Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный путь

Учитель - фронтовик

ветерана Великой Отечественной войны -

Леонида Александровича Сосина)

 

 

Выполнила ученица 9 «В» класса

Суслова Виктория

Учитель Медведева С.А.

 

 

р.п. Дмитриевка

2010 г.

 

 

Дело не в том, как долго мы живём, а в том – как.

Н. Бейли.

 

На тысячи километров с севера на юг и с запада на восток раскинулись просторы России. Хороша наша Родина! Но все же для каждого человека самым близким и дорогим является место, где он родился и вырос – окрестности населённого пункта, территории его области. Для меня – это Тамбовский край, рабочий посёлок Дмитриевка. Моя малая Родина имеет интересную историю. Её прошлое богато яркими событиями, экономика имеет большое хозяйственное значение. Жители Тамбовщины снискали себе неувядаемую славу на полях сражений, всегда отличались патриотизмом и самопожертвованием. И сегодня рядом со мной живут сотни людей, трудолюбивых и заботливых, готовых прийти на выручку.

Мне всегда хотелось знать о своём крае и о его жителях как можно больше. Ведь это край моих предков. А люди моей малой Родины всегда вызывали во мне чувство уважения, гордости и восторга.

Идут годы… Всё дальше уходит в прошлое время Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся тех, для кого война – не страница давней истории, а часть собственной жизни. И всё актуальней становится потребность понять и узнать судьбу тех, кто приближал эту победу, сделал всё, чтобы мирная жизнь стала лучше.

В школьном архиве среди документов о войне я встретила фотографии Сосина Леонида Александровича, по рассказам взрослых поняла, что этот замечательный человек прожил интересную и сложную жизнь. Именно поэтому, мне хотелось бы в своей работе по воспоминаниям родных, друзей, учеников, коллег рассказать о его судьбе. К сожалению, познакомиться с ним лично мне уже не представилось возможности, но вся моя исследовательская работа позволяет уверенно сказать, что Леонид Александрович удивительный человек. Вся его жизнь навечно останется в памяти людей, ведь имя участника Великой Отечественной войны знают в районе от мала до велика.

Леонид Александрович Сосин родился 7 ноября 1921 года в селе Нащекино Бондарского района в семье крестьянина. Его отец, Александр Григорьевич, участник становления советской власти, член партии, активный работник, позднее секретарь партийной организации, своим личным примером показывал сыну, каким должен быть гражданин страны Советов. Я думаю, что именно от него он перенял активность, несгибаемость в трудных ситуациях. А от матери, Марии Матвеевны, сын унаследовал то трудолюбие и безупречность, которые помогали ему не раз с честью проходить сложные испытания. Здесь в Нащекино Леонид Александрович окончил школу. За годы учёбы показал себя активным и уверенным, достойно носившим звание пионера. В семейном альбоме сохранились фотографии Леонида Александровича в пионерском лагере. По воспоминаниям жены, у него всегда было много друзей: и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте. В школе этот весёлый, озорной паренёк принимал активное участие в художественной самодеятельности, играл в инструментальном ансамбле. А самое главное - всегда был заводилой всех хороших дел.

Окончив школу в 1940 году, Леонид Александрович, был призван в ряды Советской Армии. Тогда он ещё не знал, что эта служба для него продлится долгих шесть лет. События 1941 года изменили планы курсанта авиационного училища имени Ворошилова Леонида Сосина.

Уже на второй день войны, прервав учёбу, курсанты Ленинградского военного округа пешком добрались из Пушкино, где располагалось училище, в город. Там, сменив курсантскую форму на пехотную, закрепились в 87 километрах от Ленинграда на старой государственной границе. Леонид Александрович попал в отряд по борьбе с вражескими диверсантами и парашютистами. Но здесь курсантам не долго пришлось бороться с противниками, вскоре их отправили продолжать учёбу в училище, так как авиационные кадры были очень необходимы на фронте. Окончив училище по ускоренной программе, Леонид Александрович в мае 1942 года уже был на передовой.

