Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы экономического роста

Показатели экономического роста

Экономический рост можно измерить следующими взаимосвязанными показателями:

1) ростом за определенный период времени реального ВНП, ВВП или НД;

2) ростом ВНП, ВВП или НД на душу населения;

3) ростом промышленного производства в целом, по отраслям и на душу населения.

 

Статистические показатели:

1. Коэффициент роста — отношение показателя изучаемого периода к показателю базового периода

2. Темп роста — коэффициент роста, умноженный на 100%

3. Темп прироста — темп роста минус 100%

 

Типы экономического роста:

1. Экстенсивный. Достигается за счет использования большего количества факторов производства: труда, капитала и земли при сохранении его прежней технической основы. Неизменное соотношение факторов и результатов. Неизменная структура продукции. Нерациональное природопользование. Неизбежность кризисов в экономике.

2. Интенсивный. Увеличение масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Соотношение факторов и результатов производства изменяется в пользу последних. НТП, применение более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, повышение квалификации работников. Рост производительности труда, повышение качества продукции, ресурсосбережение. Рациональное природопользование. Постоянное развитие. Под интенсивным типом экономического роста понимается такое развитие, когда значительная или даже преобладающая часть прироста продукции достигается за счет увеличения эффективности использования факторов производства. Формы интенсивного типа ЭР: капиталоемкая, капиталонейтральная и капиталоэкономная.

 

Факторы экономического роста

(Делятся на факторы способности к росту и факторы реального роста.)

 

Факторы предложения: (ведущая роль)

1. Наличие природных ресурсов

2. Наличие трудовых ресурсов

3. Наличие основного капитала

4. Уровень технологии. (Важный фактор ЭР — НТП.)

 

 

Факторы спроса:

1. Уровень цен

2. Потребительские расходы

3. Инвестиционные расходы

4. Государственные расходы

5. Чистый объем экспорта

 

Факторы распределения:

1. Рациональность и полнота вовлечения ресурсов в экономический оборот

2. Эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов

 

Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем — увеличивают совокупное предложение.

Инфляция

Инфляция представляет собой сложное явление, присущее разным экономическим системам с развитым денежным хозяйством в разные периоды времени. В обывательском представлении инфляция выражается в повышении общего уровня цен. И действительно, инфляция практически всегда сопровождается ростом цен. Однако понятия эти не тождественны, и вот почему.

Во-первых, рост общего уровня цен не означает, что растут все цены или что они могут расти одинаково. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабиль­ными, а другие падать. Одно из больных мест инфляции — то, что цены имеют тенденцию подниматься очень нерав­номерно: одни цены подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, третьи вовсе не поднимаются, а цены на отдельные товары могут даже снижаться. В такой ситуации не очень понятно, как измерить тот самый «общий уровень цен», и что он собой представляет. Хотя методики такого измерения существуют и даже используются официальной статистикой, все они достаточно спорны.

Второй аспект проблемы соотношения понятий инфляции и роста цен состоит в том, что экономическое развитие создает не только новые виды товаров и услуг, но и ведет к их качественному изменению, а значит и к изменению цен. В этом случае повышение качества может рассматриваться как компенсация роста цен. Так, например, каждое новое поколение компьютеров стоит дороже предыдущих. В этом случае цена растет как в связи с изменением качества товара, так и издержек на его производство. С другой стороны, в эпоху быст­рого развития техники и технологий поколения компьютеров сменяют друг друга достаточно быстро, поэтому производители стремятся заложить в цену данного поколения компьютеров затраты на разработку следующих поколе­ний. Отделить инфляционный рост цен от неинфляционного на практике достаточно сложно. В приведенном примере можно говорить о том, что, за­кладывая в цену будущие затраты, производитель завышает цену по сравне­нию с реальной стоимостью. С другой стороны, так как потребительная стоимость товара реально растет (он становится более производительным, более быстрым и т.п., и пользователи предпочтут приобрести новый компьютер дороже, чем старый дешевле, так как они в данном случае понимают, за что платят), и растут общественно необходимые затраты труда на его производство (более производительный ком­пьютер требует более совершенных комплектующих, более квалифициро­ванного труда по его разработке и т.п.), то, очевидно, и цена должна повы­шаться. Поэтому точное количественное измерение неинфляционной состав­ляющей роста товарных цен весьма затруднительно. Но с качественной точки зрения можно предложить следующее: если качество жизни населения ухуд­шается вследствие роста цен, то такой рост цен можно считать инфляцион­ным. Если же рост цен компенсируется соответствующим изменением каче­ства товаров, увеличением доходов, расширением ассортимента предлагае­мых товаров и услуг, такой рост цен, по всей видимости, некорректно назы­вать инфляцией.

