Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К.В.






АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ экономики

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

УЧЕБНИК.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗААТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА • 1955

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К.В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д.Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л.А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И.Д., профессора Кузьминова И.И., доктора экономических паук Гатовского Л.М., академика Юдина П.Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А.И., кандидата экономических паук Переслегина В.И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В.Н.

При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.

Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.

Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К.В., Шепиловым Д.Т., Леонтьевым Л.А., Лаптевым И.Д., Кузьминовым И.И., Гатовским Л.М.

Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.

Авторы

Август 1954 г.
г. Москва

ВВЕДЕНИЕ

Политическая экономия относится к числу общественных наук Она изучает законы общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества.

Основой жизни общества является материальное производство. Чтобы жить, люди должны иметь пищу, одежду и другие материальные блага. Чтобы иметь эти блага, люди должны производить их, должны трудиться.

Люди производят материальные блага, то есть ведут борьбу с природой, не в одиночку, а сообща, группами, обществами. Следовательно, производство всегда и при всех условиях является общественным производством, а труд — деятельностью общественного человека.

Процесс производства материальных благ предполагает следующие моменты: 1) труд человека, 2) предмет труда и 3) средства труда.

Труд есть целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд является естественной необходимостью, непременным условием существования люден. Без труда была бы невозможна сама человеческая жизнь.

Предметом труда является всё то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть непосредственно даны самой природой, например дерево, которое рубят в лесу, или руда, которую извлекают из недр земли. Предметы труда, которые раньше подверглись воздействию труда, например руда на металлургическом заводе, хлопок на прядильной фабрике, носят название сырья или сырых материалов.

1 Название науки «политическая экономия» происходит от греческих слов: «политейа» и «ойкономия». Слово «политейа» означает «общественное устройство». Слово «ойкономия» в свою очередь состоит из двух слов: «ойкос» — дом, домохозяйство и «номос»—закон. Название науки «политическая экономия» появилось лишь в начале XVII века.

Средствами труда являются все те вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат прежде всего орудия производства, а также земля, производственные здания, дороги, каналы, склады и т.д. В составе средств труда определяющая роль принадлежит орудиям производства, К ним относятся многообразные орудия, которые человек применяет в своей трудовой деятельности, начиная с грубых каменных орудий первобытных людей и кончая современными машинами. Уровень развития орудий производства служит мерилом власти общества над природой, мерилом развития производства. Экономические эпохи различа­ются не тем, что производится, а тем, как производится, какими орудиями производства.

Предметы труда и средства труда составляют средства производства. Средства производства сами по себе, вне соединения с рабочей силой, представляют лишь груду мёртвых вещей. Для того чтобы мог начаться процесс труда, рабочая сила должна соединиться с орудиями производства.

Рабочая сила есть способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он в состоянии производить материальные блага. Рабочая сила — активный элемент производства, она приводит в движение средства производства. С развитием орудий производства развивается и способность человека к труду, его уменье, навыки, производственный опыт.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение эти орудия и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, составляют производительные силы общества. Трудящиеся массы являются основной производительной силой человеческого общества па всех этапах его развития.

Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы, используемым для производства материальных благ. Однако в производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. «Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»1. Определённые связи и отношения людей в процессе производства материальных благ составляют производственные отношения.

1 К. Маркс, Наемный труд и капитал, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, 1948, стр. 63.

Характер производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства (земля, леса, воды, недра, сырые материалы, орудия производства, производственные здания, средства сообщения и связи и т.п.) — в собственности отдельных лиц, социальных групп или классов, использующих эти средства для эксплуатации трудящихся, или в собавенности общества, целью которого является удовлетворение материальных и культурных потребностей народных масс, всего общества.Состояние производственных отношений показывает, как распределяются между членами общества средства производства и, следовательно, также и материальные блага, производимые людьми. Таким образом, основой производственных отношений является определённая форма собственности на средства производства.

Отношения производства определяют и соответствующие отношения распределения. Распределение является связующим звеном между производством и потреблением.

