Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ницше об истории как круге «вечного возвращения» духа.






Следующую концепцию развития мировой культуры по циклам выдвинул Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) – немецкий филолог и философ. Он предложил оригинальную циклическую концепцию развития культуры мира по кругам «вечного возращения». Идея вечного возвращения была впервые им выражена в книге «Веселая наука» (1881- 1882), где он показывает, что лежащее в основе бытия определенное и ограниченное количество биологических импульсов складываются в комбинации, которые могут повторяться. На этом основании Ницше делает вывод, что не имеющее смысла и цели в существующем виде бытие вновь и вновь неизменно повторяется, никогда не переходя в небытие, создавая при этом неизбежный вечный круговорот и «вечное возвращение».

Ницше интересен еще и тем, что он обосновывает такое

направление как философия жизни. Представители философии жизни,

выступив против одностороннего рационализма предшествующей и

современной им европейской философии, сосредоточившей свое

внимание почти исключительно на познающем рассудке, истолковали

историю и культуру как выражение некой полноты жизни, включающей

в себя и волю, и интуицию, и переживания, и влечение.

Философия жизни усиливала элемент культурного релятивизма и противостояние классической модели истории культуры как эволюции от низших форм к высшим. Если та или иная форма жизни переживается в соответствующей ей культуре достаточно полно и интенсивно, то эта

культура абсолютно равноценна другим культурам, даже если они

обладают большим объёмом знаний или более эффективной техникой.

Философия жизни не отказывается от оценочного подхода к

культуре, только эта оценка зачастую оказывается перевернутой,

«инверсной». Ницше считает современную ему культуру не выше, а

ниже древней или средневековой, ибо присущее ей возрастание роли

интеллекта иссушает непосредственное переживание жизни и ослабляет жизненные инстинкты человека - прежде всего его волю к власти.

В книге «Так говорил Заратустра» (1883-1884) Ницше развивает

свою идею о круге «вечного возвращения» духа. Он пишет о том, как он

видит развитие культуры человека, представляя ее как вечное возвращение в жизни его духа. Человек переживает «три превращения

духа», в которых он вначале, подобно верблюду, нагружает себя всеми

знаниями, добытыми человечеством, потом как лев набрасывается на них

и терзает, постигая их временность и относительность, и, наконец,

возвращается к началу, истоку жизни, как бы вновь становится ребенком.

В этом вечном возвращении, видит Ницше, состоит жизнь духа. Идея

Вечного возвращения стала, по собственному его признанию,

лейтмотивом книги.

В данной идее отразилось сложное отношение Ницше к своему

времени и к времени вообще, к тому месту, которое, по его мнению,

философ должен занимать в нем. Задачей философа является, по его

мнению, стремление понять современность в контексте всей

человеческой истории, победить в себе свое время, стать «безвременным», возвысившись над своим временем, понять его. «Смерть Бога», проистекающий отсюда нигилизм (отрицание всех

ценностей), попытка «самопреодоления» человеком себя на пути его

возвращения к истокам бытия, к вечности или вечное возвращение к

природе и к своей первоначальной сути, являются основными идеями

философии Ницше. Он говорит о том, что человек в начале своей

истории и отдельной жизни это еще бесформенная масса, нуждающаяся

в ваятеле для своего облагораживания. Только тогда, когда в самом себе

человек пробудит такого ваятеля, человечество превзойдет самого себя и

перейдет в иное – в свое высшее качество, т.е. появится сверхчеловек как

результат культурно-духовного совершенствования. Сверхчеловек –это

нравственный образ означающий высшую степень духовного расцвета человечества. Он непротивостоит просто человеку в категориях господства и подчинения, а является продуктом развития человеческого рода уже без возможности обращения к богу, а обращаясь только к самому себе, к своим возможностям самосовершенствования разрушая в себе тварь, может спасти себя как творца.

В противоположность христианской морали, называемой Ницше

«моралью рабов», его аристократическая мораль состоит в утверждении

«самого себя», своего собственного превосходства над всем окружающим. «Плохое» в ее понимании - синоним всего заурядного, пошлого, слабого и несчастного, хорошее - благородного, превосходящего обычный уровень, наделенного силой и властью, радостного и счастливого в своем ощущении жизни. После " смерти" Бога человеку не остается ничего иного, как только полагаться на себя, на собственные силы, на отпущенную ему природой жизненную энергию, демонстрируя в борьбе за выживание то, что Ницше назовет «волей к власти».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.