Третий аспект проблемы соотношения понятий «инфляция» и «рост цен» состоит в том, что существует такое явление и соответст­вующее ему понятие, как скрытая инфляция. Если раньше разнообразные формы скрытой инфляции связыва­лись только с функционированием командной экономики и админист­ративным установлением цен ниже равновесных (равновесной в экономике называется цена, при которой потребители готовы приобрести ровно столько товара, сколько производители готовы предложить к продаже), то сегодня призна­ется, что возможны и другие скрытые формы инфляции.

Собственно скрытая инфляция представляет собой фактический рост цен при официально стабильном их уровне. Она может проявляться в следующих формах:

1. Изменение ассортимента, «вымывание» дешевых товаров, когда из магазинов исчезают простые и доступные широкому потребителю вещи, и мы вынуждены покупать «блюдечко с золотой каемочкой», переплачивая за эту «каемочку» треть цены, хотя мы бы обошлись и без нее.

2. Снижение качества выпускаемых изделий при сохранении неизменного уровня цен и продажа меньшего количества товара по той же цене. Производители хорошо знают психологию покупателя – мы с вами не любим, когда цены растут, и часто отказываемся от покупки привычных вещей, увидев, что цена на них поднялась. Например, придя в магазин за стиральным порошком «Тайд», и увидев, что пачка массой 1 кг стоит не 140 рублей, а 150, мы можем задуматься над этим и повременить с покупкой. Но если цена осталась 140 рублей, а в пачке вместо 1 кг стало 900 грамм, мы этого, скорее всего, не заметим, по крайней мере, заметим не сразу, и скорее всего, покупку совершим, не задумываясь.

3. Внесение «псевдоноваций». На «новый» товар устанавливается более высокая цена, и производитель обосновывает это тем, что данная модификация в каких-то потребительских свойствах превосходит предыдущую. Например, нам говорят: «Новый «Фэйри» отмывает в 3 раза больше жира с посуды!» и продают его на 10 рублей дороже. На самом деле такие усовершенствования часто носят чисто рекламный характер, то есть фактически опять имеет место скрытое повышение цен.

4. Манипулирование то­варной корзиной, по которой рассчитываются темпы инфляции (индексы цен). При этом цены на товары, входящие в эту корзину, дли­тельный период не изменяются, но сами эти товары могут отсутство­вать в открытой продаже или не являются репрезентативными из-за мораль­ного старения (их не покупают, они никому не нужны).

Возможны и другие формы скрытой инфляции, в частности, одним из проявлений инфляции выступают «финансовые пузыри», которые оттягивают на себя часть избыточных денег, притормаживая тем самым рост цен на товары и услуги.

Застойная или подавленная инфляция, которую называют также «ин­фляционным навесом» или «инфляционной брешью» проявляется в замора­живании цен, дефиците, рационировании товаров, расширении сферы теневой эконо­мики, усилении административных методов управления. В годы советской власти подавленная инфляция проявлялась в админи­стративном поддержании государственных цен на стабильном (или почти стабильном уровне), что вело к массовому дефициту большинства товаров и услуг. В годы так называемых радикальных рыночных реформ в России получила распро­странение такая форма подавления инфляции, как неплатежи, когда цены удерживались на относительно стабильном уровне не через административ­ное установление предельных цен, а через сужение платежеспособного спроса путем задержек выплаты заработной платы, неоплаты госзаказов и тому подобных «экономических» мер.

Во всех перечисленных случаях (и в ряде других) рост цен не отражает (полностью или частично) тех инфляционных процессов, которые развиваются в экономике страны. Таким образом, понятие «инфляция» оказывается более широким, чем просто «рост цен». Рост цен в данном случае можно рассматривать как одно из проявлений ин­фляции, ее следствие (хотя и не обязательное в течение непродолжительного периода или в определенных экономических и политических условиях), при­чем в результате инфляционного процесса проявляется постоянная долго­временная тенденция роста цен.

