Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимы






 

Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки.

 

То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины – доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.

 

 

Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.

 

 

Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель.

 

 

Ни один хитрец не сравнится в хитрости с самолюбием.

 

 

Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.

 

 

Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков у мои.

 

 

Великие исторические деяния, ослепляющие нас своим блеском и толкуемые политиками как следствие великих замыслов, чаше всего являются плодом игры прихотей и страстей. Так, война между Августом и Антонием, которую объясняют их честолюбивым желанием властвовать над миром, была, возможно, вызвана просто-напросто ревностью.

 

 

Страсти – это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

 

 

Страстям присущи такая несправедливость и такое своекорыстие, что доверять им опасно и следует их остерегаться даже тогда, когда они кажутся вполне разумными.

 

 

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

 

 

Наши страсти часто являются порождением других страстей, прямо им противоположных: скупость порой ведет к расточительности, а расточительность – к скупости; люди нередко стойки по слабости характера и отважны из трусости.

 

 

Как бы мы ни старались скрыть наши страсти под личиной благочестия и добродетели, они всегда проглядывают сквозь этот покров.

 

 

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.

 

 

Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться.

 

 

Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа.

 

 

Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда – и тем, и другим, и третьим.

 

 

Умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого неизменной удачей.

 

 

Умеренность – это боязнь зависти или презрения, которые становятся уделом всякого, кто ослеплен своим счастьем; это суетное хвастовство мощью ума; наконец, умеренность людей, достигших вершин удачи, – это желание казаться выше своей судьбы.

 

 

У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.

 

 

Невозмутимость мудрецов – это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.

 

 

Невозмутимость, которую проявляют порой осужденные на казнь, равно как и презрение к смерти, говорит лишь о боязни взглянуть ей прямо в глаза; следовательно, можно сказать, что то и другое для их разума – все равно что повязка для их глаз.

 

 

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

 

 

Немногим людям дано постичь, что такое смерть; в большинстве случаев на нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти.

 

 

Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью длительных невзгод, они этим показывают, что прежде их поддерживала не столько сила духа, сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием.

 

 

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.

 

 

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

 

 

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

 

 

Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних.

 

 

Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.

 

 

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

 

 

Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.

 

 

Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность.

 

 

Гордость всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда, отказывается от тщеславия.

 

 

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.

 

 

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют.

 

 

Природа, в заботе о нашем счастии, не только разумно устроила opганы нашего тела, но еще подарила нам гордость, – видимо, для того, чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства.

 

 

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.

 

 

Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное соразмерно нашим опасениям.[5]

 

 

Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли – даже роль бескорыстия.

 

 

Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.

 

 

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.[6]

 

 

У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.

 

 

Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.

 

 

Сила и слабость духа – это просто неправильные выражения: в действительности же существует лишь хорошее или плохое состояние органов тела.

 

 

Наши прихоти куда причудливее прихотей судьбы.

 

 

В привязанности или равнодушии философов[7] к жизни сказывались особенности их себялюбия, которые так же нельзя оспаривать, как особенности вкуса, как склонность к какому-нибудь блюду или цвету.

 

 

Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.

 

 

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.

 

 

Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому.

 

 

Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам.

 

 

Что может быть сокрушительнее для нашего самодовольства, чем ясное понимание того, что сегодня мы порицаем вещи, которые еще вчера одобряли.

 

 

Хотя судьбы людей очень несхожи, но некоторое равновесие в распределении благ и несчастий как бы уравнивает их между собой.

 

 

Какими бы преимуществами природа ни наделила человека, создать из него героя она может, лишь призвав на помощь судьбу.

 

 

Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством.

 

 

Ненависть к людям, попавшим в милость, вызвана жаждой этой самой милости. Досада на ее отсутствие смягчается и умиротворяется презрением ко всем, кто ею пользуется; мы отказываем им в уважении, ибо не можем отнять того, что привлекает к ним уважение всех окружающих.

 

 

Чтобы упрочить свое положение в свете, люди старательно делают вид что оно уже упрочено.[8]

 

 

Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности.

 

 

Наши поступки словно бы рождаются под счастливой или несчастной звездой; ей они и обязаны большей частью похвал или порицаний, выпадающих на их долю.

 

 

Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.

 

 

Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.

 

 

Счастье и несчастье человека в такой, же степени зависят от его нрава, как от судьбы.

 

 

Искренность – это чистосердечие. Мало кто обладает этим качеством, и то, что мы принимаем за него, чаще всего просто тонкое притворство, цель которого – добиться откровенности окружающих.

 

 

За отвращением ко лжи нередко кроется затаенное желание придать вес нашим утверждениям и внушить благоговейное доверие к нашим словам.

 

 

Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.

 

 

Каких только похвал не возносят благоразумию! Однако оно не способно уберечь нас даже от ничтожнейших превратностей судьбы.

 

 

Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.

 

 

Изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума.

 

 

Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души – это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство, а для тела – скрытое и утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.

