Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






как способ раскрытия потенциала

Совместная творческая деятельность педагога и подростка

 

Педагог – не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, он помогает подростку развивать рефлексию как способ выявления самооценки и художественного анализа своего творчества. Взаимодействие между педагогом и ребенком при определенных условиях имеет характер договорных отношений. Однако в творческой совместной деятельности регулятором отношений становится не договор, а распределение функций в выполнении творческой задачи.

При описании этого опыта следует обратить внимание на два аспекта проблемы. Первый аспект: как и с помощью каких средств педагог может раскрыть творческий потенциал подростков, многие из которых числятся в «трудных» и ранее не проявляли особых способностей? Важно установить психологический контакт и пробудить взаимное доверие подростка и взрослого. Наилучший контакт устанавливается в совместной творческой деятельности, в ситуации, когда педагог открывает свой внутренний мир подросткам, помогая им тем самым не только его принять, но и раскрыть свои ожидания и интересы.

Второй аспект проблемы: какую роль играет обретённое авторство подростка в его образовании? Как могли бы процессы свободного воспитания и введение творчества непосредственно в учебный процесс изменить содержание традиционного образования? Как они могли бы повлиять на высвобождение творческой самоидентификации?

Традиционно образование ставит цели трансляции ценностей культуры школьникам. При этом часто сама трансляция культурных норм и ценностей приобретает форму примитивного усвоения учениками некоторой суммы знаний из истории культуры. Когда же учащиеся ведут активный диалог по поводу разных культурных и субкультурных норм и ценностей, когда они включены в активную творческую деятельность, неограниченную рамками официальных программ, тогда их культурная самоидентификация не только протекает интенсивно, но и открывает в них не проявленные ранее творческие способности.

Авторство в подростковом возрасте связано с глубинными процессами идентификации и самоопределения в целом. Можно указать на следующие особенности этих процессов:

- подросток осознаёт себя в качестве деятеля культуры (поэта, автора песен, художника, писателя);

- осознание себя в творчестве связано с самопознанием и потребностью в самовыражении этого нового понимания;

- осмысленная творческая деятельность становится внутренним стержнем саморазвития, творческой рефлексии и реконструкции «Я-концепции»;

- происходит обогащение внутреннего мира подростка;

- он пересматривает ценности и условия своей повседневной жизни;

- он начинает понимать самоценность творчества, и собственного творчества в частности.

По нашему убеждению, «феномен авторства подростка» наблюдается в условиях создания благоприятной психолого-педагогической и культурной среды его художественной деятельности, когда педагог стимулирует проявление и осознание подростком своих художественных способностей. Однако многое здесь ещё только становится предметом педагогического осмысления.

Начало этих процессов общеизвестно. Подросток пробует себя в каком-либо одном или нескольких видах художественного творчества, открывает в себе творческие задатки и начинает с интересом осваивать новое поле деятельности. Этот этап проходят все дети и подростки: они рисуют, сочиняют стихи и музыку.

На втором этапе (нас интересует именно этот этап, его мы определяем как процесс, где собственно и проявляется «феномен авторства») подросток начинает осознавать себя в качестве автора конкретного произведения. У подростка появляется желание выразить собственные, вполне определённые эмоции и душевные состояния в конкретной образной ткани произведения; растёт стремление работать над своим произведением, совершенствовать его форму и содержание; подросток начинает анализировать своё произведение в искусствоведческих терминах.

На основе научного психолого–педагогического знания о возникновении человеческих потребностей можно выделить 5 «ступеней творения» как психолого–педагогические программные ориентиры через развитие художественных способностей к авторству. Для подростка их смысл выражается так:

Ступени ориентиры формирования авторства

1. Творить – это интересно!

2. Творить – это радость для себя и других!

3. Творить – достойно Человека!

4. Творить – это активно и ответственно!

5.

Автор 5
Творить – значит жить!