Производимые в обществе продукты служат производственному или личному потреблению. Производственным потреблением называется использование средств производства для создания материальных благ. Личным потреблением называется удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.

Распределение произведённых предметов личного потребления зависит от распределения средств производства. В капиталистическом обществе средства производства принадлежат капиталистам, ввиду чего продукты труда также принадлежат капиталистам. Рабочие лишены средств производства и, чтобы не умереть с голоду, вынуждены работать на капиталистов, присваивающих продукты их труда. В социалистическом обществе средства производства являются общественной собственностью. Ввиду этого продукты труда принадлежат самим трудящимся.

В общественных формациях, где имеется товарное производство, распределение материальных благ осуществляется путём обмена товаров.

Производство, распределение, обмен и потребление составляют единство, в котором определяющая роль принадлежит производству.

Совокупность «производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»1. Появившись на свет, надстройка в свою очередь оказывает обратное активное воздействие на базис, ускоряя или задерживая его развитие.

1 К. Маркс, Предисловие к «К критике политической экономии», К. Маркс Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, 1948» стр. 322.

Производство имеет техническую и общественную сторону. Техническую сторону производства изучают естественные и технические науки: физика, химия, металлургия, машиноведение, агрономия и другие. Политическая экономия изучает общественную сторону производства, общественно-производственные, то есть экономические, отношения людей. «Политическая экономия, — писал В. И. Ленин, —занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства»1.

Политическая экономия изучает производственные отношения в их взаимодействии с производительными силами. Производительные силы и производственные отношения в их единстве образуют способ производства.

Производительные силы являются наиболее подвижным и революционным элементом производства. Развитие производства начинается с изменений в производительных силах — прежде всего с изменения и развития орудий производства, а затем происходят соответствующие изменения и в области производственных отношений. Производственные отношения людей, развиваясь в зависимости от развития производительных сил, в свою очередь сами активно воздействуют на производительные силу.

Производительные силы общества могут развиваться беспрепятственно лишь в том случае, если производственные отношения соответствуют состоянию производительных сил. На известной ступени своего развития производительные силы перерастают рамки данных производственных отношений и вступают с ними в противоречие.

В результате этого старые производственные отношения раньше или позже сменяются новыми производственными отношениями, соответствующими достигнутому уровню развития и характеру производительных сил общества. С изменением экономического базиса общества изменяется и его надстройка. материальные предпосылки для смены старых производственных отношений новыми возникают и развиваются в недрах старой формации. Новые производственные отношения открывают простор для развития производительных сил.

Таким образом, экономическим законом развития общества является закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком, конфликты между производительными силами и производственными отношениями проявляются в классовой борьбе. В этих условиях смена старого способа производства новым осуществляется путём социальной революции.

Политическая экономия есть историческая наука. Она имеет дело с материальным производством в его исторически определённой общественной форме, с экономическими законами, присущими соответствующим способам производства. Экономические

1 В. И. Ленин, Развитие капитализма в России, Сочинения, т.З, стр. 40—41.

законы выражают сущность экономических явлений и процессов, внутреннюю, причинную связь и зависимость, существующую между ними. Каждому способу производства присущ свой основной экономический закон. Основной экономический закон определяет главные стороны, существо данного способа производства.

Политическая экономия «исследует прежде всего особые законы каждой отдельной ступени развития производства и обмена, и лишь в конце этого исследования она может установить немногие, вполне общие законы, применимые к производству и обмену вообще» Следовательно, различные общественные формации в своём развитии определяются не только своими специфическими экономическими законами, но и теми экономическими законами, которые общи для всех формаций, например законом обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Стало быть, общественные формации не только отделены друг от друга специфическими экономическими законами, присущими данному способу производства, но и связаны друг с другом некоторыми общими для всех формаций экономическими законами.

Законы экономического развития являются объективными законами. Они отражают процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Экономические законы возникают и действуют на базе определённых экономических условий. Люди могут познать эти законы и использовать их в интересах общества, но они не могут уничтожать или создавать экономические законы.