 

 

Чиста и свободна от влияния других страстей только та любовь, которая таится в глубине нашего сердца и неведома нам самим.

 

 

Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать – когда ее нет

 

 

Нет таких людей, которые, перестав любить, не начали бы стыдиться прошедшей любви.

 

 

Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу.

 

 

На свете немало таких женщин, у которых в жизни не было ни одной любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна.

 

 

Любовь одна, но подделок под нее – тысячи.

 

 

Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.

 

 

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

 

 

Любовь прикрывает своим именем самые разнообразные человеческие отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в них не более, чем дож в событиях, происходящих в Венеции.

 

 

У большинства людей любовь к справедливости – это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

 

 

Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.

 

 

Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно познать свойства души человека и легко познать свойства его ума.

 

 

Мы способны любить только то, без чего не можем обойтись; таким образом, жертвуя собственными интересами ради друзей, мы просто следуем своим вкусам и склонностям. Однако именно эти жертвы делают дружбу подлинной и совершенной.

 

 

Примирение с врагами говорит лишь об усталости от борьбы, о боязни поражения и о желании занять более выгодную позицию.[9]

 

 

Люди обычно называют дружбой совместное времяпрепровождение, взаимную помощь в делах, обмен услугами – одним словом, такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать.

 

 

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

 

 

Мы часто убеждаем себя в том, что действительно любим людей, стоящих над нами; между тем такая дружба вызвана одним лишь своекорыстием: мы сближаемся с этими людьми не ради того, что хотели бы им дать, а ради того, что хотели бы от них получить.

 

 

Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.

 

 

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

 

 

Самолюбие увеличивает или умаляет добродетели наших друзей в зависимости от того, насколько мы довольны этими людьми: об их достоинствах мы судим по их отношению к нам.

 

 

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

 

 

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.

 

 

Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным, как только его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды.

 

 

Вывести из заблуждения человека, убежденного в собственных достоинствах, значит оказать ему такую же дурную услугу, какую некогда оказали тому афинскому безумцу, который считал себя владельцем всех кораблей, прибывающих в гавань.

 

 

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

 

 

Громкое имя не возвеличивает, а лишь унижает того, кто не умеет носить его с честью.

 

 

Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.

 

 

Неблагодарность остается неблагодарностью даже и в том случае, когда облагодетельствованный повинен в ней меньше, чем благодетель.

 

 

Неправ, тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Таким образом, все, приписываемое проницательности, является лишь следствием необычайной ясности ума.

 

 

Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум.

 

 

Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утонченно.

 

 

Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.

 

 

Порою в нашем уме рождаются мысли в форме уже такой отточенной, какую он никогда не смог бы придать им, сколько бы ни ухищрялся.

 

 

Ум всегда в дураках у сердца.

 

 

Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.

 

 

На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.[10]

 

 

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им.

 

 

Чтобы постичь окружающий нас мир, нужно знать его во всех подробностях, а так как этих подробностей почти бесчисленное множество, то и знания наши всегда поверхностны и несовершенны.

 

 

Люди кокетничают, когда делают вид, будто им чуждо всякое кокетство.

 

 

Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.

 

 

Юность меняет свои вкусы из-за пылкости чувств, а старость сохраняет их неизменными по привычке.

 

 

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.

 

 

Чем сильнее мы любим женщину, тем больше склонны ее ненавидеть.

 

 

К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки внешности.

 

 

Бывают удачные браки, но не бывает браков упоительных.

 

 

Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.

 

 

Так же легко обмануть себя и не заметить этого, как трудно обмануть другого и не быть изобличенным.

 

 

Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает извлечь таким путем какую-либо выгоду или снискать почет.

 

 

Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.[11]

 

 

Если мы решим никогда не обманывать других, они то и дело будут обманывать нас.

 

 

Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой.

 

 

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.

 

 

Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.

 

 

Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.

 

 

Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда себе не льстили.

 

 

Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают ее для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду.

 

 

Злоупотребление хитростью говорит об ограниченности ума; люди, пытающиеся прикрыть таким способом свою наготу в одном месте, неизбежно разоблачают себя в другом.

 

 

Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатках ловкости.

 

 

Вернейший способ быть обманутым – это считать себя хитрее других.

 

 

Преувеличенная тонкость ведет к пустой щепетильности; только в истинной щепетильности скрыта настоящая тонкость

 

 

Иногда достаточно быть грубым, чтобы избегнуть ловушки хитреца.[12]

 

 

Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить.

 

 

Легкое поведение – это наименьший недостаток женщин, известных своим легким поведением.

 

 

Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.

 

 

Копии хороши лишь тогда, когда они открывают нам смешные стороны дурных оригиналов.

 

 

В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

 

 

Порою человек так же мало похож на себя, как и на других.

 

 

Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви.

 

 

Люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить.

 

 

Люди скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе.

