев, применивших против русов знаменитый «греческий огонь» (горючую смесь, помещающуюся в глиняные горшочки). Эта битва значится под 11 июня 941 года. После этого боевые действия продолжались еще в течение 3 месяцев на черноморском побережье Малой Азии, в окрестностях Царьграда. После этого состоялось очередное морское сражение, в котором остатки русского флота смоги вырваться из капкана и уйти обратно. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.

Греческий огонь сжигает корабли русов при осаде Константинополя. Гравюра Ф.А. Бруни (1839)

Поражению русов способствовали несколько факторов, в частности, весть о русском флоте дошла до императора Романа намного раньше от болгарских соглядатаев, чем сами русы появились на берегу Малой Азии.

Следующий поход был предпринят в 944 году. Князь Игорь собрал огромное войско, призвав варягов, наняв печенегов, и снова пошёл на греков морским флотом и конницей. «Повесть…» так говорит об этом походе: «В год 6452(944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя». И снова болгары донесли Роману о нападении. На этот раз греческий правитель, опасаясь встречи со столь отчаянным врагом, отправил навстречу Игорю послов. В результате был заключён мир и установлены наилучшие условия для торговли с греками.

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“. И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

Смерть князя Игоря. Гравюра Ф. А. Бруни (1839)

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

Княгиня Ольга (945-960 как регент при Святославе; умерла в 969)

Княгиня Ольга являлась женой князя Игоря Старого и правила в 945-960 гг. после гибели мужа. Ольга была первой и единственной женщиной, которая стала правительницей одного из самых больших по тем временам государств Европы - Киевской Руси. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая великая княгиня Ольга. Н.А. Бруни (1901)

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения в качестве 893-894 гг. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайне поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. Подобного мнения (925-928 гг.) придерживался и Андрей Богданов в своей книге " Княгиня Ольга. Святая воительница". Следственно, умнее выглядит дата около 925 года, т.к. и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Если верить этому источнику, то получается, что княгиня переименовалась из Прекрасы в Ольгу, взяв новое имя в честь князя Олега, который воспитал и вырастил будущую жену своему подопечному (Ольга - женский вариант этого имени).

В 945 году, после убийства князя Игоря, древлянские сваты прибыли в Киев в ладье, чтобы звать Ольгу замуж за их князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.

1) Первая месть

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их…».

Первая месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. А. Бруни (1839)

2) Вторая месть

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

 

Вторая месть княгини Ольги древлянам. Радзивилловская летопись

 

3) Третья месть

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4) Четвертая месть

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По «Повести…» после безуспешной осады Искоростеня в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Четвертая месть княгини Ольги древлянам. Радзивилловская летопись

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга также установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международных торговых путей. Один из них — сухопутный, названный «из немец в хазары», связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье. Кроме этого, владение древлянским и волынским отрезками этого пути давало Киеву возможность контролировать водный маршрут по Бугу, который открывал выгоды прямой торговли с Балтикой.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси, со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и другие. В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

В конце лета 957 года княгиня Ольга предприняла путешествие в Константинополь, где правил император Константин Багрянородный. В начале сентября император впервые лично принял русскую княгиню. На приеме в честь русов, император даже просил руки прекрасной Ольга, но та отказалась, и сказала, что даст согласие лишь после своего крещения. Крещение Ольга произошло в октябре 957 года, император Константин был ее крестным отцом на этом ритуале. Вслед за Ольгой крещение приняли и все послы, бывшие с ней в тот момент. В результате этого фарса Константин больше не мог просить руки Ольги, т.к. был ее крестным. Но император не разгневался, а по достоинству оценил силу ума и хитрость русской правительницы.

Княгиня Ольга (Крещение). Первая часть трилогии «Святая Русь». С. А. Кириллов (2009)

В 959 году Ольга отправилась с посольством к германскому королю Оттону I, которое окончилось неудачей.

Княгиня Ольга умерла в 969 году. «Когда на следующий год Святослав собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу».

