Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Все лучшее, что делается нами






 

Все лучшее, что делается нами

Весенней созидательной порой,

Творится не тяжелыми трудами,

А легкою искрящейся игрой.

И. Губерман

 

 

Современный мир меняется стремительно… И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху.

 

В этой части книги описывается методика проведения психологического тренинга креативности, призванного помочь научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на свои творческие способности.

Чтобы внести ясность в дальнейшее изложение материала, отметим ключевые идеи, на которых базируется программа тренинга:

♦ Главных проявлений креативности два:

1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.

2. Возможность создавать какой‑ либо продукт, обладающий новизной и оригинальностью.

♦ Поле для проявления креативности – это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, игра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствует новизна и неопределенность.

♦ Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Она не сводится ни к какому‑ то единичному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.).

♦ Креативность неспецифична, она не связанна жестко с конкретными видами деятельности и может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком‑ то одном виде деятельности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.

♦ Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень ее выраженности существенно различается, однако у большинства людей она вполне достаточна, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не случается, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.

♦ Креативность управляема и развиваема – ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и выступает способом такой тренировки.

Сначала речь идет о том, как в психологии понимается сущность креативности, описываются ее личностные и интеллектуальные предпосылки, проявления и закономерности развития. Затем дается описание программы психологического тренинга, направленного на развитие креативности, «настройку» и активизацию наших творческих способностей. Упражнения этого тренинга описаны с позиции ведущего, в роли которого может выступать не только психолог, но и другой специалист: учитель, преподаватель вуза, социальный работник, а также студент психолого‑ педагогических специальностей. В предложенном варианте тренинг рассчитан на уровень восприятия старшего подросткового и юношеского возраста, однако программа весьма гибкая и не имеет жестких «привязок» к возрасту, поэтому опытному специалисту не составит труда адаптировать ее для работы с аудиторией младших подростков или, наоборот, взрослых людей.

Если же вы не планируете быть ведущим тренинга, а читаете эту главу, желая развить собственную креативность, программа тоже принесет вам пользу. Большинство предлагаемых упражнений можно выполнять и индивидуально, активизируя и совершенствуя собственный творческий потенциал. Осмыслить жизненный опыт, полученный при выполнении этих упражнений, помогут комментарии, раскрывающие их психологический смысл, а также вопросы для обсуждения и размышления, приведенные в каждом из них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.