Использование экономических законов в классовом обществе всегда имеет классовую подоплёку: передовой класс каждой повой эпохи использует экономические законы в интересах развития общества, тогда как отживающие классы сопротивляются этому.

Политическая экономия изучает следующие известные истории основные типы производственных отношений: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Первобытно-общинный строй является доклассовым общественным строем. Рабовладельческий строй, феодализм и капитализм представляют собой различные формы общества, основанные на порабощении и эксплуатации трудящихся масс. Социализм является общественным строем, свободным от эксплуатации человека человеком.

Политическая экономия исследует, как происходит развитие от низших ступеней общественного производства к его высшим ступеням, как возникают, развиваются и уничтожаются общественные порядки, основанные на эксплуатации человека человеком. Она показывает, как весь ход исторического развития подготовляет победу социалистического способа производства. Она изучает, далее, экономические законы социализма, законы возникновения социалистического общества и его дальнейшего развития по пути к высшей фазе коммунизма.

1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 138.

Таким образом, политическая экономия есть наука о развитии общественно-производственных, то есть экономических, отношений людей. Она выясняет законы, управляющие производством и распределением материальных благ в человеческом обществе на различных ступенях его развития.

Методом марксистской политической экономии является метод диалектического материализма. Марксистско-ленинская политическая экономия строится на применении основных положений диалектического и исторического материализма к изучению экономического строя общества.

Политическая экономия в отличие от естественных наук — физики, химии и т.п.— не может пользоваться при изучении экономического строя общества экспериментами, опытами, проводимыми в искусственно созданных лабораторных условиях, устраняющих те явления, которые затрудняют рассмотрение процесса в его наиболее чистом виде. «При анализе экономических форм, — указывал Маркс, — нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»1.

Каждый экономический строй представляет собой противоречивую и сложную картину: в нём имеются пережитки прошлого и зародыши будущего, в нём переплетаются различные хозяйственные формы. Задача научного исследования состоит в том, чтобы за внешней видимостью хозяйственных явлений при помощи теоретического анализа вскрыть глубинные процессы, основные черты экономики, выражающие сущность данных производственных отношений.

Результатом такого научного анализа являются экономические категории, то есть понятия, представляющие собой теоретическое выражение производственных отношений данной общественной формации, как, например, товар, деньги, капитал и другие.

Так, Маркс при анализе капиталистических производственных отношений выделяет прежде всего простейшее, чаще всего повторяющееся массовое отношение — обмен одного товара на другой. Он показывает, что в товаре — этой клеточке капиталистического хозяйства — заложены в зародыше противоречия капитализма. Исходя из анализа товара, Маркс объясняет возникновение денег, раскрывает процесс превращения денег в капитал, существо капиталистической эксплуатации. Маркс показывает, как общественное развитие неизбежно ведёт к гибели капитализма, к победе коммунизма.

Метод Маркса состоит в постепенном восхождении от простейших экономических категорий к более сложным, что соответствует поступательному развитию общества по восходящей линии — от низших ступеней к высшим. При таком порядке исследования категорий политической экономии логическое исследование сочетается с историческим анализом общественного развития.

1 К. Маркс, Капитал, т. I, 1953, стр. 4.

Политическая экономия не ставит своей задачей изучение исторического процесса развития общества во всём его конкретном многообразии. Она даёт основные понятия о коренных чертах каждой системы общественного хозяйства.

Ленин указывал, что политическую экономию надо излагать в форме характеристики последовательных периодов экономического развития. В соответствии с этим в настоящем курсе политической экономии основные категории политической экономии — товар, деньги, капитал и т.д.— рассматриваются в той исторической последовательности, в какой они возникали на разных ступенях развития человеческого общества. Так, элементарные понятия о товаре, деньгах даются ещё при характеристике докапиталистических формаций. В развёрнутом же виде эти категории излагаются при изучении развитого капиталистического хозяйства.