Князь Святослав Игоревич (945-972)

Святослав Игоревич – единственный сын князя Игоря Старого и княгини Ольги, родившийся согласно летописям в 942 году. Он прославился как превосходный полководец, тактик и прирожденный лидер, но при этом он почти не занимался внутригосударственными делами, предпочитая войну княжеским палатам.

Памятник Святославу в киевской области

Согласно древнерусским летописям (в первую очередь, «Повести…») Святослав – первый княжеского рода, кто носил славянское имя, хотя все его предки носили имена скандинавского происхождения. Первое летописное упоминание его относится к 944 году. После смерти Игоря. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив «копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“».

Детство и ранняя юность Святослава прошла в дружинной среде. Он был, по сути, воспитанником своей дружины. Известно и имя его «кормильца» - Асмуд. Судя по имени, это был варяг, как и другой видный воевода - Свенельд. Последний являлся главой киевской дружины при четырех правителях: князе Игоре (912-945), регенте княгине Ольге (945-969), князе Святославе (945-972), князе Ярополке Святославиче (972-980).

Портрет Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в.

Наличие варяжских воевод при дворе киевских князей в IX-XI вв. было обычным делом. Со времен призвания Рюрика выходцы из Скандинавии являлись на Руси наемными воинами, служили княжескими посланниками в дипломатических, судебных и торговых делах, могли сидеть наместниками в отдельных областях Киевской Руси наряду с представителями восточнославянской племенной знати. Помимо варягов в личную дружину киевских князей входило много представителей племени полян, чьим племенным центром в свое время являлся Киев. В Х в. ценились храбрость и воинское искусство, а социальные различия еще не так сильно разделяли население страны. Неслучайно в первом письменном законодательстве Руси - «Русской Правде» за убийство свободного горожанина или крестьянина-общинника полагался тот же штраф (вира в 40 гривен серебра), что и за жизнь «отрока», т.е. рядового члена княжеской дружины.

Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть».

Последние восемь лет своей недолгой жизни князь Святослав провел в нескончаемых войнах с хазарами, болгарами и византийцами, ни одну из которых он не проиграл.

Начинает славную историю побед Святослава его «Восточный поход» (964-968).

В 964 году Святослав с дружиной вышел из Киева и двинулся на восток в земли вятичей, живших в междуречье Оки-Волги и являвшихся данниками Хазарии. Вынудив вятичей платить дань ему, русскому законному князю, а не хазарам, Святослав двинулся дальше на юго-восток, проходя сквозь земли волжских булгар, буртасов, ясов и касогов. В 965 году Святослав атаковал Хазарию: «В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов». В том же году Святослав взял Саркел (укрепленная крепость на Дону), а затем двинулся дальше на юг, где покорил Итиль (столицу Хазарского каганата) и Семендер (форт на Северном Кавказе) в 967-968 гг.

Следующим этапом славной боевой кампании Святослава стали «Болгарские походы» (968-969).

В 968 году к Святославу пришли послы из Византии с просьбой двинуться войной на соседнее Болгарское царство, которое угрожало внешним рубежам Византии. Просьба была подкреплена солидным денежным подношением (около 400 кг золота). Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Древнерусское государство, которое после присоединения Хазарии могло обратить свой взгляд на крымские владения империи.

Против Дунайской Болгарии отправилось войско в 10 тысяч человек, которому противостояли 30 тысяч болгарских воинов. В результате кровопролитных боев, Святослав обосновался в устье Дуная, захватив крепость Малый Преслав (Переяславец). Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. После смерти матери Ольги, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

После успешного завоевания Дунайской Болгарии начался третий этап борьбы Святослава против сильных мира сего: на этот раз против Византии, бывшего союзника и помощника (970-971).

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный успешным вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились).

Князь Святослав. В. Киреев (2011)

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив, таким образом, владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям. Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку».

Последний бой Святослава над Днепровскими порогами в 972 году. Н. Овечкин. Диарама (Фрагмент)

Князь Владимир I Святославич (980-1015)

Владимир Святославич – сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Владимир являлся незаконнорожденным сыном и не имел прав на отцовский престол, но вопреки общественному мнению Святослав сделал его своим наследником и посадил управлять Новгородской землей.

