Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие положения. Методические указания знакомят обучающихся с видами и содержанием, основными этапами и методикой самостоятельной работы в условиях электронного обучения






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ,
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ)

 

Методические указания знакомят обучающихся с видами и содержанием, основными этапами и методикой самостоятельной работы в условиях электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; содержат конкретные рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы.

 

Для обучающихся и организаторов учебного процесса
образовательных организаций

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА 4

3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВНЕ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО
ПЛАНА.. 6

4 ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6

5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАдания «ШТУДИРОВАНИЕ». 7

6 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГЛОССАРНого ТРЕНИНГа.. 8

7 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ изучениЮ рабочего учебника.. 8

8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ СЛАЙД-ЛЕКЦИЙ.. 9

9 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТ-ТРЕНИНГОВ.. 10

10 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЙ В IP-ХЕЛПИНГ. 11

11 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНТУБ (интегральной
учебной библиотеке) 12

12 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. 12

12.1 Рекомендации по подготовке к написанию реферата. 13

12.2 Рекомендации по подготовке к написанию реферата-рецензии. 14

12.3 Рекомендации по подготовке к написанию эссе. 16

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Согласно п. 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры № 1367 от 19.12.13 в учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее контактная работа обучающихся с преподавателем) и самостоятельной работы в академических или астрономических часах.

Самостоятельная работа относится к планируемой работе обучающихся по освоению общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемой во внеаудиторное время по заданию преподавателя, без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает дополнительные навыки работы с учебной и научной литературой, углубляет свои знания.

Самостоятельная работа обучающегося как составная часть образовательного процесса предполагает достижение следующих целей: формирование навыков самообразования; развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника; внеаудиторное освоение обучающимися материала основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), позволяющее в рамках аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения в соответствии с компетентностным подходом; формирование научно-исследовательских компетенций обучающегося; индивидуализация обучения с учетом разнообразия интересов обучающихся, их способностей и научно-познавательного опыта.

Предметно и содержательно самостоятельная работа обучающегося определяется государственными образовательными стандартами, федеральными государственными образовательными стандартами, действующими учебными планами по реализуемым образовательным программам, семестровыми учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием основной литературы (учебников, учебных пособий и методических указаний) и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа обучающегося может осуществляться по месту его нахождения.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается электронной информационно- образовательной средой БИОР.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам учебного плана являются: закрепление знаний по изучаемым дисциплинам; приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, с различными видами источников и формирование культуры умственного труда в поиске и накоплении новых знаний; овладение навыками работы и самостоятельного решения практических задач в предметной области, связанной с изучаемой дисциплиной.

В зависимости от уровня методического обеспечения время, отводимое на самостоятельную работу по дисциплине, может составлять от 25 % до 75 % общей трудоёмкости изучения учебной дисциплины.

В процессе самостоятельной работы обучающийся должен:

· освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, вопросы тем, положения и т.д.);

· закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практически (решение задач, выполнение контрольных работ, штудирование, тестирование для самопроверки и т.д.);

· применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написания курсовой работы, выпускной квалификационной работы, научно-исследовательской работы в рамках участия в конкурсах студенческих работ и т.д.).

Задания для самостоятельной работы должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в рабочей программе. Определены следующие виды заданий для самостоятельной работы:

· текущая работа с лекционным материалом, предусматривающую проработку лекций и учебной литературы;

· глоссарный тренинг;

· тренинг по модулю;

· IP-хелпинг;

· подготовка к вебинару и учебному экспертированию вебинара;

· подготовка к написанию творческих работ и учебному экспертированию творческих работ;

· поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации;

· штудирование;

· изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

· домашнее задание, предусматривающее решение задач, выполнение упражнений и т.п. (имеется в рабочих учебниках по учебной дисциплине);

· подготовка к лабораторным занятиям;

· подготовка к коллективным тренингам;

· подготовка к зачету, экзамену;

· написание творческой работы по заданной проблеме;

· выполнение курсовой работы, курсового проекта;

· научно-исследовательская работа студента в рамках выполнения конкурсных студенческих работ;

· написание выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся включает в себя: работу в электронной информационно-образовательной среде с образовательными ресурсами интегральной учебной библиотеки, компьютерными средствами обучения для подготовки к текущей и промежуточной аттестации, а также консультации (контактные): групповые и индивидуальные-IP-helping и курсовое проектирование (выполнение курсовых работ, курсовых проектов).

