Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РЕНЕССАНС в Украине






Ренессанс проник в украинские земли сравнительно поздно, во второй половине 16 в. К этому времени относятся первые образцы нового стиля, близкие к канонам Высокого Возрождения. Практически одновременно происходили и попытки синтеза ренессанса с местными православно-украинскими традициями - так родился галицкий ренессанс.

В первой половине 17 в. ренессанс становится государственным стилем Речи Посполитой, переживающей «золотой век». В его традициях строятся замки, дворцы, ратуши, католические храмы и даже синагоги. Архитектура того времени часто несет на себе отпечаток маньеризма - позднеренессансного течения, которое характеризуется усилением роли внешнего декора и пластической выразительностью. С середины 17 в. ренессанс постепенно уступает место стилю барокко.

Для наших современников эпоха Ренессанса овеяна поэтическим ореолом (ах, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело!...). Однако отнюдь не художники и поэты определили лицо этого, в действительности очень жестокого, времени. Ренессанс - это эпоха Варфоломеевской ночи, процессов над Джордано Бруно и Галилео Галилеем, время Торквемады, Кортеса и Кромвеля. «Ренессансная» Европа сотрясалась от религиозных и династических войн, трепетала перед лицом турецкого нашествия, сходила с ума от золота ацтеков...

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), в которую были вовлечены практически все европейские державы, привела к беспрецедентным потерям - в одной только Германии жертвы среди мирных жителей составили 6 млн человек (этот печальный «рекорд» побила лишь Первая мировая война). Поражение в 1648 г. Габсбургского союза, в который входила и Речь Посполитая, стало одной из непосредственных причин Хмельнитчины - еще одной кровопролитной религиозной войны того времени.

Эти суровые реалии не могли не отразиться на архитектуре: большинство памятников Ренессанса в Центральной и Восточной Европе - отнюдь не изящные виллы, а неприступные замки. И даже храмы этой эпохи больше напоминают крепостные сооружения.

Галицкий ренессанс

Наиболее выразительные и своеобразные памятники ренессанса на территории Украины были созданы в Галицких землях, в частности, во Львове, куда местное начальство пригласило итальянских мастеров (ныне известны лишь их украинские прозвища: Павел Римлянин, Петр Итальчик, Павел Счастливый и др.). В ту эпоху итальянские зодчие трудились по всему свету и, потакая вкусам заказчиков, создавали удивительные «коктейли» из стилистики ренессанса и местных архитектурных традиций. Стоит лишь вспомнить Московский кремль, весь ансамбль которого создали итальянские мастера.

В украинских землях итальянцы также широко задействовали местные мотивы, создав по сути самостоятельный стиль, называемый ныне галицким ренессансом. Фасады храмов, выполненных в этом стиле, украшали розы, виноградные гроздья, звезды и солнечные знаки, словно сошедшие с украинской вышиванки. Гражданские постройки декорировались резными портретами владельцев, а также фигурами воинов и хищных зверей, оберегающих дом от вторжения. Галицкий ренессанс был очень «земным» и трогательно-наивным, но именно это придает ему особое очарование.

Часовня Трех Святителей (г. Львов), 1578-1591 гг.

Эта маленькая часовенка - один из лучших образцов галицкого ренессанса, результат удивительного синтеза итальянской и украинской архитектуры. Часовня была возведена архитектором Петром Красовским по заказу православной общины Львова. Планировка храма типична для украинской народной архитектуры: прямоугольный объем, обращенный фасадом на юг, венчают три граненых купола, из которых наибольшим является центральный.

Успенский собор (г. Львов), 1591-1629 гг.

Успенская церковь во Львове была построена еще в 1421 г., но в 1527 г. сгорела. Руины храма восстановил в 1547-1559 гг. архитектор Петр Итальчик, но и его постройка вскоре подверглась разрушению. В 1591 - 1629 гг. храм был вновь восстановлен по плану известного итальянского зодчего Павла Римлянина.

При постройке храм был белоснежным, однако со временем облицовочный известняк потемнел, что придало постройке некоторую мрачность.

 

Успенский собор и башня Корнякта

В 1572-1578 гг. рядом с храмом Успения была построена трехъярусная колокольня, надолго ставшая архитектурной доминантой Львова. Ее проект выполнил Петро Барбон, а средства на постройку предоставил греческий купец Константин Корнякт, в связи с чем колокольня со временем получила народное прозвище «башня Корнякта».