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

По «Повести Временных лет» Владимир среди сыновей был самым младшим после Ярополка и Олега. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгородской земле стал Добрыня, брат Малуши. Воевода Добрыня отличался чудовищной силой и спокойным нравом, считается, что именно он послужил прототипом для былинного Добрыни Никитича.

После гибели Святослава в 972 году между его сыновьями началась борьба за киевское великое княжение, которая привела к ослаблению молодой и развивающейся Руси. В 977 году удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич. Тем временем, Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира.

Владимир и Рогнеда. А. П. Лосенко (1770)

После этого князь Владимир при помощи большого варяжского войска осадил Киев, где заперся со своей дружиной Ярополк. По сведениям летописцев киевский воевода Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка покинуть Киев и бежать в город Родень. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи».

В итоге в 980 году после 8 лет междоусобных войн власть взял в свои руки Владимир. Владимир стал единоличным правителем Руси, смог восстановить и еще больше укрепить систему управления государством, тем самым окончательно объединив весь славянский мир.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капищ с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), также есть сведения, что князь практиковал, подобно скандинавам, человеческие жертвоприношения богам. Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Большую активность Владимир проявлял и во внешней политике. В 981 году он отвоевал у Польши Перемышль и Червень, стратегически важные крепости на западных рубежах Руси. В 981—982 годах Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, которые были обложены данью. В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике. В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом.

В 985 году Владимир в союзе с кочевыми тюрками воевал против болгар. Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Владимир величался хазарским титулом каган.

К 986 году Владимир Святославич начал переговоры с Византией относительно женитьбы на сестре византийского императора царевне Анне. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императору военную помощь, в которой тот очень нуждались; в конце концов, он приняли предложение русов, но его условием было принятие Владимиром христианства, чтобы Анна вышла замуж за единоверца.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.

К этому же времени относится летописное повествование о «выборе вер» Владимиром. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма). Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́ те опять, яко отцы наши сего не прияли суть». В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк (1822)

В итоге Владимир принял решение крестить Русь по византийскому образцу, основываясь на нескольких причинах: во-первых, Русь должна была стать единым государством, с единым Богом и единой верой, которые помогли бы сплотить русский народ; во-вторых, Русь приобрела бы себе надежного и верного союзника в лице Византии; в-третьих, Владимир стремился ввести Русь в круг европейских государств, которые в то время уже приняли христианство, и Русь не могла более оставаться «языческой окраиной Европы»; в-четвертых, приобщение к христианству по византийскому образцу способствовало развитию культуры, письменности и духовной жизни. Также причиной послужило желание Владимира скрепить союз с Византией узами брака с византийской царевной Анной.

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Это было вызвано тем, что византийцы нарушили первоначальные условия и не желали отдавать Анну. Но увидев безвыходность ситуации, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Руины Херсонеса и собор Св. Владимира

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

После успешного крещения Руси, которое, впрочем, не обошлось без кровопролития и бунтов, Владимир продолжил свой внешнеполитический курс.

В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и военачальника Варды Фоки Младшего, который свирепствовал на северном побережье Малой Азии. По рекеЯхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства. В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению, конец которого неизвестен.

Под руководством Владимира была создана линия обороны на юго-восточной границе Руси, призванная оградить страну от многочисленных набегов печенежских орд. Были осуществлены постройки сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек – Десны, Сейма, Суля, Роси.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом». Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимир начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣ ръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Сребреник великого Киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на горе Афон. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие. Щедрость и хлебосольство князя вошли в былины, где он именуется Владимиром Красное Солнышко. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра».

Князь Владимир умер в 1015 году в разгар подготовки похода на Новгород, отказавшийся платить дань в Киев. Итогом правления князя Владимира стало упрочение международного авторитета Руси, усовершенствования системы внутреннего управления государством, стабилизация обстановки на границах Руси.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении | Основные Государственные Законы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.