Для выполнения самостоятельной работы по дисциплинам учебного плана в БИОР созданы виртуальные аудитории для самостоятельной работы. Обучающемуся предоставлена возможность проходить занятия в виртуальных аудиториях через сайт «Личная студия», раздел «Обучение», далее раздел «Занятия», в котором обучающийся осуществляет выбор виртуальной аудитории для выполнения определенного типа занятия, в том числе самостоятельной работы.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВНЕ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА

Возможны следующие виды внедисциплинарной самостоятельной работы студента: участие в конкурсах на лучшую студенческую работу; участие в научно-методологических семинарах, проводимых в БИОР по профильной тематике; встречи и консультации с работодателями; практики.

Научно-исследовательская работа студента (НИРС) формирует, прежде всего, профессиональные компетенции студента. НИРС регламентируется локальными актами БИОР. Целью НИРС являются расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной задачи. Особенностью НИРС являются её тесная связь с другими формами самостоятельной работы, например практиками, и подготовка на основе её результатов выпускной квалификационной работы (ВКР). Кроме этого, НИРС может осуществляться в процессе подготовки конкурсных студенческих работ.

Для формирования универсальных и профессиональных компетенций в программе подготовки студентов предусмотрены практики, цель которых - расширение профессиональных знаний, полученных студентами в процессе обучения; формирование практических навыков ведения самостоятельной работы; приобретение опыта практический деятельности и формирование профессиональных компетенций, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Объем времени для самостоятельной работы по каждой дисциплине указывается в учебном плане каждой основной профессиональной образовательной программы. Этот объем времени также приводится в рабочей программе учебной дисциплины.

Задания для самостоятельной работы по дисциплинам отдельной образовательной программы планируются заранее, при разработке рабочей программы учебной дисциплины. Исходными данными для планирования самостоятельной работы являются: учебный план, в котором указаны общая трудоемкость и объем контактных и самостоятельных занятий по каждой дисциплине; рабочие программы дисциплин по отдельной образовательной программе и федеральным государственным образовательным стандартам (государственным образовательным стандартам).

 

5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАдания «ШТУДИРОВАНИЕ»

 

«Штудирование» проводится по каждому модулю учебной дисциплины.Цель – усвоение знаний в виде новых понятий, их структурирование, классификация, овладение новыми терминами, создание личной библиотеки конспектов, личной библиографии.

Основой данного вида самостоятельной работы является компьютерное средство обучения (КСО) «Штудирование», которое состоит из следующих компонентов: конспект, логическая схема или классификация; глоссарий; список литературы. В качестве исходных источников и материалов для занятия с помощью КСО «Штудирование» используются электронные ресурсы Интегральной учебной библиотеки (Интуб).

Выполнение задания может проводиться:

а) в онлайн-режиме на сайте «Личная студия» в аудитории индивидуального компьютерного тренинга в соответствии с учебным расписанием или в индивидуальном режиме, когда обучающийся самостоятельно выбирает время занятия;

б) в онлайн-режиме на личном компьютере через сайт «Личная студия», независимо от места нахождения обучающегося.

Допуск обучающегося к выполнению штудирования осуществляется на сайте «Личная студия» по индивидуальному логину и паролю. При входе система академического администрирования «Каскад» допускает его к занятию.

При выборе вида занятия «Штудирование» появляется возможность работать с одноименным КСО. После его загрузки на экране монитора отображается рабочее окно с темой занятия и списком литературы (электронными образовательными ресурсами), который предоставляется обучающемуся для изучения по соответствующей теме, а также здесь загружается файл составленного конспекта. Результат занятия (конспект, логическая схема или классификация, глоссарий) оформляется в шаблоне для проверки и хранения в электронной базе.

Алгоритм выполнения данного вида самостоятельной работы:

- выбрать из Интуба для штудирования текстовые и иные учебные материалы, руководствуясь собственными потребностями и индексами релевантности;

- составить конспект изученных учебных материалов;

- составить глоссарий профессиональных и иных терминов;

- составить логическую схему основных понятий и связей между ними (при необходимости);

- составить библиографию проштудированных источников.

Занятие считается пройденным после выполнения обучающимся всех видов заданий. Обучающийся может выполнять данное занятие неограниченное число раз до тех пор, пока им не будут освоены новые понятия. В случае неполного выполнения занятия программа в автоматическом режиме осуществляет возврат обучающегося к выполнению задания, которое не выполнено.

По результатам выполнения занятия «Штудирование» ставится оценка в виде «зачтено/
не зачтено». Оценку «зачтено» обучающийся получает за выполнение всех компонентов занятия в должном объеме.

С порядком и правилами заполнения шаблона занятия «Штудирование» обучающийся может ознакомиться в методических указаниях по выполнению учебного занятия «Штудирование».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.