Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, характеристика коллектива






Слово «коллектив» происходит от латинского соШёо, что в переводе оз­начает «объединяю», а латинское соПекНуиз — собирательный. Таким обра­зом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целост­ность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Круп­ская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой»'.

Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, кото­рый писал, что «коллективэто социальный живой организм, который по­тому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответ­ственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»2.

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные сто­роны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нрав­ственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов вы-

1 Крупская Н. К. Пед. соч.: В 10 т. М. 1958. Т. 2. С. 198-199.

2 Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 229.


деляет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность вос-0итанников на основе целей и задач, а также формирование межличност­ных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуют­ся высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов'.

Другие ученые называют коллектив детским, школьным, ученическим — речь идет все о том же коллективе детей в образовательном учреждении. X. А. Ильина называет ученический коллектив особой организационной формой объединения всех учащихся на основе учебной деятельности.

В психологии также рассматривается сущность коллектива и его харак­теристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличност­ных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

На основе анализа существующих в педагогике и психологии характе­ристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллек­тивэто объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определе­нии выделены четыре главных признака школьного воспитывающего кол­лектива. Более полную характеристику можно видеть ниже. Детский кол­лектив имеет такие характерные черты:

• постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

• включение школьников в различные видьГ социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных раз­личий;

• формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

• выработка правильного общественного мнения;

• появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

• организация действенной работы органов самоуправления;

• мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, выте­кающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, ко­торые можно условно отнести к трем основным группам:

организационная (включение в различные виды деятельности, их ко­ординация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные сек­ции и т. д.);

воспитательная (формирование нравственности школьников, их от­ношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, ха­рактера);

1 Харламов В. Ф. Педагогика. М., 1990. С. 347.


стимулирующая (создание благоприятных условий для содержатель­ного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количе­ству, составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, не­посредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторич­ные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лаге­рей отдыха.

Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создает опреде­ленные педагогические предпосылки для разностороннего развития каж­дой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структу­ры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе.

Сеть коллективов становится все более гибкой и разнообразной, а со­держание деятельности разносторонней с постоянно усложняющимися за­дачами в зависимости от возраста детей и вида деятельности. В разнообраз­ных внутри- и межгрупповых связях со сверстниками и детьми разного воз­раста, в процессе общения ребенок учится осознавать, выражать и утверждать себя как творческую личность. Разнообразие коллективов дает возмож­ность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спорт­смен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приоб­щаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созда­нию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.

В школьной практике применяются различные формы связи первичных коллективов с общешкольным: участие в общественно полезном труде в школе и вне ее, в общешкольных соревнованиях, акциях, конкурсах, праздниках, смотрах, тематических вечерах, дежурстве по школе, походах по родному краю и т. д. На основе взаимодействия учащихся различных коллективов расширяются межколлективные связи школьников, организу­ется взаимопомощь в работе, происходит обмен социальным опытом; фор­мируются организаторские, исполнительские, коммуникативные и другие умения воспитанников.

Для организации различных видов деятельности в коллективе создают­ся органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в кото­рых школьники выступают как в роли организаторов, так и исполнителей. Уже в первичном коллективе имеется определенная структура: актив клас­са, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанно­стей и поручений. Деловые, коллективистские отношения накладываются на межличностные. Обратим внимание, что коллективистские отноше-


Л


нияэто отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь. А. С. Макаренко называл их отношениями от­ветственной зависимости, подчеркивая единство взглядов, идеалов и вер­ность долгу, общему делу. На основе этих отношений, в которых каждый ребенок идентифицирует себя с коллективом, возможно положительное воздействие коллектива на личность: ребенок принимает законы коллекти­ва; жизнь в коллективе стимулирует его формирование.