Таким образом, понятия «инфляция» и «рост цен» очевидно не тождественны. Но кроме роста цен есть еще один показатель, через который можно определить наличие или отсутствие инфляции в экономике. Это расхождение номинальных и реальных величин (заработной платы, прибыли, ВНП и т.п.) Сама необходимость введения номинальных и реальных величин вызывается как раз наличием инфляции, а величина, на которую динамика реальных показателей отстает от номинальных, может служить количественным измерителем инфляции. То есть коротко инфляцию можно определить как перманентное превышение номинальных показателей над реальными вследствие обесценивания денег, снижения их покупательной способности, которое выражается как правило в росте общего уровня цен, но может принимать и другие формы. Очень важно понимать, что основным в данном определении является не рост цен, а снижение покупательной способности денег. То есть речь идет не об увеличении размеров предметов, которые мы измеряем, а об уменьшении линейки, которой мы производим измерения.

Инфляция – это долговременный процесс. От инфляции как процесса отличают инфляционный шок — однократное повышение уровня цен, которое может стать импульсом для развертывания (или ускорения) процесса инфляции, а может и не стать им. В последнем случае экономика абсорбирует инфляционный шок.

Еще два понятия, относящихся к изменению покупательной способности денег:

Дефляция – повышение покупательной способности денег, выражающееся в тотальном снижении цен.

Дезинфляция – снижение темпов обесценивания денежной единицы, замедление инфляции.

Причины инфляции многообразны, однако в основе инфляционных процессов всегда лежит диспропорциональность развития экономической системы и стремление экономических субъектов к перераспределению общественного дохода и богатства. В любом обществе всегда существует соци­альный конфликт относительно распределения общественного продукта. Со­циально-экономическими условиями такого конфликта выступают неравные возможности различных экономических агентов, социальных групп и стран в доступе к произведенному национальному продукту. Условный пример: пять человек решили испечь пирог. Каждый при этом выполнял свою часть работы. Когда пирог готов, вклад каждого далеко не очевиден, и может возникнуть конфликт по поводу того, кому какой кусок пирога должен достаться. А теперь перенесите эту ситуацию на все общество. Любой член общества будет считать, что заслуживает большего «куска пирога», нежели получает. А даже если не заслуживает, все равно хочется. Другой вопрос, что не у каждого экономического субъекта есть возможность перераспределить общественный продукт в свою пользу. Инфляция предоставляет удобные условия для такого перераспределения, ведь, как мы уже говорили, цены при инфляции растут неравномерно. Повышение заработной платы для основной части населения не поспевает за повышением цен. Наиболее уязвимыми оказываются получатели низких доходов, так как повышение цен охватывает прежде всего товары первой необходимости. Убытки терпят кредиторы, предоставившие долгосрочные и среднесрочные ссуды под фиксированный процент. Страдают получатели фиксированных доходов. Выигрывают от инфляции посредники, занятые перепродажей товаров, включая ценные бумаги; должники, получившие кредит; лица, вложившие деньги в недвижимость, художественные ценности; государственно-монополистические структуры.

Социальный конфликт по поводу перераспределения общественного продукта существует в любом обществе. Однако он является необходимым, но недостаточным условием суще­ствования инфляции. Можно привести условную аналогию: в подвале заброшенного дома на окраине города стоит бочка с порохом. Она потенциально представляет собой угрозу для безопасности окружающих домов, так как может взорваться. Но эта опасность именно потенциальная, так как для того, чтобы произошел взрыв, должен быть какой-то толчок (например, кто-то зажжет спичку). Так и перераспределительный конфликт сам по себе не приводит к инфляции, но служит постоянным источником инфляционного потенциала. Это основная, глубинная причина инфляции, которая обусловливает принципиальную возможность ее существования.

Для того, чтобы социальный конфликт по поводу перераспределения общественного продукта реализовался, у отдельных экономических субъектов должны появиться рычаги воздействия на механизмы распределения общественного продукта. Поэтому инфляция из своей потенциальной формы трансфор­мируется в реальную лишь при определенных условиях, при наличии целой совокупности факторов, действующих в экономической сфере. Непосредственных причин (факторов), которые вызывают инфляцию к жизни, переводят ее из потенциальной возможности в реальную действительность, можно выделить великое множество.

Все факторы инфляции делятся на монетарные и немонетарные. Под монетарными обычно понимают факторы, непосредственно свя­занные с величиной денежной массы. Факторы, лежащие на стороне производства и распределе­ния, относятся к немонетарным.