Как видно, политическая экономия изучает не какие-либо заоблачные, оторванные от жизни вопросы, а самые реальные и актуальные вопросы, затрагивающие кровные интересы людей, общества, классов. Является ли неизбежной гибель капитализма и победа социалистической системы хозяйства, противоречат ли интересы капитализма интересам общества и прогрессивного развития человечества, является ли рабочий класс могильщиком капитализма и носителем идей освобождения общества от капитализма — все эти и подобные им вопросы решаются различными экономистами по-разному, в зависимости от того, интересы каких классов они отражают. Этим именно и объясняется, что в настоящее время не существует единой для всех классов общества политической экономии, а существует несколько политических экономии: буржуазная политическая экономия, пролетарская политическая экономия, наконец, политическая экономия промеэюуточных классов, мелкобуржуазная политическая экономия.

Но из этого следует, что совершенно неправы те экономисты, которые утверждают, что политическая экономия является нейтральной, непартийной наукой, что политическая экономия независима от борьбы классов в обществе и не связана прямо или косвенно, с какой-либо политической партией.

Возможна ли вообще объективная, беспристрастная, не боящаяся правды политическая экономия? Безусловно, возможна. Такой объективной политической экономией может быть лишь политическая экономия того класса, который не заинтересован в замазывании противоречий и язв капитализма, который не заинтересован в сохранении капиталистических порядков, интересы которого сливаются с интересами освобождения общества от капиталистического рабства, интересы которого лежат на одной линии с интересами прогрессивного развития человечества. Таким классом является рабочий класс. Поэтому объективной и бескорыстной

политической экономией может быть лишь такая политическая экономия, которая опирается на интересы рабочего класса. Такой именно политической экономией и является политическая экономия марксизма-ленинизма.

Марксистская политическая экономия представляет собой важнейшую составную часть -марксистско-ленинской теории.

Великие вожди и теоретики рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс явились основоположниками пролетарской политической экономии. В своём гениальном труде «Капитал» Маркс вскрыл законы возникновения, развития и гибели капитализма, дал экономическое обоснование неизбежности социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс разработали в общих чертах учение о переходном периоде от капитализма к социализму и о двух фазах коммунистического общества.

Дальнейшее творческое развитие экономическое учение -марксизма получило в трудах основателя Коммунистической партии и Советского государства, гениального продолжателя дела Маркса и Энгельса В. И. Ленина. Ленин обогатил марксистскую экономическую науку обобщением нового опыта исторического развития, создав марксистское учение об империализме, раскрыл экономическую и политическую сущность империализма, дал исходные положения основного экономического закона современного капитализма, разработал основы учения об общем кризисе капитализма, создал новую, законченную теорию социалистической революции, научно разработал основные проблемы строительства социализма и коммунизма.

Великий соратник и ученик Ленина И.В. Сталин выдвинул и развил ряд новых положений политической экономии, опираясь на основные труды Маркса, Энгельса и Ленина, создавших подлинно научную политическую экономию.

Марксистско-ленинская экономическая теория творчески развивается в решениях Коммунистической партии Советского Союза, в работах учеников и соратников Ленина — руководителей Коммунистической партии Советского Союза, коммунистических и рабочих партий других стран.

Марксистско-ленинская политическая экономия является мощным идейным оружием в руках рабочего класса и всего трудящегося человечества в их борьбе за освобождение от капиталистического гнёта. Жизненная сила экономической теории марксизма-ленинизма состоит в том, что она вооружает рабочий класс, трудящиеся массы знанием законов экономического развития общества, даёт им ясность перспективы, уверенность в окончательной победе коммунизма.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА I
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

Возникновение человеческого общества. Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отличавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие человека от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с дерева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовления орудий начинается труд.

Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно-человека — переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно-человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука — не только орган труда, но и его продукт.

По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека.

Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное.

Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбессилаги природы, невозможно само существование общественного производства.

Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

Таким образом, труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»1. Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда. В первобытную эпоху человек находился в сильнейшей зависимости от окружающей природы, он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда были самые примитивные. Первыми орудиями человека были грубо оббитый камень и палка. Они явились как бы искусственным продолжением органов его тела: камень — кулака, палка — вытянутой руки.