Это наблюдение, этот педагогический факт, добытый А. С. Макаренко огромным трудом, позволил ему сформулировать главный закон воспита­ния в коллективе. Он назвал его законом параллельного действияв высо­коразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами членыколлектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. А. С. Макаренко описывал такое параллельное действие с юмором и блеском в своих научных и художественных работах. Товарищи по коллективу подскажут, как надо себя вести, а иногда и очень жестко по­ступят, сказав провинившемуся всю правду на общем собрании. Обще­ственное мнение коллектива, воля коллектива — сильнейшее воспитатель­ное средство. Оно может быть и страшным орудием насилия, подавления. Поэтому так важно уметь тонко пользоваться силой детского коллектива, поэтому В. А. Сухомлинский, когда едва минуло двадцать лет после смерти А. С. Макаренко, рекомендовал не обсуждать поведение ученика на собра­нии, точнее, не устраивать из этого обсуждения расправу, не унижать, не травмировать ребенка. Это лишний раз доказывает, что в педагогике нет абсолютных истин, универсальных методов, которыми нам всем хочется владеть и легко решать любые задачи. Закон параллельного действия не от­меняет тонкой индивидуальной работы.

Напомним, что наряду с коллективистскими отношениями в группе име­ются межличностные, которые преимущественно изучаются социальными психологами. В теории психологии малых групп межличностные отноше­ния определяются как отношения на основе эмоциональных привязанно­стей, интересов. Группа трактуется как совокупность эмоционально-ком­муникативных процессов, как эмоционально-психологическая общность. При этом характер межличностных отношений считается одинаковым для любой малой группы.

Согласно социально-психологической теории коллектива, разработан­ной отечественными психологами, межличностные отношения в группе опосредствуются деятельностью группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т. е. в коллек­тиве, межличностные отношения опосредствуются социально ценной дея­тельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы1. Вот эти отношения и называются в психологии, педагогике коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными отношениями

1 Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 31.


11-3033



в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом вторые, особенно на ранних стадиях развития.

Коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализа­цию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает усло­вия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудни­честву. Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изме­нить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если вос­питанник не станет активным участником совершенствования жизни кол­лектива, то не будет и положительного коллективного воспитания. Иначе говоря, есть такие ситуации, когда член коллектива обязан выступить про­тив неверных, по его мнению, действий группы, убеждать своих товари­щей, бороться против их ошибок, но за них. Такая нонконформистская по­зиция обеспечит социально-нравственный рост всей группы.

Однако не будет правильного воспитания в коллективе и в том случае, если коллектив и педагог проявят формализм, бездушие, безразличие к ученику или, что еще хуже, обнаружат агрессию, стремление во что бы то ни стало сломить непохожего на других.

4. Развитие детского коллектива

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объеди­ненных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, по­скольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективо-образованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педа­гогическое руководство развитием коллектива, какие педагогические усло­вия необходимы для оптимального развития детского воспитательного кол­лектива — вот актуальные для педагога вопросы.

Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласно этим данным кон­тактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития — коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые1.

1 Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. М., 1985. С. 201-202.


Группа-конгломерат — объединение ранее незнакомых людей, оказав­шихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень формирования коллектива низ­кий. Например, группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития. Однако будет ли удачный финиш, это вопрос.

Группа-ассоциация — если группа приняла цели деятельности, требова­ния педагогов, то началось формирование коллектива, происходят измене­ния в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимо­влияния. Это более высокий уровень организации деятельности по сравне­нию с предыдущей группой.

Группа-кооперация — ее характеризует успешная деятельность, образо­вание организационных структур, внутригрупповое обшение. Постепенно обусловливается отношение к делу.

Группа-автономия — достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной ста­дии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и пре­вратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ве­дет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив — наряду с высоким уровнем внутригрупповой спло­ченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направ­ленность, появляются и все названные выше особенности.

Исследователи показали в экспериментах и на практике, что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.

Проблемой развития коллектива и его педагогическим руководством, как известно, занимался А. С. Макаренко. В педагогике широкое распрост­ранение получило его учение о стадиях развития коллектива. А. С. Мака­ренко дал подробную характеристику трем стадиям развития коллектива, которые выделил на основе такого признака, как требование педагога к вос­питанникам. При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, буду­щему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами. страны, что не отменяет и конкретных требований в виде правил, норм от­ношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и ре­шительного требования.