 

Возможные факторы инфляции:

1. Монополизм на внутренних рынках страны. Монополия – как раз тот экономический субъект, который имеет достаточную рыночную власть, чтобы попытаться перераспределить общественный «пирог» в свою пользу. У монополизированных предприятий всегда есть возможность увеличивать собственную прибыль, поднимая цену и сокращая объемы производства – ведь они являются единственными производителями продукции, не имеющей близких заменителей. И потребитель вынужден приобретать эту продукцию по той цене, которую назначит производитель-монополист. (Генри Торнтон, английский экономист, живший в восемнадцатом веке, однажды написал: «Вопрос цены — это вопрос власти (power) и только власти; если налицо нехватка какого-либо товара, покупатели оказываются более или менее во власти продавцов, а степень этой зависимости тем больше, чем более неотложна необходимость в данном товаре»). В России именно монополизм, по мнению вашего лектора, выступал и выступает основным фактором инфляционных процессов, играя важнейшую роль даже в те годы, когда ведущими факторами инфляции выступали другие, о которых речь пойдет дальше.

2. Деформации экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой индустрии. Для советской экономики было характерно чрезмерное развитие военного машиностроения. Это означало, что люди, работавшие в этих отраслях, строили корабли, танки и т.п., получали честно заработанные деньги, и шли с ними в магазины, чтобы купить себе продуктов, одежды, цветы жене, мороженое детям и т.д. (ведь в обыденной жизни мы не покупаем танки и самолеты). Но как раз в производстве перечисленных (потребительских) продуктов было занято недостаточно ресурсов, и в итоге их не хватало всем желающим. В рыночной экономике это привело бы к росту цен (когда спрос превышает предложение, цены в рыночной экономике всегда растут), а в советской экономике цены были фиксированы, поэтому возникал дефицит и «черный рынок» (незаконное производство и продажа потребительских товаров). Но и то и другое – по сути проявления инфляции. В современной России также наблюдаются структурные диспропорции, но уже в сторону сырьевых отраслей в ущерб производству конечных товаров и услуг (даже обычных потребительских, не говоря уж о высокотехнологичных). Это означает, что мы мало что производим, но часть населения, занятая в сырьевых отраслях, получает высокие доходы от продажи за границу природных ресурсов (теоретически принадлежащих всему обществу). Эти доходы указанная часть населения тратит на приобретение опять же потребительских товаров и услуг с понятными последствиями.

3. Государство может выступать вольным или невольным инициатором инфляционных процессов. Высокие правительственные расходы создают дополнительный спрос на товары и услуги, и если при этом не создается условий для увеличения их производства, спрос начинает превышать предложение, с уже понятными нам результатами. Ситуация усугубляется, если расходы государства оказываются больше его доходов, а возникающий бюджетный дефицит покрывается денежной эмиссией сверх нормальных потребностей экономики. В этом случае размеры денежной массы в обращении начинают превышать ее товарное покрытие, и результатом является инфляционный рост цен. Кроме того, государство в этом случае может повышать налоги на предприятия, а налоги выступают как составная часть издержек предприятий. Любое предприятие при малейшей возможности перенесет повышение издержек в повышение цены, переложив их таким образом на потребителя. Если же цены повысить не удастся, будет сокращаться производство.

4. Еще одной составляющей издержек предприятий (которые могут быть перенесены на потребителя путем повышения цен) выступают процентные ставки по кредитам. Любое предприятие развивается не только за счет собственных средств, но и за счет привлеченных, в том числе за счет кредита. Если кредит дорогой, то либо для предприятий растут издержки производства, либо оно просто оказывается не в состоянии его взять, то есть не может нормально развиваться, и как следствие, национальное производство товаров и услуг сокращается.

5. Сокращение объема товаров и услуг при данной массе денег может вы­звать инфляционные процессы, обусловленные ускорением оборота денег («слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров»). Механизм действия этого фактора примерно такой же, как и роста денежной массы при сохранении прежнего объема товаров и услуг, которые можно на эту денежную массу купить.

6. Требования профсоюзов о повышении ставок заработной платы влекут за собой с одной стороны увеличение доходов населения, а с другой — рост издержек производства, подталкивая рост цен как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

7. Инфляционные ожида­ния, о которых мы уже говорили. Если все члены общества, особенно активные экономические субъ­екты, ожидают инфляцию, то она непременно возникнет. Ин­фляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы, то есть все получаемые деньги экономические субъекты предпочитают как можно быстрее потратить, пока они не обесценились. Это де­лает инфляционные ожидания еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот, то есть они «сами себя кормят». На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Можно перечислить и другие факторы инфляции, так как в разное время в разных странах складываются разные условия, и иногда сочетание этих условий может стать новым фактором инфляции, то есть реализовать инфляционный потенциал, который, как мы с вами помним, порождается существующим социальным конфликтом по поводу перераспределения общественного продукта.

