Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки группового субъекта труда






Работающий человек как главный объект исследования психологии труда не может изучаться изолированно от эргатической системы, группы, организации, в которой работает. Такое изолированное рассмотрение личности профессионала допустимо лишь в решении узкоспециализированных задач (например, в разработке тренажера, тренировочных упражнений для формирования отдельных профессиональных умений) или в исследовании причин ошибок выполнения частных индивидуально выполняемых профессиональных задач (например, декодирования шифра передаваемого сообщения).

Кроме того, объектом исследования психолога труда могут быть групповые субъекты труда, команды, бригады. В этом случае он должен владеть концепциями и методами исследования, практического воздействия, разработанными в рамках социальной психологии труда, организационной социальной психологии (Базаров Т. Ю., 1996, 1998; Донцов А. И., 1984; Журавлев А. К., 1987; Кабаченко Т. С., 2000, 2003; Психология..., 2000; Совместная..., 1997; Социально-психологические..., 1987; Шеклтон В., 2003 и др.).

Исследование групповых (бригадных) форм трудовой деятельности систематически началось в нашей стране в 1920-е гг., но в силу политических, идеологических причин социальная психология не получила в довоенный период поддержки со стороны правительства и, более того, воспринималась как буржуазная наука, неприемлемая в стране диктатуры пролетариата. Задачи развития прикладной социальной психологии развернулись в начале 1960-х гг. (Казаков В. Г., 1987). В этот период было выполнено большое число социально-психологических исследований бригад, отношения членов бригады к труду, изучались межличностные отношения членов бригады и эффективность их совместного труда, конфликты, социально-психологический климат. Бригада рабочих как первичный трудовой коллектив рассматривалась как зеркало всей управленческой деятельности предприятия. В. Г. Казаков справедливо отмечает в качестве недостатка работ тех лет оторванность, абстрактность результатов многих социально-психологических


исследований, порожденных тем, что социальные психологи нередко игнорировали предметное и функциональное содержание совместной трудовой деятельности. В этом, возможно, проявлялась оторванность их работ от традиций психологии труда, общей психологии, опиравшейся на принцип единства сознания и деятельности, принцип деятельностного опосредования психических процессов. В работах, выполненных под руководством А. И. Донцова, Е.В.Шороховой и А.Л.Журавлева, А.В.Петровского, К. К. Платонова, указанный недостаток по возможности преодолевался.

Групповой субъект труда появляется в современных производ-
ственных организациях нестихийно, но как закономерный резуль
тат организационного проектирования трудовых процессов. При
этом производственный процесс дробится на последовательность
эргатических функций, выполнение которых поручается отдель-
ным работникам или людям, объединенным в группы, бригады,
при использовании ими технических средств труда разной степе
ни сложности.

Групповая форма работы, предполагающая формирование некоей целостности (групповой субъект труда и его совместная деятельность), не является простым механическим объединением трудовых усилий независимо работающих людей, это новое сложно организованное образование. Признаки коллективного труда были выделены Б.Ф.Ломовым (1972) и дополнены А.Л.Журавлевым (1987). А. Л. Журавлев считает главными основания-ми выделения группового субъекта труда следующие восемь составляющих:

1) наличие единых целей для разных участников трудового
процесса;

2) формирование общей мотивации труда, не сводящейся к
индивидуальным мотивам;

3) разделение единого трудового процесса на отдельные дей-
ствия и операции и распределение ролей в группе, что приводит
к формированию структуры взаимосвязей участников группы;

4) объединение — совместность выполнения функций участ-
ников трудового процесса как составляющих группового субъекта
труда;

5) строгую согласованность, координацию выполнения распре
деленных и одновременно организационно объединенных действий
участников группы в соответствии с заранее намеченной програм-
мой;

6) необходимость выделения функции управления в совмест-
ной трудовой деятельности, направленной на участников и через
них на предмет труда;

7) наличие единого конечного результата, общего для трудо-
вого коллектива; именно совместная деятельность позволяет по-


лучить этот результат более эффективно, качественно, чем в случае индивидуальной формы организации труда, когда один работник должен был бы достигать конечного продукта деятельности;

8) единство (увязка) пространственно-временного функционирования участников совместной деятельности (Журавлев А. Л., 1987, с. 48).

Б.Ф.Ломов (1972, 1984) рассматривал в качестве ключевого, признака совместной профессиональной деятельности наличие: общей трудовой цели у членов группы. Группа объединяется как новое организационное единство и существует в таком качестве до тех пор, пока у членов группы сохраняется общая цель деятельности. Для психологов труда важно исследовать, в какой форме эта общая цель представлена в индивидуальном сознании каждого участника группы. Помимо общей цели в сознании членов коллективного субъекта труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой. Каждый член группы обладает совокупностью иерархически упорядоченных целей, и задача психологов состоит в умении исследовать эти индивидуальные особенности членов группы, влиять на формирование субъективной иерархии целей так, чтобы общая трудовая цель не терялась, не искажалась, не обесценивалась в чьем-то сознании и чтобы эти деформации не могли передаваться другим членам группы.

Способы воздействия на участников группы в этом направлении были разработаны и проверены А. С. Макаренко, который подчеркивал, что общая цель должна быть перспективной, иметь возможность интегрировать индивидуальные мотивы участников и тем самым превращать группу в подлинный коллектив. Ломов подчеркивает важность функции планирования и координации в распределении обязанностей между участниками группы и рефлексию их особенностей в сознании членов группы, выполняющую цементирующую функцию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.