сознающий деятель 4

 
 
Создание авторских произведений, строительство самобытия


осознающиймыслитель 3

Потребностив активной деятельности

 

открыватель 2
Мотивация к художественному творчеству, достижение успеха

 

интересующийся искатель 1

Открытие в себе нового, желание донести новое до других

 

 

 
 


Культурный интерес, желание художественного самовыражения

 

 

Ступени позволяют учитывать самобытность различных этапов художественного творчества, особенности социального и культурного контекста жизни подростка, сложность и неоднозначность его внутреннего мира.

Содержание движения подростка по «ступеням» сопряжено со структурой опыта творческой жизни, обогащение которого выступает главным средством формирования разнообразных форм авторства.

Название ступеней–ориентиров по своему содержанию составляют следующий последовательный психолого–педагогический ряд:

* интерес творить – удовлетворённость–удовольствие от такой художественной деятельности, несмотря на трудности, возможные неудачи и кризисы;

* постижение значимости художественного творчества для подростка – осознанная ответственность за результаты творения;

* устойчивая потребность в художественном творчестве.

На каждой ступени художественного творчества школьника, исходя из уровня развития конкретного подростка, педагог:

- поддерживает его интерес к творению;

- создаёт условия для того, чтобы художественная деятельность, несмотря на встречающиеся трудности, возможные неудачи и даже кризисы, приносила ему удовлетворённость–удовольствие;

- учит принимать осознанную ответственность за результаты творения;

- ищет педагогические средства для того, чтобы потребность в художественном творчестве стала у подростка устойчивой.

Таким образом, ступени–ориентиры формирования авторства позволяют учитывать самобытность возрастного этапа, особенности социального и культурного контекста жизни подростка, сложность и неоднозначность его внутреннего мира.

Педагог побуждает подростка к смелому, самостоятельному пользованию внутренними силами, так как только самостоятельной работой он может завоевать свое звание свободного человека, помогает ему самостоятельным творческим путем доходить до раскрытия законов нравственности, до открытия истины и воплощения красоты. Взаимодействие педагога и подростка – форма свободного духовного общения, при котором педагог становится другом, его старшим товарищем.

Каким образом организуется совместная творческая деятельность педагога и подростка? Рассмотрим следующие педагогические методы поддержки подростков в художественной деятельности:

- поощрения целенаправленного использования подростком интуитивно-образного, метафорического мышления и саморегуляции;

- включённое наблюдение;

- развитие групповой и индивидуальной рефлексии и как следствие расширение границ мировоззрения;

- игровые методы и методы терапии искусством.

Деятельность педагога в условиях поддержки творчества подростка носит по преимуществу наблюдательный, диагностирующий, выжидающий характер. Педагог не вмешивается в начало процессов, а лишь стимулирует их, стараясь не опасаясь помешать свободному проявлению действий, которые совершает подросток в художественной деятельности. Педагог направляет свои усилия и внимание на то, чтобы события жизни школьника, какими бы они не были, питали внутреннюю работу подростка, доставляя необходимый для творчества материал.

Один из методов поддержки подростков в художественной деятельности основан на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления. Этот метод давно используется при решении различных творческих и учебных задач. Основные приёмы здесь: выдвижение педагогом различных идей и использование образных аналогий:

- личностных аналогий («Представь себя травоядным динозавром. Какие проблемы с питанием ты должен бы испытывать? А при наступлении холодов? Опиши свои ощущения».

- символических аналогий при использовании представлений о «клонировании – ксерокопировании чего-либо».

- фантастических образов. Например, «А как могла бы выглядеть жизнь на планете, где нет углерода? Его мог бы заменить кремний. Опишите «кремниевого» человека. Нарисуйте «идеального» хищника. Может ли на самом деле существовать такое создание? Почему? Где?

Основное в такой методике – не результат-продукт, а сам процесс, направленный на раскрытие творческих способностей, коммуникативных умений учащихся; оригинальное решение вполне конкретной задачи и выявления индивидуального восприятия.

Развитие индивидуальности подростков осуществляется средствами: драматургии, игры, создания рисунков, разного рода музыкальные действия. Свободный выбор подростком индивидуальных средств своей деятельности в рамках урока и занятий создаёт культурную среду, что позволяет использовать весь диапазон художественных средств и форм, в том числе, театра, изобразительного искусства, танца, музыки.