В зависимости от того, какие причины инфляции преобладают в данное время в данном месте, экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию предложения..

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен (см. рис. 1, 2). Такая инфляция может иметь положительные последствия для экономики, так как в условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей, предприниматели стремятся расширять производство, привлекают дополнительную рабочую силу. В результате увеличивается занятость и совокупный национальный доход. Это видно из рисунка 1, на котором мы можем наблюдать не только рост цен (Р), но и рост национального дохода (У), то есть заработных плат, прибылей, и прежде всего объемов выпускаемой в экономике продукции.


Рис. 1. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо. Инфляция спроса
Рис. 2. Механизм инфляции спроса

 

Если темпы инфляции спроса не очень высоки, то она может достаточно быстро сойти на нет, так как возросшая масса товаров и услуг обеспечит возросший спрос и ситуация стабилизируется на новом уровне цен и доходов.

Инфляция предложения может происходить и без появления дополни­тельного спроса, и даже в условиях его сокращения. Как правило, она начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки производства. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюза, требования рабо­чих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, измене­ние условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.). Инфляцию со стороны предложения стимулируют косвенные налоги, ак­цизы, которые в отличие от прямого налогообложения плюсуются к цене то­вара, являясь выраженным инфляционным фактором. Инфляция может провоцироваться ростом цен в основных отраслях (например, цены на энергоносители), который, в свою очередь может быть порожден волей государственных органов, естественных монополий, различ­ных союзов и объединений. Механизмы инфляции предложения показаны на рис. 3, 4.

 
 

 


 

Рис. 4. Механизм инфляции предложения

Обратите внимание, что если при инфляции спроса у нас на графике наблюдался рост как цен, так и национального дохода (объемов производства в денежном выражении), то при инфляции предложения мы наблюдаем рост цен при сокращении объемов производства и национального дохода. Мы с вами уже отмечали, что сокращение массы товаров и услуг (а это естественное следствие сокращения производства) само по себе вызывает инфляционный рост цен. Таким образом, мы будем наблюдать «инфляционную спираль», которая обладает способностью к самовоспроизводству. При этом не только будут расти цены, но и снижаться доходы населения, расти безработица и снижаться национальный доход в целом. Такая ситуация называется стагфляцией (как производное от двух терминов стаг нация – экономический спад, и инф ляция). Эта ситуация крайне пагубна для экономики страны, причем изменить ее бывает достаточно сложно, так как меры, направленные на стимулирование производства, могут подтолкнуть инфляцию (уже со стороны спроса), а традиционные меры, направленные на сдерживание инфляции (сокращение денежной массы, сокращение спроса) приведут к дальнейшему углублению стагнации.

 

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Несмотря на нетождественность инфляции росту цен, ценовая динамика остается основной количественной характеристикой инфляционного процесса, которую относительно легко измерить. Одним из широко используемых показателей служат индексы роста цен — относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Для исчисления индекса цены некоторого (базисного) года принимаются за 100%, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному. В качестве основных индексов можно выделить индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВНП.

Индекс потребительских цен — это индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Позволяет оценить уровень цен на потребительском рынке.

Индекс цен производителей — это индекс оптовых цен, включающий три группы товаров: конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, проме­жуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей перера­ботки.

Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производи­мых и потребляемых в государстве. Дефлятор учитывает не только изменение цен то­варов народного потребления, но и цен товаров, которые используются в го­сударственных и инвестиционных интересах, а также экспортных и импорт­ных товаров и услуг.

 

В зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов выделяются соответствующие типы инфляции:

1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен — до 10% в год. Основным критерием умеренности выступает не столько количественная характеристика индекса цен (она в разных странах может быть разной), а влияние инфляции на уровень жизни и деловую активности. Относительно сбалансированная инфляция, не нарушающая существенно привычный ритм экономической жизни, не имеющая серьезных перераспределительных последствий, может считаться умеренной. Такого рода инфляция присуща большинству экономически развитых стран, она считается позитивным явлением, так как сопровождается ростом деловой активности и отражает активные процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции.

2. Галопирующая инфляция характеризуется высокими темпами роста цен (условно от 10 до 200% в год). Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, механизма регулирования ценовых процессов.

3. Гиперинфляция характеризуется огромной скоростью роста цен, которая выражается в ежемесячном росте свыше 50% (так называемый критерий Кейгана). Цены пересматриваются практически каждый день.