Люди жили группами, численность которых не превышала нескольким десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В этих условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и абсолютно необходимой.

1 Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 70.

Долгое время первобытный человек жил главным образом за счёт собирания пищи и за счёт охоты, которые осуществлялись коллективно, при помощи простейших орудий. То, что совместно добывалось, совместно и потреблялось. Вследствие необеспеченности пищей у первобытных людей встречалось людоедство. На протяжении многих тысячелетий, как бы ощупью, путём крайне медленного накопления опыта, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копки и других очень несложных действий, которыми тогда почти исчерпывалась вся область производства.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились применять огонь, возникавший стихийно. Они видели, как молния зажигает дерево, наблюдали лесные пожары, извержения вулканов. случайно добытый огонь долго и тщательно хранился. Лишь спустя много тысячелетий человек познал тайну добывания огня. При более развитом производстве орудий люди подметили, что огонь получается о г трения, и научились добывать его.

Открытие огня и его применение дало людям господство» над определёнными силами природы. Первобытный человек окончательно оторвался от животного мира, закончилась длительная эпоха становления человека. Благодаря открытию огня существенно изменились условия материальной жизни людей. Во-первых, огонь служил для приготовления пищи, в результате чего круг доступных человеку предметов питания расширился: стало возможным употреблять в пищу приготовленные при помощи огня рыбу, мясо, крахмалистые корни, клубни и т.п. Во-вторых, огонь стал играть важную роль при изготовлении орудий производства, ' а также давал защиту от холода, благодаря чему люди получили возможность расселиться на большей части земного шара. В-третьих, огонь давал защиту от хищных зверей.

В течение длительного периода охота оставалась важнейшим источником средств существования. Она доставляла людям шкуры для одежды, кости для изготовления орудий и мясную пищу, которая оказала влияние на дальнейшее развитие человеческого организма и прежде всего — на развитие мозга.

По мере физического и умственного развития человек оказывался в состоянии делать более совершенные орудия. Для охоты служила палка с заострённым концом. Затем к палке стали прикреплять каменный наконечник. Появились топоры, копья с каменными наконечниками, каменные скрёбла и ножи. Эти орудия сделали возможными охоту на крупных животных и развитие рыболовства.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении очень долгого времени оставался камень.Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название каменного века. Лишь позднее человек научился делать орудия из металла — сначала из самородного, в первую очередь из меди (однако медь, как мягкий металл, не получила широкого применения для изготовления орудий), затем из бронзы (сплав меди и олова) и, наконец, из железа. В соответствии с этим за каменным веком следует бронзовый век, а за ним — железный век.

Наиболее ранние следы плавки меди в Передней Азии относятся к V—IV тысячелетиям до нашей эры. В Южной и Средней Европе плавка меди возникла примерно в III—II тысячелетиях до нашей эры. Древнейшие следы бронзы в Месопотамии относятся к IV тысячелетию до нашей эры.

Наиболее ранние следы плавки железа обнаружены в Египте; они относятся к периоду за полторы тысячи лет до нашей эры. В Западной Европе железный век начался около тысячи лет до нашей эры.

Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять больше необходимых средств к жизни. Развитие охоты привело к зарождению первобытного скотоводства. Охотники стали лриручать животных. Раньше других животных была приручена собака, позднее — крупный рогатый скот, козы, свиньи.

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил общества явилось возникновение первобытного земледелия. Собирая плоды и корни растений, первобытные люди стали замечать, как прорастают зёрна, оброненные на землю. Тысячи раз это оставалось непонятным, но рано или поздно в уме первобытного человека установилась связь этих явлений, и он стал переходить к возделыванию растений. Так возникло земледелие.

