Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Организационная культура является относительно новым и мало изученным явлением в нашей стране и за рубежом






Организационная культура является относительно новым и мало изученным явлением в нашей стране и за рубежом. Так, только в 80-е годы прошлого столетия зарубежные ученые пришли к выводу, что, кроме стратегии, четких организационных структур, высоко­квалифицированных сотрудников и т.п., процветающие компании располагают особым стилем управления, четко выработанным ими­джем и корпоративным духом.

В нашей стране также проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. На смену прош­лым общепризнанным ценностям, таким как иерархия, власть, дис­циплина, пришли другие: гибкость структуры управления, децент­рализация принятия решений, участие, коллектив, лидерство, мо­рально-психологический климат, раскрытие личности, творчество, которые характеризуют такое понятие, как организационная куль­тура.

Феномен организационной культуры признан учеными и практи­ками во всем мире. Являясь одним из наиболее значимых нематери­альных активов, культура не только отличает одну организацию от другой, но предопределяет успех ее функционирования в долгосроч­ной перспективе. Быстрее других поднимается и развивается именно та организация, которая имеет хорошо развитую организационную культуру. Поэтому в настоящее время многие организации стараются сформировать такую организационную культуру, которая обеспечила бы им лояльность потребителей и прибыльность в долгосрочном пе­риоде. Организации, которым это удалось, создали внушительную лояльную клиентскую базу и опередили своих конкурентов по темпам роста доходов и другим экономическим показателям.

Предлагаемое читателю учебное пособие «Организационная куль­тура» подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 38.03.03 «Управление персоналом (ба­калавриат)». Данное учебное пособие соответствует также требова­ниям Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Госу­дарственное и муниципальное управление», 38.03.01 «Экономика». Оно призвано дать будущим бакалаврам по этим направлениям не­обходимые знания и умения в области теории и практики управле­ния организационной культурой.

Структура учебного пособия сформирована с учетом соблюдения логической последовательности изложения материала, установления

З


причинно-следственной взаимосвязи и взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем.

Учебное пособие состоит из введения, девяти глав, сгруппирован­ных в два раздела, терминологического словаря и приложений.

В первом разделе «Теоретические аспекты организационной куль­туры» выделено пять глав. В них раскрыты понятие «организацион­ная культура», ее сущность, содержание, функции, эволюция, роль культуры в системе управления персоналом, влияние внешней и внутренней среды на организационную культуру организации, ком­муникации и другие вопросы, соответствующие тематике данного раздела.

Второй раздел «Методические основы управления организаци­онной культурой» включает четыре главы. В них рассматриваются методики зарубежных и российских ученых по изучению культуры конкретных предприятий и организаций, в том числе методика оп­ределения тесноты связи между культурой данных организаций и эффективностью их деятельности. Особое внимание уделяется ме­тодическим основам формирования, поддержания и изменения ор­ганизационной культуры.

В последней главе этого раздела «Практика диагностики органи­зационной культуры российских предприятий и организаций» при­водятся практические примеры диагностики организационной куль­туры. В них показано, что, несмотря на сложность и многогранность такой категории, как организационная культура, учеными разрабо­таны подходы и методики ее изучения и изменения.

Для закрепления теоретических знаний и формирования соответ­ствующих компетенций по каждой теме учебного курса подготовле­ны практические задания. Они включают: вопросы для дискуссии, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.

Словарь ключевых терминов и понятий, расположенный в конце пособия, должен помочь студентам быстро найти и понять сущность тех или иных терминов и словосочетаний, встречающихся при из­учении материала данного пособия. В конце пособия приведены также правильные ответы на тестовые задания. Они предназначены для самоконтроля и закрепления полученных студентами знаний.

Учебное пособие нацелено на формирование у студентов следу­ющих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персона­лом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.01 «Экономика»:

• знание корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации;

• владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций;


• владение навыками диагностики организационной культуры и умение применять их на практике;

• готовность к коммуникации в устной и письменной форме для решения задач профессиональной деятельности;

• умение формировать и поддерживать в организации эффектив­ную организационную культуру.

В результате освоения материала учебного пособия студент дол­жен:

• знать сущность и содержание организационной культуры, ее роль в системе управления организацией; основы делового общения; принципы и методы организации деловых коммуникаций; сущ­ность и методы управления организационной культурой;

• уметь диагностировать организационную культуру и разрабаты­вать управленческие решения, направленные на ее улучшение;

• владеть современными технологиями управления организацион­
ной культурой, повышением эффективности делового общения.
Эти знания, умения и навыки соответствуют проектируемым ре­
зультатам освоения дисциплины «Организационная культура» ос­
новных образовательных программ (ООП) по указанным направле­
ниям подготовки.

К отличительным особенностям данного учебного пособия мож­но отнести:

1) изложение материала на современном теоретическом уровне, но языком, доступным для освоения студентами;

2) наличие значительного количества рисунков и схем, наглядно раскрывающих сущность вопроса и позволяющих студентам в систематизированном виде воспринимать предлагаемые знания;

3) в учебном пособии наряду с изложением теоретического мате­риала приводятся практические примеры диагностики органи­зационной культуры российских предприятий и организаций;

4) наличие заданий для самостоятельной работы, приведенных в конце каждой главы, выполнение которых предусмотрено не на условных примерах, а на материалах организаций, функциониру­ющих на рынке в период обучения студентов;

5) наличие примеров из практики диагностики организационной культуры российских предприятий по оригинальным и усовер­шенствованным автором методикам.

При подготовке учебного пособия использованы материалы, ука­занные в тексте и списках рекомендуемой литературы, собственные исследования, личный практический опыт управления, а также более чем десятилетний опыт работы заведующим кафедрой менеджмента и преподавания управленческих дисциплин в высших учебных заве­дениях г. Новосибирска.

Рисунки и таблицы, не имеющие ссылки на источник, составле­ны автором.


Автор выражает благодарность ученым и студентам-выпускни­кам, чьи работы были использованы при подготовке данного учеб­ного пособия.

Автор также выражает признательность рецензентам: директору Сибирского научно-исследовательского института экономики сель­ского хозяйства, доктору экономических наук, профессору, академи­ку РАН П.М. Першукевичу зав. кафедрой экономики и предприни­мательства Новосибирского государственного университета эконо­мики и управления, доктору экономических наук, профессору В.О. Федоровичу, профессору кафедры менеджмента Сибирского университета потребительской кооперации, доктору экономических наук, профессору И.В. Щетининой, чьи замечания и рекомендации позволили существенно улучшить содержание учебного пособия.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.