 

В зависимости от характера протекания инфляционных процессов можно говорить об открытой или подавленной инфляции, сбалансированной или несбалансированной, ожидаемой или неожидаемой, локальной или мировой.

Открытая инфляция свойственна децентрализованной экономической системе. Если государство не вмешивается в процессы ценообразования, то диспропорции в структуре спроса и предложения приводят ко всеобщему повышению товарных цен. Скрытая инфляция характерна для ситуаций, когда государство контролирует цены и не допускает их роста. Тогда инфляция проявляется в дефиците товаров, снижении качества товаров, рационировании, очередях.

Сбалансированная инфляция означает, что цены разных товаров меняются в постоянной пропорции по отношению друг к другу. Несбалансированная инфляция означает, что цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в различных пропорциях.

Ожидаемая (антиципируемая) инфляция представляет собой прогнозируемый рост цен, неожидаемая (неантиципируемая) — непрогнозируемый.

Наконец, локальная инфляция имеет место в рамках отдельных стран, тогда как мировая охватывает группу стран или целые регионы.

 

Издержки инфляции зависят от степени прогнозирования инфляционных процессов в экономике и от степени адаптации экономических институтов к существованию инфляционных процессов в экономике.

Издержки неожидаемой инфляции связаны с перераспределением дохода или материальных ценностей между кредиторами и заемщиками, с понижением реальной стоимости сбережений, находящихся в банках, с падением уровня жизни социальных групп с фиксированными доходами.

Издержки ожидаемой инфляции в меньшей степени связаны с перераспределением, хотя точное прогнозирование темпов инфляции вряд ли возможно, поэтому определенные перераспределительные последствия, очевидно, будут иметь место в любом случае. Инфляция почти всегда влечет нарушение принципов налогообложения, так как ставка налога относится к номинальным доходам, а они в условиях инфляции, как правило, растут, при этом их реальное содержание может оставаться неизменным или даже снижаться. Относительные цены в условиях инфляции характеризуются неустойчивостью, что также влечет за собой перераспределение доходов. Кроме того, сами по себе инфляционные ожидания также имеют ряд неблагоприятных последствий. Так, в условиях инфляционных ожиданий сокращается реальная масса наличных денег на руках у населения, так как держание кассы становится слишком «дорогим» в связи с обесцениванием денег. Это явление получило название «издержки стоптанных башмаков», так как подразумевается, что при ожидаемых высоких темпах инфляции, люди, получив заработную плату или иные доходы, спешат в магазин, чтобы побыстрее обменять деньги на товар, пока они не обесценились. Кроме того, ожидаемая инфляция сопровождается частым пересмотром цен, что влечет за собой так называемые «издержки меню» (производителям и продавцам приходится чаще пересматривать и перепечатывать разного рода ценники и прейскуранты). К негативным последствиям ожидаемой инфляции можно отнести также неудобства расчетов (приходится постоянно делать поправку на инфляцию). Кроме того, неопределенность, связанная с инфляцией, сужает «горизонты планирования», делает долгосрочные и среднесрочные прогнозы проблематичными.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на преодоление инфляционных тенденций.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних ор­ганизационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Ведь инфляция — это, как правило, лишь пока­затель нездорового состояния экономики в целом, своего рода «темпера­тура», свидетельствующая о «болезни» экономической системы. и бороться необходимо не с температурой — следствием болезни, а с ее глубинными причинами.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последова­тельность привлекаемых для «лечения» «лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегиваю­щие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер не­возможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предпо­лагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глу­бине «заболевания».

Общее направление антиинфляционной поли­тики формируется под влиянием множества факторов:

1) обще­хозяйст­венной конъюнктуры;

2) характера инфляционных процессов;

3) осо­бенностей теоретической базы экономической политики.

+ Технический момент – конкретизация за­дач антиинфляционного регулирования в зависимости от стадии инфляци­онного процесса и его интенсивности. Задачи предотвращения инфля­ции, борьбы с инфляцией или ограничения масштабов инфляционных по­следст­вий различны и требуют различных методов регулирования.

В рам­ках ин­фляционной программы может быть поставлено несколько целей и должны быть определены инструменты реализации каждой.

Важным мо­ментом явля­ется выбор количественных показателей декларируемых це­лей:

1) ценовые показа­тели, которые рас­сматриваются в качестве непосредственных показателей интенсивности ин­фляции;

2) динамика денежной массы в обращении;

3) дина­мика государствен­ных расходов, для которых предполагается наличие бо­лее или менее жесткой связи с интенсивностью инфляции.