К осени 1941 года тяжёлое положение сложилось на Ленинградском фронте. Город охраняли второй корпус ПВО и седьмой истребительный авиационный корпус, в состав которого входил 11 гвардейский истребительный полк, где после окончания училища и пришлось воевать Леониду Александровичу в качестве авиационного механика, а впоследствии бортмеханика. В его дневниках я прочитала, что ему приходилось летать и на отечественных машинах ЛИ-2, и на американских СИ-47, но особенно был удобен У-2 конструктора Поликарпова. Его-то и побаивались немцы. Набирая максимальную скорость, лётчик глушил двигатель и без звука самолёт появлялся там, где его не ждали. Как правило, сброшенные с него снаряды попадали прямо в цель. Не раз приходилось Леониду Александровичу Сосину попадать под артобстрел. А очень запоминающимся событием, которое он рассказал корреспонденту районной газеты «Знамя» Никифоровского района, было то, когда в августе 1941 года он впервые увидел в действии «Маруси» (так любовно называли солдаты первые миномётно-артиллерийские установки с реактивной системой «Марс»). Где-то их называли «Катюшами». С болью в его дневниках описываются события из жизни мирного населения Ленинграда, так как постоянные артиллерийские обстрелы не давали покоя ни днём, ни ночью, страдали Ленинградцы не только от обстрелов, но и от холода и голода. Каждому солдату выдавалось 250 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, но как бы тяжело не было жителям Ленинграда, они делились даже последней крошкой хлеба, никогда не теряли чувства собственного достоинства. В этом Леонид Александрович убедился воочию. Выполняя, один из приказов командира ему пришлось наблюдать, как во время бомбёжки на одной из улиц города перевернулась машина с хлебом. Разбросанные буханки валялись на земле. Люди голодными глазами смотрели на случившееся, но никто не протянул руку за хлебом. Более того, жители кольцом окружили машину и ждали, пока хлеб отправят по назначению. Леонид Александрович подчёркивает, что «воистину великий русский народ, вынес на своих плечах все тяготы войны и при этом не потерял способности быть человеком!»

Окончание войны он встретил всё там же, в Ленинграде, но не сразу после победы Леонид Александрович вернулся домой. Ещё до 1946 года служил он в ПВО, охранял границу с финнами, дабы предупредить возможность нападения. В 1945 году он вступил в ряды КПСС. А в 1946 году мобилизовавшись, молодой коммунист Сосин, за плечами которого были тяжёлые годы войны, вернулся домой. За заслуги в годы войны он был награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», медалью «Партизана Отечественной войны» и другими наградами. В семье Сосиных сохранилось большое количество документов, подтверждающих участие Леонида Александровича Сосина в боевых действиях. Так, например, в одной из бумаг я читаю: «Старший лейтенант Сосин Леонид Александрович проходил военную службу в составе действующей армии, в том числе при выполнении интернационального долга пребывал в партизанских отрядах и соединениях 3 года 10 месяцев 13 дней». И вот с честью выполнив свой долг, повзрослевший и возмужавший, он начал свою трудовую деятельность на мирном поприще. В 1947 году он начинает работать учителем физкультуры в Нащекинской школе.

В этом же году он поступает учиться в Тамбовский педагогический институт на исторический факультет. В конце сороковых он встречает молодую красивую девушку Руфиму Ивановну, которая стала его женой, верной подругой и спутницей жизни. Закончив в 1952 году институт с красным дипломом, Леонид Александрович с семьёй переезжает в Дегтянку. Молодого педагога назначают директором Дегтянской школы. Естественно, что на его пути стоит много трудностей, но не в его характере было пасовать перед ними. В 1953 году в семье Сосиных рождается второй сын, а глава семьи назначается ведущим РОНО, позднее будет избран вторым секретарём партии в районе.

Но Тамбовщина менялась, менялась и жизнь, быт населения, менялись административно-территориальные границы, и после сокращения района Леонид Александрович остался без работы. Ему предложили занять должность председателя колхоза, но его тянуло к детям. За годы работы в школе он понял, что это именно то дело, которому он должен посвятить свою жизнь. Сосин отказался от должности председателя колхоза и в 1960 году он переезжает в Никифоровский район. Здесь, в районном центре, ему вновь доверили директорскую должность. И в течение десяти лет он руководил школьным коллективом. Его коллеги вспоминают о нём как о требовательном, знающем и вместе с тем отзывчивом и добром человеке. В 1964 году в семье Сосиных родилась дочь Наталья. А через 5 лет у Леонида Александровича умирает мать.