В ситуации свободы выбора при открытой системе работы коллектива подросток ищет и занимает определенную позицию. Подросток, недавно пришедший в коллектив, учится у другого, при этом форма учёбы выбирается сверстниками в соответствии с возможностями, терпением того, кто обучает и того, кто обучается. Интерес, сотрудничество, автономность– основы организации коллектива, что особенно характерно для Театра авторской песни.

Педагог может реализовывать поддержку студийцу с помощью методов саморегуляции, раскрывающие творческие возможности у подростков и способствующие творческому самовыражению.

Для совершенствования, повышения стабильности действия механизмов саморегуляции используются различные психофизиологические упражнения, психологические техники, объединенные под общим названием «методы психической саморегуляции». Эффективными в педагогической практике оказались методы самовнушения и релаксопедии, психорегулирующих тренировок – медитации и аутогенной тренировки.

Некоторые авторы полагают (В.В. Герасимов, Х. Линдсман, А.Н. Романин и др.), что причина растущей популярности эти методов – целенаправленной регуляции сферы установок и мотивов деятельности, а также в коррекции психических состояний. Это дает основание полагать, что в недалеком времени они станут органичной составной частью общегигиенических мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Педагоги на практике убедились, что это действительно так. Постоянные нервные перегрузки подростков из-за перегруженного учебного процесса заставляют искать новые формы применения подобных методик.

Например, свободное выражение эмоционального состояния в движениях тела, переходящих в свободный авторский танец, спонтанное рисование, импровизация в различных образах – это путь, который может привести к наиболее полному развитию творческих способностей школьника.

Если сердце педагога исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному подростку, с которым ему приходится иметь дело, то проявленность художественных способностей студийца будет очень высокой. Чем шире и полнее симпатия, объединяющая педагога со школьником, тем глубже он проникает в его индивидуальность, тем лучше он начинает ее понимать.

Используя метод включённого наблюдения за подростком, за выражением его чувствований, за его речью и деятельностью, педагог находил «ключ» к пониманию его индивидуальности.

Важным для педагога является метод развития рефлексии: интеграция, обобщение размышлений школьников, определение процессов понимания подростком того, что происходило на уроках, занятиях и в его жизни. Все возникающие вопросы и проблемы педагог обсуждал в кругу, совместно решая сложные вопросы. В конце урока или занятия подростки отвечали на вопросы: что у тебя было нового и интересного? Что у тебя не получилось? Почему?

Рефлексия для педагога – чувственно переживаемое осознание подростком своей деятельности, ее содержания и способов в ситуации самоопределения. Цель рефлексии – выявить и осмыслить основные компоненты деятельности, её внутренние ценности, установки, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания и оценивания своих действий и механизмов познания, подростки не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает школьникам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия – это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность и уникальность, которые «высвечиваются» в анализе его художественной деятельности и ее продуктов.

Во время педагогического сопровождения этих процессов педагог старается акцентировать внимание подростков на том, что и как они делают, что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с подростком в течение урока, занятий, дня или недели. Для школьников 7–8-х классов эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, пережитых в той или иной образовательной ситуации.

Рефлексивный анализ творческих результатов убеждает подростков, что общие цели надо конкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.

В работе широко использоваться игровые методы в качестве фактора, обеспечивающего творческое действие подростков. Педагог, моделируя ряд экспериментальных ситуаций и вовлекая учащихся в со-игру, предлагает им испытать себя в новой ситуации. Для того, чтобы школьники поставили личную цель в игровой деятельности, необходимы следующие этапы:

– помочь им выстроить личностное отношение к объекту целеполагания (вещи, понятию, процессу, явлению, предметам образовательных действий);

– способствовать установлению личностного смысла и образа объекта игры, т.е. побудить их обозначить в объекте того, что в нём открывается для познающего субъекта и что подросток открывает в себе сам;

– стимулировать выбор типа отношений или вида деятельности во взаимодействии с объектом.