Он всесторонне анализирует понятие «требование», раскрывает его сущность, содержание и способы предъявления требований как к отдель­ному воспитаннику, так и к коллективу класса в целом. Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, А. С. Макаренко подчеркивал, что «... тре­бования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям»'. Он также уверенно заявляет, что не может быть создан коллектив, создана дисциплина без требований к личности.

Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 150.


Quot;



Итак, напомним, что в зависимости от характера требований и позиции педагога в воспитательном и внутригрупповом процессе А. С. Макаренко выделяет три стадии развития коллектива. Он считает, что на первой стадии развития коллектива деятельность воспитателя направляется на организа­цию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и со­циально значимых целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Одновременно надо формировать актив коллектива из наиболее сознательных ребят, тех, которые сразу принимают требования воспитателя. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллекти­ва является коллективное планирование содержания различных видов дея­тельности с учетом возможностей и интересов школьников. Задача педаго­га в этот период — организационное оформление коллектива на основе со­вместной деятельности и выполнения активом своих обязанностей. Члены актива учатся управлению и организации коллектива и выступают в роли помощника воспитателя. Решить организационные вопросы помогают пер­вые собрания (знакомство с едиными требованиями, формами контроля за их выполнением, постановка близких перспектив, разработка путей их до­стижения и др.). На первой стадии становления и сплочения коллектива часто школьники оказываются в конфликтных ситуациях, так как эмоцио­нально-психологические отношения еще не опосредствуются деятельност-ными, деловыми. К концу стадии количество конфликтов уменьшается. Показателями становления коллектива на первом этапе являются наличие целей и принятие их воспитанниками, обшая деятельность, общая органи­зация коллективных дел, реально действующий актив.

Вторая стадия развития коллектива характеризуется тем, что увеличи­вается численность актива. Около воспитателя создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но и сами высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собра­ниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся организа­торами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жиз­ни коллектива усиливается. Однако активу нужна помощь и поддержка, ко­торую и оказывает педагог, в этом собственно и состоит его главная функция на этом этапе. Задачей этого этапа является также увеличение числа актив­ных членов коллектива за счет привлечения пассивных школьников к участию в общественной жизни класса и школы. Круг общения воспи­танников расширяется за счет других коллективов (детских и взрослых). На данном этапе складываются и развиваются деловые, функциональные от­ношения, интенсивно развиваются межличностные, дружеские связи, ко­торые все более определяются общей деятельностью и нормами жизни кол­лектива. Атмосфера в коллективе доброжелательная, большинство его чле­нов чувствуют себя защищенными, так как создается нравственно ценный опыт коллективной жизни. Такие взаимоотношения способствуют расцвету индивидуального развития каждого ученика. Деятельность педагога на­правлена на постановку более сложных задач: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций.


Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятель­ность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если раз­вивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимо­сти между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение.

На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, требования предъявля­ются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. А. С. Макаренко подчеркивает, что, «когда требует коллектив, ког­да коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя стано­вится математически точной, организованной работой»1. Путь от катего­рического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Собственно, именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: чле­ны коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны вос­питывать новичков.

Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последую­щей жизни коллектива становится работа по созданию условий для лично­стного роста и развития каждого, для развития способностей. Педагог ста­новится старшим товарищем, другом, который увлекает ребят новыми пер­спективами, формирует убеждения и коллективное общественное мнение, регулирует поведение учащихся, тонко направляет деятельность коллекти­ва, заботится о его воздействии на личность, корректирует программы са­мовоспитания каждого школьника.

Столь же важной проблемой для воспитателя является обеспечение дви­жения коллектива вперед. Это значит, что педагог вместе с детьми должен видеть, определять перспективы, будущие цели в жизни всей группы как социального и педагогического феномена. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий: близкие, средние, дальние цели. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмыс­ленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, движения вперед коллектив умирает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.