Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы закрепления положений об экономической безопасности в процессе работы персонала






Лекция Проверка персонала во время работы

 

 

Правовые основы закрепления положений об экономической безопасности в процессе работы персонала

 

 

Правовой основой введения определенных ограничений на работу персонала с конфиденциальной информацией является наличие соответствующих пунктов об информационной безопасности в уставе и в коллективном договоре о согласии работников соблюдать требования по защите информации и нести ответственность за невыполнение этих требований. Необходимый пункт включается также в Правила внутреннего трудового распорядка фирмы.

Заключение контракта (трудового соглашения) при приеме на работу целесообразно сопровождать получением у сотрудника добровольного согласия на соблюдение требований, регламентирующих режим безопасности и сохранения им коммерческой тайны.

Обязательно нужно установить процедуру передачи секретной информации от одного сотрудника другому, порядок ее обработки и хранения в зависимости от степени секретности. Сотрудники должны быть проинструктированы о необходимости срочно информировать руководство (службу безопасности):

- о фактах утраты (недостачи) документов (их листов), содержа­щих коммерческую тайну, или разглашения таких сведений;

- о причинах, условиях и обстоятельствах, способствующих возможной утечке информации;

- об утрате или недостаче служебных удостоверений, ключей от комнат, сейфов (метал­лических шкафов), печатей;

- о фактах обнару­жения лишних конфиденциальных документов или несанкциони­рованного проникновения в служебные помещения и к местам хранения документов посторонних лиц.

Правовой основой системы служат [32]:

- наличие в организационных документах, Правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах (контрактах), заключаемых с работниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

- формулирование и доведение до сведения всех работников положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

- разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

Сознательность, порядочность, внутренняя дисциплина, профессиональная грамотность и ответственность персонала – вот что лежит в основе любой даже самой технически совершенной системы защиты информации.

Персональная ответственность работающих сотрудников достигается путем:

- росписи исполнителей в журналах, карточках учета, других разрешительных документах, а также на самих документах;

- индивидуальной идентификации пользователей и инициированных ими процессов в автоматизированных системах;

- проверки подлинности (аутентификации) исполнителей (пользователей) на основе использования паролей, ключей, магнитных карт, цифровой подписи, а также биометрических характеристик личности при доступе как в автоматизированные системы, так и в выделенные помещения (зоны).

За рубежом имеются специализированные кадровые агентства, целенаправленно занимающиеся подбором персонала: Американское общество по обеспечению безопасности в промышленности, Ассоциация британских исследователей и др. [22]

Целенаправленная работа в области экономической безопасности обеспечивает соответствующую подготовку руководства и персонала предприятия к ведению переговоров с партнерами, действиям в экстремальных ситуациях, развитие у них необходимых для выполнения служебных обязанностей морально-психологических качеств, чувства преданности фирме. Предусматриваются изучение морально-психологи-ческого климата среди сотрудников, поддержание его на высоком уровне в целях повышения способности успешно противостоять внешним и внутренним угрозам безопасности, оценка психофизиологического состояния сотрудников, профилактика негативных процессов в кол­лективе, могущих способствовать правонарушениям.

Наряду с хищениями коммерческой тайны, значительное место занимают переманивание и подкуп кадров – ведущих специалистов, владельцев коммерческих тайн, создателей интеллектуальной собственности.

Если о сотрудниках мало думают, заботятся, редко спрашивают об их потребностях, то одни из них легко выдадут информацию, разговорившись о «тяжелой доле», других – легко перекупить у конкурента.

Мировой опыт в области защиты производственных секретов показывает, что чисто административные меры не гарантируют результат, поэтому предприниматели, не отказываясь от административных мер, переходят к совмещению их с активным вовлечением в процесс защиты конфиденциальной информации всех сотрудников фирмы.

Поэтому при разработке методов хранения коммерческой тайны рекомендуется изучать данные как о работающих, так и о принимаемых на работу сотрудниках. В программу при этом входят [47]:

- оценка и подбор кадров, исключающие прием случайных людей, и нахождение с ними взаимопонимания по вопросам необходимости хранения коммерческой тайны предприятия;

- предупреждение об ответственности за хранение коммерческой тайны;

- ознакомление сотрудников с нормами и требованиями по хранению коммерческой тайны;

- подписание обязательства-соглашения (контракта) о неразглашении коммерческой тайны и разъяснение значимости этого документа;

- систематическое напоминание о необходимости хранения коммерческой тайны и контроль за соблюдением режима хранения;

- подготовка помещений для обсуждения секретной информации (они должны быть звуконепроницаемыми или экранируемыми и систематически проверяться на наличие подслушивающих (сканирующих) устройств;

- текущий контроль (мониторинг) за деятельностью сотрудника по повышению его бдительности в отношении угроз безопасности;

- своевременное выявление и устранение конфликтных ситуаций в работе с персоналом;

- использование для служебных записей специальных пронумерованных тетрадей (блокнотов);

- контроль за тем, чтобы каждый сотрудник, независимо от служебного положения и родственных связей с руководителем предприятия, владел только необходимой для его работы информацией;

- организация режима подготовки, использования, хранения и уничтожения конфиденциальных документов;

- определение количества требуемых экземпляров конфиден­циальных документов в строгом соответствии со служебной необходимостью;

- хранение конфиденциальных документов в отдельной папке;