Черная каменица (г. Львов), 1577 г.

Камень как строительный материал всегда был довольно дорог, поэтому в Украине 16 в. из него строили в основном соборы и замки. Каменные жилые дома были диковинкой и даже получили специальное название - каменицы. Одной из красивейших построек этого типа является Черная каменица во Львове, возведенная в 1577 г. Павлом Красовским на фундаменте готического дома 15 в.

Четырехэтажное здание в стиле галицкого ренессанса покрыто так называемым «бриллиантовым рустом» - резным камнем с четырехгранным выступом на лицевой стороне. Окна имеют прямоугольные очертания, они украшены профилированными наличниками и карнизными сандриками. Портал оформлен растительным орнаментом и скульптурными сюжетами, выполненными по заказу владельцев дома: изображением Девы Марии, фигурой львовского местночтимого святого Станислава Костки и конным рельефом Св. Мартина, отрезающего мечом часть своего плаща, чтобы отдать его нищему.

Дом Корнякта (г. Львов), 1580 г.

Дом богатого греческого купца Константина Корнякта является самым крупным жилым зданием древней площади Рынок. Право на строительство такого солидного особняка Корнякт получил лично от польского короля Стефана Батория (1575-1586 гг.) в награду за финансовые услуги. Дом был выполнен на фундаменте 15 в., и на его первом этаже сохранились остатки стен с готическими нервюрными сводами. Фасад здания оформлен в духе галицкого ренессанса - стены на всю высоту покрыты рустовкой, окна увенчаны треугольными сандриками с богатой резьбой. Реконструкция, проведенная в 18 в., обогатила здание декоративным аттиком, украшенным волютами в виде дельфинов и живописными фигурами рыцарей.

Часовня Боимов (г. Львов), 1609-1615 гг.

Этот уникальный памятник, отражающий наивысший взлет искусства галицкого ренессанса, был возведен по проекту Андрея Бермера. Часовня была выстроена как родовая усыпальница богатой львовской семьи Боимов; всего в ней похоронено 14 членов этой фамилии. С точки зрения планировки, памятник устроен довольно просто: это небольшое четырехугольное здание, увенчанное широким ренессансным куполом с двумя круглыми окнами в барабане. Уникальность постройке придает ее скульптурное оформление, большинство элементов которого выполнил мастер из Кракова Гануш Шольц.

Весь западный фасад часовни представляет собой единую архитектурно-скульптурную композицию, основу которой образуют фигуры апостолов Петра и Павла и три евангельские сцены. Композицию дополняют изображения библейских пророков, картуши с библейскими цитатами и жанровые сценки. Скульптурные элементы связаны воедино шестью резными колоннами, декоративными консолями, фризами и пилястрами. Так же богато украшен и интерьер часовни, в котором особенно впечатляет купол, украшенный ячейками-кессонами.

Высокое Возрождение

«Высоким Возрождением» называют период наивысшего расцвета собственно ренессансной эстетики, период увлечения чистыми античными формами. В Италии этот стиль был распространен в 1500-1560 гг., на украинские земли он пришел значительно позже. Постройки в итальянском стиле часто заказывали польские магнаты католического вероисповедания, стремившиеся подчеркнуть «европейский шик» своих резиденций и храмов-усыпальниц.

Собор Св. Лаврентия (г. Жолква, Львовская обл.), 1606-1618 гг.

Один из лучших образцов «чистого» итальянского возрождения в Украине был построен в качестве усыпальницы семьи Жолкевских. В нем похоронен основатель г. Жолквы - коронный гетман Станислав Жолкевский (1547-1620 гг.), его жена и сын, многие выдающиеся представители польского дворянства и духовенства. Проект храма разработал итальянец Павел Счастливый; после его смерти в 1610 г. собор достроили Павел Римлянин и Амброзий Прихильный.

Дворец Якуба Собесского (п. Поморяны, Львовская обл.), 1619 г.