Именно тогда он тяжело заболел и, перенеся инсульт, отказался от должности директора школы и начал работать рядовым учителем. В анкетах выпускники Никифоровской школы на вопросы: «Какой учебный предмет вы любили больше всего? Кто был вашим любимым учителем?», отвечали: «Любимый предмет – история, любимый учитель – Сосин Леонид Александрович». А одна из его учениц вспоминает: «В один прекрасный момент дверь нашего класса открылась, и мы увидели невысокого мужчину, который, поздоровавшись, сказал, что теперь он будет преподавать у нас историю. Эти уроки я запомнила навсегда». Выпускник В.А. Медведев пишет: «Леонид Александрович с первых минут просто заворожил наш «знаменитый бурный» класс. На его уроках мы боялись пропустить хотя бы одно слово. Казавшаяся ранее скучной, история стала любимой для многих из нас». Бывший ученик Сосина Л.А., работник правоохранительных органов Никифоровского района Голованов Г.А., вспоминает: «Когда мы узнали, что Леонид Александрович – участник Великой Отечественной войны и ему довелось защищать Ленинград, мы передавали эту новость на переменах из уст в уста. А его рассказы о войне были особенно интересными». Моей маме, учителю школы №1 Сусловой И.Ф., тоже посчастливилось быть ученицей Л.А. Сосина. По её воспоминаниям, это был добрейшей души человек, сильный педагог, повидавший жизнь наставник. Его уроки были просты и понятны. Леонид Александрович всегда умел пошутить. Будучи студенткой пединститута, мама при встрече всегда делилась с бывшим учителем разными проблемами, получала мудрые советы (подумать только: они жили в одном доме!).

Около 30 лет передавал детворе свои знания по истории Сосин Леонид Александрович. Дети его любили, о чём говорит огромное количество писем, которые ученики присылали ему с разных уголков страны. И сегодня выражая своё уважение и любовь, они приходят в праздничные дни на его могилу с букетом цветов. А ребята из школьного клуба «Поиск» частые гости жены Леонида Александровича - Руфимы Ивановны. Ранней весной они приходят на могилу этого замечательного человека с Руфимой Ивановной и с большим интересом слушают воспоминания о любящем муже и отце.

Я, побывав в доме Сосиных, ещё раз убедилась, что это очень гостеприимные люди. Руфима Ивановна распахнула передо мной двери и пригласила в одну из комнат. Здесь стоит стол, за которым работал Леонид Александрович, наверно, он проверял здесь школьные тетради, писал воспоминания. Стопками лежал письма и поздравления от бывших учеников. Стоит портфель, который подарил Леониду Александровичу сын ко дню рождению.

Руфима Ивановна со слезами на глазах вспоминает то время, когда она вместе с мужем воспитывала детей (сыновья Саша и Владимир окончили военное училище, дочь Наташа - медицинский институт), встречала друзей, учеников. Леонид Александрович даже на пенсии был неугомонным, трудолюбивым человеком. Казалось, в 70 лет управился с домашними делами и отдыхай, ходи на рыбалку (было его любимое занятие), но не тут-то было. Леонид Александрович до конца дней оставался верным сыном своей Родины, активным участником жизни страны, подрастающего поколения.

Я открываю дневник и на первой странице неровным почерком написано: «…Мне 76. Я задаю себе вопрос, что я сделал полезного? Теперь на этот вопрос могу ответить. Я, Леонид Александрович Сосин, прожил интересную и сложную жизнь». И где бы он ни жил, где бы ни работал, делал это честно и добросовестно. Леонид Александрович всего себя отдавал любимому делу – обучению детей, за что неоднократно был отмечен министерством образования за безупречную работу. Ему было присвоено звание «Отличника народного образования», заслуженный учитель РСФСР. Руфима Ивановна все его грамоты и значки хранит с боевыми наградами. А все эти награды за те полезные дела, которые Леонид Александрович делал на благо Родины. Яркое этому подтверждение - благодарственные письма и поздравления от В.В. Путина, Б.Н. Ельцина, О. Бетина, Г. Зюганова и множество других грамот.

Мне кажется, жизнь Л.А. Сосина является примером для нас, молодых, а имя этого человека навечно останется в памяти людей, жителей нашего посёлка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Результаты выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.