Долгое время земледелие оставалось краппе примитивным. Землю взрыхляли вручную, сначала простой палкой, затем палкой с загнутым концом — мотыгой. В речных долинах семена бросали в ил, нанесённый разливами рек. Приручение животных открыло возможность использовать скот в качестве тягловой силы. В дальнейшем, когда люди овладели плавкой металла и появились металлические орудие, их применение сделало земледельческий труд более производительным. Земледелие получило более прочную основу. Первобытные племена начали переходить к оседлому образу жизни.

Производственные отношения первобытного общества. Естественное разделение труда. Производственные отношения определяются характером, состоянием производительных сил.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность на средства производства. Общинная собственность соответствует характеру производительных сил в этот период. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства, — писал Маркс, — был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства»1.

1 Черновые наброски письма Маркса —В. И. Засулич, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XXVII, стр. 681.

Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, равно как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. В их личной собственности находились лишь некоторые орудия производства, служившие вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей.

Труд первобытного человека не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни, то есть никакого прибавочного продукта. При таких условиях в первобытном обществе не могло быть классов и эксплуатации человека человеком. общественная собственность распространялась лишь на небольшие общины, существовавшие более или менее изолированно друг от друга. По характеристике Ленина, здесь общественный характер производства обнимал только членов одной общины.

Трудовая деятельность людей первобытного общества основывалась па простом сотрудничестве (простой кооперации). Простая кооперация есть одновременное применение более или менее значительного количества рабочей силы для выполнения однородных работ. Уже простое сотрудничество открывало перед первобытными людьми возможность выполнения таких задач, какие немыслимо было бы выполнить одному человеку (например, при охоте па крупных зверей).

При тогдашнем крайне низком уровне развития производительных сил неизбежно было уравнительное распределение продуктов общего труда. Скудная пища делилась поровну. Иного дележа и не могло быть, так как продуктов труда едва хватало на удовлетворение самых насущных потребностей: если бы один член первобытной общины получил больше равной для всех доли, то кто-то другой был бы обречён на голод и гибель.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных народов. Её наблюдали путешественники, побывавшие у племен, стоящих на низкой ступени общественного развития. Великий естествоиспытатель Дарвин более ста лет назад совершил кругосветное путешествие. Описывая жизнь племён на Огненной Земле, он рассказывает такой случай: огнеземельцам подарили кусок холста; они разорвали холст на совершенно равные части, чтобы всем досталось поровну.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать основной экономический закон первобытно-общинного строя: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

С развитием орудий производства возникает разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, то есть разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками.

Знаменитый русский путешественник Миклухо-Маклай, изучавший во второй половине XIX века жизнь папуасов Новой Гвинеи, так описывает коллективный процесс труда в земледелии. Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заострённые палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. В руках у них палки, которыми они размельчают поднятую мужчинами землю. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи» маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений. Труд здесь носит совместный характер, и в то же время существует разделение труда по полу и возрасту.

По мере развития производительных сил естественное разделение труда постепенно упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в области охоты, женщин — в области собирания растительной пищи и домохозяйства приводила к некоторому повышению производительности труда.

Родовой строи. Матриархальный род. Патриархальный род. Пока шёл процесс выделения человека из животного мира, люди жили ордами, стадами, как и их непосредственные предки. Flo впоследствии, в связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения, складывалась родовая организация общества.

Объединяться для совместного труда могли в те времена только люди, находившиеся в родственных отношениях. Примитивные орудия производства ограничивали возможности коллективного труда узкими рамками группы людей, связанных родством и совместной жизнью. Первобытный человек обычно относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Род представлял собой группу, на первых порах состоявшую всего из нескольких десятков человек и спаянную узами кровного родства. Каждая такая группа существовала обособленно от других подобных ей групп. С течением времени численность рода возрастала, доходя до нескольких сотен человек: развивалась цривычка к совместной жизни; выгоды общего труда всё более заставляли людей держаться вместе.