Дворец Якуба Собесского в Поморянах представляет собой редкий образец гражданской архитектуры итальянского ренессанса в Украине. Первая поморянская резиденция была построена в 1350 г. и представляла собой готический замок. В 1619 г. Якуб Собесский (1588- 1646 гг.), отец будущего короля Польши Яна III, приобрел древнюю твердыню и построил в ней маленький ренессансный дворец. Дальнейшая судьба комплекса сложилась так, что до наших дней дошел только этот дворец с прилегающей к нему башней: остальные оборонительные сооружения были разобраны в конце 18 в.

Дворец Станислава Конецпольского (п. Подгорцы, Львовская обл.), 1635-1640 гг.

Вершиной дворцовой архитектуры 17 в. в Украине по праву считается резиденция коронного гетмана Станислава Конецпольского в Подгорцах. Памятник, возведенный итальянцем Андреа дель Аква по проекту выдающегося французского инженера Гийома де Боплана, объединил в себе черты итальянского ренессанса и французской архитектуры эпохи Людовика XIII. По своему стилевому и конструктивному решению он близок к знаменитым французским «замкам на Луаре».

Оборонительная часть ансамбля представлена четырьмя угловыми бастионами, которые, впрочем, не смогли защитить дворец от нападения врагов: начиная с 1648 г. резиденцию коронного гетмана неоднократно успешно штурмовали казаки и татары.

Свиржский замок (г. Свирж, Львовская обл.), 15-17 вв.

Свиржская твердыня - один из лучших образцов традиционного средневекового замка, переоформленного в духе Высокого Возрождения. Твердыню, построенную князьями Свиржскими около 1427 г., в середине 17 в. реконструировал новый хозяин - Александр Цет-нер, поручив модернизацию львовскому архитектору Павлу Гродзицкому.

Жолквинский замок (г. Жолква, Львовская обл.), 1594-1606 гг.

Жолквинская твердыня была возведена архитектором Павлом Счастливым по заказу основателя г. Жолква, гетмана Станислава Жолкевского (1547-1620 гг.). По своему инженерному решению Жолквинский замок относится к оборонным сооружениям средневекового типа - с высокими прямоугольными башнями и без каких-либо приспособлений для ведения артиллерийского огня или защиты от него. Однако оформлен он в лучших традициях ренессанса.

Олесский замок (п. Олеско, Львовская обл.), 14-17 вв.

Олесский замок относится к памятникам, которые приобрели ренессансный облик в результате масштабной реконструкции. Основанный не позднее 1327 г., замок сменил множество владельцев, пока в 1605 г. не перешел в руки украинского магната, владыки Русского воеводства Ивана Даниловича. Именно в этот период и сложился ансамбль, представляющий собой по сути большой и хорошо укрепленный жилой дом со скромным ренессансным декором.

Маньеризм

Понятие «маньеризм» вызывает постоянные споры среди искусствоведов: одни считают его самостоятельным стилем, другие - одним из вариантов перехода между ренессансом и барокко.

Для архитектуры маньеризма характерно усиление роли внешнего декора, пластическое насыщение фасадов и появление «первой ласточки барокко» - вычурных спиралей-волют. В то же время, архитектурный облик здания остается типично ренессансным, поэтому говорить о специфической «архитектуре маньеризма» далеко не всегда возможно.

Костел бенедиктинок (г. Львов), 1590 г.

Костел монастыря бенедиктинок во Львове был построен по проекту Павла Римлянина. Архитектурный облик здания отличается некоторым консерватизмом: в монашеской среде каноны ренессанса приживались с трудом, к тому же монастырь располагался на окраине города и должен был в случае опасности служить маленькой крепостью. В результате костел приобрел черты оборонной постройки.

Старосельский замок (п. Старое Село, Львовская обл.), 1584-1589 гг.

Этот величественный замок - один из немногих памятников ренессансной фортификации, имеющих богатое скульптурно-рельефное оформление. Он был построен в 16 в. и реконструирован по инициативе своего владельца, Владислава Заславского, в 1654-1658 гг.

Бернардинский костел (г. Львов), 1600-1630 гг.

Этот монументальный храм сочетает в себе черты итальянского ренессанса, маньеризма и барокко: в ходе длительного строительства зодчие вносили в постройку коррективы, соответствующие изменчивой моде. Автором первоначального проекта был монах Бернард Авелидес. Строительство начали в 1600 г. знаменитые мастера П. Римлянин и А. Прихильный, а в 1630 г. постройку завершил, уже в формах маньеризма, А. Бемер из Вроцлава.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.