Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?






Вихристюк О.В.

Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013 – 67 с.

 

 

Авторский коллектив: Банников Г.С., Бовина И.Б., Гаязова Л.А., Миллер Л.В.

Оформление обложки: Лескина Е.А.

 

 

ISBN 978-5-94051-141-3

 

В книге в доступной не специалисту форме представлены научно-практические наработки, связанные с особенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи; описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков. Книга содержит рекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращать внимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти, смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощью специалистов.

Книга представляет интерес для родителей, специалистов, работающих в системе образования, специалистов психологических служб разных ведомств, интересующихся вопросами профилактики суицидальных рисков в среде подростков и молодежи.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда,

проект № 13-46-93007.

ISBN 978-5-94051-141-3

© ГБОУ ВПО МГППУ, 2013

© Вихристюк О.В., 2013

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ?

Содержание

 

   
Введение……………………………………………………………………………………..  
Глава 1. Проблема самоубийства в подростково-молодежной среде………………..  
1.1. Суицид среди подростков и молодежи: современные тенденции…………………..  
1.2. Отношение общества к самоубийству (исторический и этнокультуральный аспекты)………………………………………………………………………………………  
Глава 2. Психологические механизмы формирования суицидального поведения……………………………………………………………………………………  
2.1. Что такое саморазрушающее суицидальное поведение..............................................  
2.2. Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков………………………………………………………………………  
2.3. Саморазрушающее поведение и психические нарушения у подростков…………..  
2.4. Подростки и молодежь группы риска. Симптомы суицидальных намерений……..  
Глава 3. Как помочь подростку справиться с трудной жизненной ситуацией…….  
3.1. Что такое трудная жизненная ситуация, ее влияние на развитие подростка………  
3.2. Как правильно построить разговор с подростком…………………………………….  
3.3. Когда и куда надо обращаться за консультацией специалистов.................................  
Заключение…………………………………………………………………………………...  
Список литературы……..……………………………………………………………………  
Приложение. Памятка родителям «Как не допустить суицид у подростка»…………………………………………………………………………………...  

 

 


Введение

Ребенок олицетворяет начало жизни. Он находится в начале познания своего жизненного пути, своих возможностей, своей судьбы. Детская смерть – нелепое и трагичное событие. И если со смертью от естественных причин приходится как-то мириться и принимать ее, то добровольная смерть «от себя самого» всегда приходит как «гром среди ясного неба», как страшная реальность, которую разум близких отказывается принимать.

Суицид – пугающая тема, ее не принято и не очень приятно обсуждать. Поэтому столкнувшись либо с прямыми угрозами своего близкого покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, человек нередко оказывается в растерянности, не знает, как к этому относиться: то ли игнорировать угрозы, не обращая на них внимания, считая их пустыми разговорами, то ли бросаться спасать близкого любой ценой? Ведь зачастую от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их действий, их искреннего желания поддержать человека, возможно, зависит его жизнь.

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, безнадежность и одиночество. Как правило, причинами суицида становятся проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Хотя переживания, связанные с утратой, унижением, отчаянием, разочарованием, отвержением, потерей самоуважения, составляют многообразие жизни, пусть и не в самых оптимистичных ее проявлениях.

Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Причем отношения в семье могут служить как защитой от депрессивных состояний, так и причиной их развития. Вместе с тем, именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности).

Спецификой подросткового возраста является повышенная восприимчивость, иногда внушаемость, совпадающая с периодом вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ разрешения кажущихся непреодолимыми трудностей.

Каждая смерть ребенка – это трагедия. Каждый такой случай говорит о том, что страх перед жизнью побеждает страх смерти. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что большинство несовершеннолетних решаются на самоубийство для того, чтобы обратить внимание окружающих их людей на свои проблемы. До самой последней минуты, решившийся на последний шаг, человек надеется, что ему помешают, что кто-то спасет его, а близкие люди испугаются за него и будут его любить.

«Если бы мы только могли предположить, что он/она замышляет!», «Если бы только знали – сделали бы все, чтобы предотвратить трагедию!» – восклицают близкие. Те, кто размышляют о самоубийстве как о реальном «выходе», «решении» проблем тем или иным образом раскрывают свои стремления. Многие трагедии можно попытаться предотвратить, для этого достаточно быть другом своего ребенка, не бояться признавать своих ошибок.

В данной книге мы рассмотрим некоторые результаты исследований в области кризисной и экстремальной психологии, суицидологии. Попробуем обсудить, разобраться в том, что это за явление – «подростковый суицид», можно ли его предотвратить и распознать признаки надвигающейся опасности, как построить откровенный разговор с ребенком. Конечно, однозначного ответа на вопросы о том, что и почему толкает подростков на страшный шаг, нет, наверное, ни у кого (даже среди специалистов нет единого мнения). Но знать об этой проблеме, знать, как помочь человеку в случае опасности, как склонить его выбор в сторону жизни, вместе с ним найти выход из ситуации, которая пока кажется неразрешимой, наверное, должен каждый взрослый человек, каждый родитель, ответственный за жизнь своего ребенка.

При создании книги были использованы результаты научно-практической работы Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Особую благодарность автор выражает: Банникову Геннадию Сергеевичу, Бовиной Инне Борисовне, Гаязовой Ларисе Альфисовне, Миллер Людмиле Владимировне.

Книга подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (1[1]).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.