Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о системе правоохранительных органов в механизме государства.






Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляет основную цель государственной деятельности. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах формах реализации функций, а следовательно, выделятся в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализаций государственных функций. В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. Сам термин правоохранительные органы обозначает обособленную группу, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.(правоохранительную деятельность). В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются: суды, прокуратуры, адвокатуры, органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, органы дознания и следствия, Министерство внутренних дел и его органы, Министерство юстиции и его органы, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, а также общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью, которая подразумевает деятельность, осуществляемую с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. К основным функциям правоохранительной деятельности относятся1: 1) Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства; 2) Прокурорский надзор-призванный обеспечивать верховенство закона, точное и единообразное применение законов органами власти, общественными объединениями и должностными лицами; 3) Организационное обеспечение деятельности судов-заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия; 4) Выявление и расследование преступлений - деятельность особых должностных лиц - следователей и оперативных уполномоченных, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания их суду или реабилитации невиновных; 5) Оказание юридической помощи - деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. __________________________ 1См.: Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. –М.: РАП, 2013.

 

Совокупность правоохранительных органов образует единую систему специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованную на основе законодательства и уполномоченную применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства. Систему правоохранительных органов можно подразделить на суды и иные правоохранительные органы. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры, находящие свое отражение в законодательстве стран. Существует также взаимосвязанная система правового регулирования организации и деятельности судебных и правоохранительных органов. Возможен различный подход к изложению системы нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность правоохранительных органов, определяющей является юридическая сила актов, поскольку при их несоответствии друг другу следует применять более значимый документ. Многообразие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что правоохранительные органы – это государственные организации и работающие в них должностные лица призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. Нормативные правовые акты направлены на урегулирование общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности.

Они адресованы к широкому, неопределенному по составу кругу субъектов правовых отношений, связанных с различными отраслями права. Все нормативные правовые акты составляют единую систему, которая отличается согласованностью и иерархической подчиненностью 1.

1.2. История создания системы правоохранительных органов. Правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством как его необходимый атрибут. Первичная родовая организация общества позволяла обходиться без специальных органов, призванных обеспечить порядок. Бесклассовая родо-племенная общность людей основывалась в начале на кровнородственном принципе. Сами условия ее существования предопределили участие подавляющего большинства членов рода в осуществлении функций, обеспечивающих общественные интересы. К таковым относилось и поддержание сложившихся обычаев и порядка, а также наказание нарушивших его. Социальные нормы родового общества, формами выражения которых являлись обычаи, традиции, ритуалы, тотемы и табу, предусматривали в качестве высшего наказания изгнание провинившегося из рода, что само по себе приводило к смерти. Их общей особенностью являлась мононормность, они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями. Постепенно, около 4-3 тыс. лет тому назад, естественно-историческое развитие общества привело к замене родовых образований территориальными, к классовому расслоению, зарождению государства. Классовые противоречия, социальная напряженность в связи с углубляющимся имущественным неравенством, усложнение взаимосвязей по мере развития экономики объективно вели к усложнению механизма отношений как внутри ______________________ 1См.: Ершов В.В. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 т 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. Издательство: Юрайт, 2016.

родового общества, так и между отдельными родовыми обществами. Образование функции обеспечения правопорядка связана с образованием государства и формированием права. Достигалось это двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов и правопорядка; во-вторых, государство создавало новые правовые нормы, в результате постепенно обычное право уступало место прецедентному праву, основой которого становились административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву пришло статутное право (законы), первичное право получило письменные формы выражения, обеспечиваемые государственным принуждением - законы, кодексы, своды законов и т. п. Эти процессы способствовали развитию правоохранительной функции. Самые ранние свидетельства о существовании специальных органов обеспечения порядка относятся к цивилизациям Востока. В период 4 династии (2815-2294 гг. до н. э.) должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях Египта, именовались " Судья-комендант полиции". Наиболее серьезные усилия были направлены на поддержание полиции, обслуживающей захоронения. Египтяне утверждают, что они первыми начали использовать собак в полицейских целях. Столичная Египетская полиция имела свой флаг с изображенной газелью со страусовым пером - эмблемой некоторых войсковых образований Египта. Из сохранившегося описания крупного ограбления в Фивах (около 110 г. до н. э.) выясняется, что город в административно-полицейских целях был разделен на два сектора - восточный и западный - под началом двух принцев. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании в 2000 г. до н. э. в городах Индии специальных групп инспекторов по контролю за мерами и весами, по надзору за состоянием улиц, водостоков, отрядов ночной стражи 1. Отличительной чертой Китая являлось то, что довольно значительное время на низовом уровне обеспечение порядка возлагалось на само сельское население. Достаточное количество доказательств можно найти ___________________________ 1См.: Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005. 9

в Ветхом и Новом заветах. Характерной особенностью при формировании правоохранительных органов (в России - период 9-15 вв.) является сохранение достаточно долгое время в организации обеспечения существующего порядка (правопорядка) общих черт, характерных для родового строя. Вопросами охраны и обеспечения правопорядка занимались органы общей компетенции, не существовал состязательный (обвинительный) процесс. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам. Функции обеспечения порядка долгое время были объеденены с функциями управления, представленном великим князем как высшим звеном государственной иерархии - верховным управителем, имеющего свою дружину и подчиненными ему князьями племеных союзов и князьями племен, имеющими собственные дружины. Начало процесса выделения правоохранительной функции приходится на XVI век., характеризуется формированием специальных ведомств - секретных Приказов и ведомств, в основах деятельности которых заложены формы проведения расследования, следствия и судебного производства. Одной из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся политический и уголовный сыск. Совершенствование форм и методов деятельности по охране порядка продолжили реформы Петра (1676-1725), заложившие основы формирования полицейских ведомств и служб - сформирован центральный верховный орган государственной власти - правительствующий Сената и подчиняющиеся ему 11 коллегий, в состав которых вошла Юстиц-коллегия, занимающаяся вопросами судебного законодательства и судопроизводства и главный магистрат, руководящий работой городских магистратов, в ведении которых находились судебные функции, контролирование финансовых средств, сбор налогов и пошлин. Становление судебных органов в общем и целом шло тем же путем, хотя здесь имелись свои особенности. Для этого процесса характерно перераспределение полномочий органов родо-племенного строя; собрание общин утрачивало, а сравнительно узкий круг лиц или одно лицо сосредотачивали во все большем объеме судейские функции. По мере того как государство перестало занимать роль арбитра и 10 начинало выступать в качестве активного участника процесса (вначале по государственным и наиболее тяжким уголовным преступлениям, а затем по все более широкому кругу дел), эти лица вынуждены расширять свое участие в предварительной подготовке материалов, их проверке и оценки доказательств, что со временем привело к развитию функции расследования и созданию судебного аппарата. И в данном случае наблюдалось организованнное объединение полицейских (дознание, следствие) и судебных функций в одном органе. Судебные органы Древней Руси, в основном, были представлены судом общины, который производил судопроизводство за преступления, совершенные общинниками. С укреплением феодальных отношений все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых на должность судей. Во время Русской Правды княжескому суду стали принадлежать наиболее серьезные преступления, каравшиеся потоком и разграблением, причем имущество осужденного переходило не в собственность общины, а в княжескую собственность. Таким образом, правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Функция обеспечения правопорядка напрямую связано с обеспечением государственных интересов и формированием права.

 

_____________________________ 1См.: Рыбников В. В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007. 11






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.