Целесообразно вследствие этого в игровые методы включать элементы творческого самовыражения. Подростки получают возможность раскрыть свои творческие способности в различных видах игровой деятельности. Часто это сочинение сказок и их обыгрывание. Сказка, по словам Дж. Родари, такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна детям для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Особую роль в творческом самовыражении играет для процесс сочинения авторских сказок.

Игру преподаватели используют для понимания подростком своего «Я». Игра становится для него образной формой познания мира. В ней школьник выступает субъектом познания и действия, что выводит его в авторскую позицию. Придуманные подростками игры становятся выражением чувств, они служат раскрытию их способностей и внутреннего мира. Подростки, в отличие от детей младшего возраста, с большим интересом погружаются в «мир человека» (а младшие охотнее – в «мир животных»). Для подростков игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни.

На подростковом этапе личностного развития игра частично уступает место непосредственному общению. Однако влияние игры остается значительным. Любая игра (т.н. по правилам, ролевая, интеллектуальная, подвижная и др.) стимулирует творческие способности и возможности школьника. Способность организации игровых действий школьников и расширения их навыков ролевых игр – одна из важных игротехнических способностей педагога. При создании новой игры подростки сталкиваются с определенными трудностями в большей степени, чем, например, в сочинительстве сказок или стихов. Они испытывают трудности в формулировке условий игры и её содержания.

Обучающие и развивающие игры позволяют школьникам самим делать выбор, решать возникающие проблемы, быстро реагировать на действия товарищей и принимать самостоятельно решения, а не быть пассивными наблюдателями.

Для проявления авторства в художественной деятельности подростка педагог использует методы терапии искусством. Они основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. В контексте данного вопроса можно рассмотреть изобразительное искусство как средство, которое помогает подростку развивать свой авторский стиль. Этот метод полезен тем, что:

– предоставляет возможность подростку для выражения элементов агрессии в социально приемлемой манере: рисование, живопись или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

– ускоряет развитие художественных способностей и снимает внутренние конфликты подростка: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре;

– дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе становления авторства: содержание и стиль художественной работы предоставляет огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

– способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

– позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

– развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

– усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

В рамках занятий по развитию художественных способностей художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению художественным видам искусства. Важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в эмоциональной жизни подростка. Педагог поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

Как правило, подростки выполняют рисунки дома, затем приносят на занятия. Автор рисунка описывает свои чувства (до того как был сделан рисунок, во время процесса рисования и после того, как работа была завершена), рассказывает о смысле рисунка, выдавая ряд свободных ассоциаций на него. Затем остальные учащиеся описывают свои впечатления об этом рисунке и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название «коллективного образа».

Педагог помогает подросткам понять свою перспективу и осознать переживания, так как художественное творчество выражает индивидуальное состояние и личностный рост каждого – и подростка, и педагога. Для этого совместно со школьниками педагог решает следующие задачи:

- доверять своему собственному восприятию;

- раскрепостить свою фантазию и действия при экспериментировании с художественным материалом;

- делать то, что приятно и интересно и не сравнивать свою работу с работами других;

- осознавать себя в процессе постоянного изменения.

Атмосфера поддержки создает в группе благоприятную психологическую среду, и участники занятий оказываются способными на такие творческие открытия, на которые они не были способны ранее, в ситуациях «закрытости».

На занятиях спонтанное рисование служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; дисциплинирующей и контролирующей силой; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Оно – скорее свободная деятельность воображения, чем спонтанное проявление художественного таланта.

Многолетняя педагогическая практика совместной творческой деятельности подростка и педагога имеет множество примеров. На основе многолетнего исследования мы пришли к следующему выводу, что школьники, пройдя путь формирования авторской позиции в своём художественном творчестве, после окончания школы продолжают развивать и укреплять её, реализуя в жизненном и профессиональном пространстве.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие теоретической педагогической деятельности (исторический генезис). Возникновение теоретической педагогической деятельности. Назовите век появления. | Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.