Исследователь жизни первобытных людей Морган описал родовой строй, сохранявшийся у индейцев-ирокезов ещё в середине прошлого века. основными занятиями ирокезов являлись охота, рыболовство, собирательство плодов и земледелие. Труд был разделён между мужчинами и'женщинами. Охота и рыболовство, изготовление оружия и орудий труда, расчистка почвы, постройка хижин и укреплений составляли обязанность мужчин. Женщины выполняли основные работы на полях, собирали урожай и доставляли его в кладовые, варили пищу, изготовляли одежду и глиняную посуду, собирали дикие плоды, ягоды, орехи, клубни. Земля была общей собственностью рода. Более крупные работы — вырубка леса, расчистка земли под пашню, большие охотничьи походы — выполнялись сообща. Ирокезы жили в так называемых «больших домах», вмещавших 20 и более семей. Такая группа имела общие кладовые, куда складывались запасы продуктов. Женщина, -стоявшая во главе группы, распределяла пищу между отдельными семьями. На время военных действий род избирал себе военачальника, который не пользовался никакими материальными преимуществами; с окончанием военных действий его власть прекращалась.

На первой ступени родового строя ведущее положение занимала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни людей. Охота при помощи самых примитивных орудий, которая была делом мужчин, не могла полностью обеспечить существование людей: её результаты были более пли «менее случайными.-В этих условиях даже зачаточные формы земледелия и скотоводства (приручение животных) имели большое хозяйственное значение. Эти занятия служили более надёжным и постоянным источником средств к жизни, чем охота. Л земледелие и скотоводство, пока они велись примитивным способом, были преимущественно занятием женщин, остававшихся у домашнего очага, в то время как мужчины охотились. Женщина играла в течение длительного периода главенствующую роль в родовой общине. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в её состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, пли матриархальный, род (матриархат).

В ходе дальнейшего развития производительных сил, когда кочевое скотогюдство (пастушество) и более развитое земледелие (хлебопашество), являвшиеся делом мужчин, стали играть решающую роль в жизни первобытной общины, матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным, родом (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине. Он стал во главе родовой общины. Родсгво стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род существовал в последний период первобытно-общинного строя.

Отсутствие частной собственности, классового деления общества и эксплуатации человека человеком исключали возможность существования государства.

«В первобытном обществе... не видно еще признаков существования государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, — положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение, — но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия»1.

Возникновение общественного разделения труда и обмена. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, то есть такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься разнородными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племён было первым крупным общественным разделением труда.

1 В.И. Ленин, О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 437.

Занимаясь скотоводством, пастушеские племена достигли существенных успехов. Они научились такому уходу за скотом,.при котором стали получать больше мяса, шерсти, молока. Уже это первое крупное общественное разделение труда привело к заметному по тому времени росту производительности труда.

В первобытной общине в течение длительного времени не было почвы для обмена между отдельными её членами: весь продукт добывался и потреблялся сообща. Обмен зародился и развивался вначале между родовыми общинами и долгое время носил случайный характер.

С появлением первого крупного общественного разделения труда положение изменилось. У пастушеских племён появился некоторый избыток скота, молочных продуктов, мяса, шкур, шерсти. В то же время они испытывали потребность в земледельческих продуктах. В свою очередь племена, занимавшиеся земледелием, с течением времени достигли известных успехов в производстве земледельческих продуктов. Земледельцы и скотоводы нуждались в предметах, которые они не могли доставать на «месте их жительства. Всё это привело к развитию обмена.

Наряду с земледелием и скотоводством развивались и другие виды производственной деятельности. Ещё в эпоху каменных орудий люди научились выделывать посуду из глины. Затем появилось ручное ткачество. Наконец, с открытием плавки железа по­явилась возможность выделки металлических орудий труда (соха с железным лемехом, железный топор) и оружия (железные мечи). Всё труднее было совмещать эти виды труда с земледельческим или пастушеским трудом. В общинах постепенно выделялись люди, занимавшиеся ремеслом. Изделия ремесленников — кузнецов, оружейников, гончаров и т.д.— всё чаще стали поступать в обмен. Поле обмена значительно расширилось.

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя. Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена.На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатой верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый в скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.