- работа с конфиденциальными документами, исключающая возможность ознакомления с ними других лиц, не имеющих к документам прямого отношения;

- принятие мер к тому, чтобы при работе с клиентами исключалось присутствие посторонних лиц;

- представление по требованию службы безопасности устных или письменных объяснений о нарушениях установленных пра­вил работы с конфиденциальными документами;

- ведение переговоров по конфиденциальным вопросам по защищенным линиям связи;

- запрещение упоминания конфиденциальных сведений в обычных доку­ментах;

- запрещение оставлять конфиденциальные документы без присмотра на рабочих местах, в столах, в незакрытых сейфах (металлических шкафах) и т. д.;

- запрещение сообщать устно или письменно кому бы то ни было, в т. ч. и родственникам, конфиденциальные сведения, если это не вызвано служебной необходимостью;

- обеспечение хранения в нерабочее время, а также при кратковременном отсутствии на рабочем месте папок с документами в закрытом сейфе (металлическом шкафу);

- контроль за деятельностью всех ведущих специалистов, ошибки или негативные действия которых могут нанести ущерб предприятию;

- обучение и воспитание у сотрудников чувства бдительности, установление личной ответственности за хранение носителей информации;

- исключение ситуаций, благоприятных для утери коммерческой тайны, выявление неблагоприятных ситуаций (конфликтные ситуации, недооценка специалистов, незаслуженные обиды), обеспечение достойной оплаты труда, нормального психологического климата, бережного отношения к ценным кадрам, правильной организации увольнения.

Лица, работающие с коммерческой тайной, долж­ны иметь инструкцию по обеспечению сохранности коммерческой тайны, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (соответст­вующие выписки), при необходимости личные печати, сейфы, металлические шкафы, рабочие папки для хранения конфиденциальных документов. Сотрудник должен иметь доступ только к той информации, которая необходима ему в процессе выполнения прямых служебных обязанностей.

При воспитательной работе с кадрами специалисты в области противодействия промышленному шпионажу рекомендуют: использовать любую возможность для пропаганды программ обеспечения режима секретности, всемерно стимулировать заинтересованность сотруд­ников в выполнении режима секретности, периодически вознаграждать сотрудников за успехи в защите секретной информации. Сотрудника обучают: четкому знанию объема охраняемой информации, за безопасность которой он несет личную ответственность, пониманию секретных работ, характера и ценности данных, с которыми он работает, правилам хранения и защиты секретных данных.

Специалисты рекомендуют [8] проводить совместно с отделом кадров программу по отсеиванию непригодных кандидатов на вакантные места и информационно-образовательные программы для уже работающих сотрудников.

В числе задач программ – разъяснительная работа с сотрудниками с целью показать, какие убытки несет предприятие от преступлений собственных работников и как сами сотрудники смогут помочь уменьшить эти убытки. Программа должна показать, что руководство заинтересовано в помощи сотрудников и надеется на эту помощь. Ее главная цель – ограничить возможности преступной деятельности и увеличить риск разоблачения лиц, в нее вовлеченных.

Для организации защиты коммерческой тайны предприятий на основе рассмотрения законодательных положений, с учетом актуальных аспектов, связанных с защитой предприятий от экономических потерь, и обобщения литературных источников предлагается использовать рекомендации по организации защиты коммерческой тайны предприятий (предпринимателей), предложенные известными в области экономической безопасности специалистами [9, 38, 42, 47, 50]:

- определение и распределение функций специалистов, обеспечивающих сохранность коммерческой тайны, порядок пользования, получения, обработки, хранения, передачи носителей информации;

- разработка механизма распределения коммерческой тайны по уровням исполнения и управления, предусматривающая схему доступа к коммерчески ценной информации только особо доверенных лиц;

- инструктаж и подготовка специалистов, как работающих с носителями коммерческой информации, так и обеспечивающих их охрану;

- подбор, обучение и консультирование лиц, допущенных к коммерческой тайне (составление программы обучения, проверка знания соответствующих требований);

- организация профилактической работы с сотрудниками, имеющими доступ к коммерческой тайне;

- формирование сознательного отношения к обеспечению защиты информации с учетом конкретной обстановки в процессе организационной и профилактической работы;

- подбор и расстановка сотрудников, допускаемых к коммерческой тайне, выработка мер по снижению текучести кадров;

- разработка положений, инструкций, правил обеспечения режима работы для исполнителей закрытых работ, специалистов службы безопасности (их несовершенство – одна из основных причин утечки);

- методическая помощь руководителям подразделений в разработке и осуществлении мер защиты сведений в процессе научной, конструкторской, производственной и иной деятельности (какие меры безопасности необходимо использовать; какие изменения в технологию надо ввести; какие требования целесообразно включить в условия контракта; какую информацию стоит защищать и т. п.).

Для поддержания постоянного чувства ответственности за сохранность секретов и актуализации знаний работников по защите информации регулярно должны проводиться инструктажи. При хорошем психологическом климате сотрудники доброжелательно относятся к ограничениям, связанным с функционированием системы защиты информации, добровольно, с пониманием важности выполняют все требования этой системы [32].

Сотрудник должен знать, что при нарушении правил работы с секретной информацией у него могут возникнуть серьезные проблемы, что он может быть привлечен к административной (вплоть до увольнения), гражданской или уголовной ответственности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.