Основные варианты антиинфляционной политики:

1. По­литика управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и поли­тика доходов).

2. Политика управления факторами предложения (политика стимулирования предло­жения).

3. Политика управления факторами, ре­гулирующими питательную среду инфляции — сферу денежного обраще­ния.

 

Соответственно, основные меры:

1. Ограничение денежной массы в обращении.

Монетаристы – причи­на усиления инфляционного процесса – более быстрое увеличение номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема ре­ального продукта.

Контраргумент – в настоящее время эластич­ность цен по отношению к денежной массе в обращении приобрела односто­роннюю направленность: Появление избыточных денег => > рост цен, НО сокращение денежной массы в реальном выраже­нии => > па­дение объемов произ­водства.

=> > регулирование денежной массы ис­ходя из формально зада­ваемых ограничений на ее рост ведет ни к чему иному, как к диспропорцио­нальности товарных и денежных потоков.

2. Методы управления агрегатного спроса или дефляционной поли­тики. Суть:

Ø воздействие на отдельные элементы платеже­способ­ного спроса с целью его ограничения,

Ø создание нового соотноше­ния спроса и предложения как на товары (превышение предложения това­ров), так и на деньги (превышение спроса на деньги).

В дальнейшем дейст­вие рыночного механизма регулирования должно привести к снижению темпов роста цен.

Ограничение – угнетают общехозяй­ственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъ­ема экономики, что обуслов­ливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте — к кри­зисному сокращению производства.

Ин­ст­рументы бюджетной политики:

- ограничение денежного спроса со сто­роны государства (сокращение государственных расходов),

- уже­сточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и по­требителям.

Меры денежно-кредитной политики:

- воздей­ствие на спрос (через цену кредита),

- воздей­ствие на предложение денег с целью их параллельного ограничения.

Предпочтительным инструментом регулиро­вания признается процентная политика.

3. Политика доходов.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы. Могут использоваться вне за­ви­симости от фазы циклического развития производства.

Макси­мальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек.

Воздействие:

1. Ограничивает масштабы увеличения цен и заработной платы => уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные вели­чины входят в качестве издержек.

2. Ограничение роста цен на товары и за­работной платы => ограничение платежеспособного спроса

Использу­ется, как правило, на протяжении непродолжительных периодов времени.

Условие результа­тивности политики доходов – участие в регулирующих и контроли­рующих органах представите­лей трех заинтересованных сторон — государ­ства, предпри­нимателей, проф­союзов.

4. Политика стимулирования предложения

Методы бюд­жетного регулирования, преимущественно налоговые. Цель – уменьшение налогового бремени, которое через изме­нение относительных цен стиму­лирует инвестиции и сбережения, что в свою очередь способствует росту предложения.

Политика доходов на базе налоговой политики, где в основе лежат налоговые сти­мулы и льготы, устанавливаемые государством для предпринимателей. Специфика – в минимальном внеэкономическом принужде­нии к ее соблюде­нию.

Ни в одной из стран по­лити­ка стимулирования предложения не рассматривалась как единствен­ное сред­ст­во в борьбе с инфляцией.

 

При любом выборе антиинфляционной стратегии существует два вари­анта ее реализации: шоковая терапия (резкое сокращение темпов роста де­нежной массы, замораживание цен и номинальных доходов и т.п.) или гра­дуирование (постепенное сокращение темпов роста денежной массы, ограни­чение роста денежной зарплаты ростом средней по стране произво­дительно­сти труда, а роста цен — ростом расходов на оплату труда).

Наиболее радикальным вариантом антиинфляционной политики яв­ля­ется денежная реформа, то есть полное или частичное преобразование де­нежной системы, которое проводится государством с целью упорядоче­ния и укрепления денежного обращения. Основными видами денежных реформ яв­ляются деноминация («зачеркивание нулей», утяжеление денеж­ной единицы, укрупнение масштаба цен) и нуллификация (изъятие старой, сильно обесце­нившейся денежной единицы из обращения и ввод новой). Реформа может носить конфискационный характер, то есть на суммы под­лежащих обмену старых денег могут накладываться ограничения, иногда дифференцирован­ные для различных экономических субъектов.

 

Безработица

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

В категорию безработных попадают те, кто отвечает трем критериям (по классификации Международной организации труда): не имеют работы, способны приступить к работе (пригодны), искали ее в течение предыдущих 4 недель. Часть безработных регистрируются в органах государственной службы занятости и получают официальный статус безработных.

Количественно безработица характеризуется показателем уровня безработицы, который определяется как отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения. Под экономически активным населением в международной практике понимают людей, активно участвующих в экономических процессах, то есть либо занятых в экономике, либо претендующих на занятость (безработных).

Наряду с уровнем безработицы обычно рассчитывают и уровень занятости, как отношение количества занятых ко всему трудоспособному населению страны. В трудоспособное население входят, помимо экономически активного населения, те члены общества, которые по каким-либо причинам не претендуют на занятость в экономике (отчаялись найти работу, имеют другие источники доходов, либо не работают по идейным соображениям).

Еще одной важной характеристикой рынка труда является показатель уровня участия или уровня экономической активности. Это отношение экономически активного населения к трудоспособному. Чем выше этот показатель, тем более динамичной и способной к гармоничному развитию является экономическая система.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. В этой связи можно вести речь о естественном уровне безработицы, связанном с тем, что кто-то не хочет работать при сложившихся ставках заработной платы, кто-то временно не работает в связи с личными обстоятельствами, кто-то переходит с одной работы на другую и т.п.

 

Основные виды безработицы:

1. Добровольная безработица связана с тем, что часть людей, способных работать, не хотя по каким-то причинам устраиваться на работу в данный момент. Это может быть связано с недостаточно высокой, по их мнению, оплатой труда, или с какими-то личными мотивами. В любом случае отказ от занятости — решение самого человека.

2. Сезонная безработица связана с особенностями некоторых видов деятельности (их сезонным характером). Примерами являются сельское хозяйство, туристические виды деятельности, в какой-то степени строительство.

3. Фрикционная (текучая) безработица связана с поисками новой работы людьми, добровольно или вынужденно оставившими прежнее место работы. Она никогда не равна нулю. В течение жизни население перемещается с мест учебы на производство, с одного предприятия на другое, из одного региона в другой. Работники делают это по собственной инициативе, т.е. добровольно, ища лучшего применения своим силам, или их не устраивают условия труда: вредность, работа в три смены, далеко от дома, разъезды, зарплата. Мобильность по инициативе работников является регулятором рынка труда, поскольку они покидают худшие и плохо оплачиваемые места, выравнивая спрос и предложение. Поиск работы людьми и поиск работников фирмами требуют затрат времени и средств. Если выигрыши сторон выше издержек на поиск, результат оказывается эффективным. Фрикционная безработица не представляет из себя серьезной проблемы, и даже является в каком-то смысле положительным явлением, так как многие работники в результате поисков переходят на более высокооплачиваемую или более продуктивную работу. Средством уменьшения фрикционной безработицы является расширение информационных услуг. Фрикционная безработица не представляет из себя серьезной проблемы, и даже является в каком-то смысле положительным явлением, так как многие работники в результате поисков переходят на более высокооплачиваемую или более продуктивную работу. Средством уменьшения фрикционной безработицы является расширение информационных услуг.

4. Структурная безработица возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства. Затраты на устранение структурной безработицы связаны с созданием учреждений по повышению или изменению квалификации, изменением системы образования. Иногда в рамках структурной безработицы выделяют так называемую технологическую безработицу. Технологическая безработица вызвана заменой людей машинами. Она характеризуется наличием «выталкивания» и одновременного притяжения рабочей силы, в результате чего занятость может и расти, но спрос предъявляется другими отраслями, предприятиями и часть на работников других профессий и квалификации. Хотя структурная безработица, как и фрикционная, естественна и неизбежна, она затратна для общества и болезненна для работников, особенно осознавших, что их квалификация больше не нужна.

Все перечисленные виды безработицы формируют ее естественный уровень, то есть безработицу, которая присутствует в экономике даже в лучшие времена, при высокой конъюнктуре.

5. Циклическая (конъюнктурная) безработица вызывается спадом производства, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Именно ее регулирование является главной «головной болью» государства в области политики занятости. Циклическая безработица напрямую связана с размерами национального выпуска. Когда фирмы меньше производят, им нужно меньше работников. Существует прямая зависимость между выпуском и занятостью. Когда выпуск растет, то и занятость растет, и обратно. Чем меньше выпуск продукции, тем больше безработных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заголовочный файл : string.h | С любовью к каждой из вас, Отец Абсолют, Создатель всех Вселенных, Высший Разум.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.