 

 

Одна из причин того, что умные и приятные собеседники так редки, заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а на собственные мысли. Тот, кто похитрее и пообходительнее, пытается изобразить на своем лице внимание, но его глаза и весь облик выдают отсутствие интереса к тому, что говорит другой, и нетерпеливое желание вернуться к тому, что намерен сказать он сам. Мало кто понимает, что такое старание угодить себе – плохой способ угодить другому или убедить его и что, только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

 

 

Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, не будь он окружен дураками.

 

 

Мы любим похваляться тем, что никогда не скучаем; тщеславие не позволяет нам признать, что в обществе нас могут счесть плохими собеседниками.

 

 

В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать.

 

 

Преувеличивая чужие добродетели, мы отдаем дань не столько им, сколько нашим собственным чувствам; мы ищем похвал себе, делая вид, что хвалим других.

 

 

Люди не любят хвалить и никогда не хвалят бескорыстно. Похвала – это искусная, скрытая, изящная лесть, приятная и тому, кто льстит, и тому, кому льстят: один принимает ее как награду за свои достоинства, другой преподносит, чтобы доказать свою справедливость и проницательность.

 

 

Мы часто выискиваем отравленные похвалы, косвенно открывающие в тех, кого мы хвалим, такие недостатки, на которые мы не осмеливаемся указать прямо.

 

 

Мы хвалим других обычно лишь для того, чтобы услышать похвалу себе.

 

 

Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале.

 

 

Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия.

 

 

Уклонение от похвалы – это просьба повторить ее.

 

 

Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.

 

 

Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.

 

 

Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть.

 

 

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

 

 

Судьба исправляет такие наши недостатки, каких не мог бы исправить даже разум.

 

 

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.

 

 

Есть люди, все достоинства которых основаны на способности уместно говорить и делать глупости; если бы они изменили поведение, все было бы испорчено;

 

 

Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута.

 

 

Лесть – это фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия.

 

 

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

 

 

Любое, даже самое громкое деяние нельзя назвать великим, если оно не было следствием великого замысла.

 

 

Деяние и замысел должны соответствовать друг другу, не то заложенные в них возможности так и останутся неосуществленными.

 

 

Умение ловко пользоваться посредственными способностями не внушает уважения – и все же нередко приносит людям больше славы, чем истинные достоинства.[13]

 

 

В очень многих случаях поведение людей только потому кажется смешным, что причины его, вполне разумные и основательные, скрыты от окружающих.

 

 

Человеку легче казаться достойным той должности, которой он не занимает, нежели той, в которой состоит.

 

 

Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа – за благосклонность судьбы.

 

 

Свет чаще награждает видимость достоинств, нежели сами достоинства.

 

 

Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность.

 

 

Как ни обманчива надежда, все же до конца наших дней она ведет нас легкой стезей.

 

 

Хотя мы храним верность своему долгу нередко лишь из лени и трусости, все лавры за это достаются на долю наших добродетелей.

 

 

Нелегко разглядеть, чем вызван честный, искренний, благородный поступок – порядочностью или дальновидным расчетом.

 

 

Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море.

 

 

Если внимательно присмотреться к последствиям скуки, то окажется, что она заставляет отступать от долга чаще, чем даже своекорыстие.

 

 

Есть две разновидности любопытства: своекорыстное – внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое – вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

 

 

Было бы куда полезнее употребить все силы нашего разума на то, чтобы достойно сносить несчастья, уже случившиеся, нежели на то, чтобы предугадывать несчастья, которые еще только могут случиться.

 

 

Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому; таким образом, постоянство оказывается непостоянством, но ограниченным, то есть сосредоточенным на одном предмете.

 

 

Постоянство в любви бывает двух родов: мы постоянны или потому, что все время находим в любимом человеке новые качества, достойные любви, или же потому, что считаем постоянство долгом чести.

 

 

Постоянство не заслуживает ни похвал, ни порицаний, ибо в нем проявляется устойчивость вкусов и чувств, не зависящая от нашей воли.

 

 

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди мало знакомые будут восхищаться больше.

 

 

Мы постоянно жалуемся на друзей, чтобы заранее оправдать непостоянство нашей дружбы.

 

 

Наше раскаяние – это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

 

 

Иногда непостоянство происходит от легкомыслия или от незрелости ума, побуждающих человека соглашаться с любым чужим мнением; но есть другого рода непостоянство, более простительное, ибо его порождает отвращение к окружающему.

 

 

Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и потом умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод.

 

 

К чести добродетели следует все же признать, что самые большие несчастья случаются с людьми не из-за нее, а из-за их собственных проступков.[14]

 

 

Мы признаемся в своих недостатках для того, чтобы этой искренностью возместить ущерб, который они наносят нам в мнении окружающих.

 

 

Зло, как и добро, имеет своих героев.

 

 

Мы презираем не тех, у кого есть пороки, а тех, у кого нет никаких добродетелей.

 

 

Видимость добродетели приносит своекорыстию не меньшую пользу, чем порок.

 

 

Здоровье души не менее хрупко, чем здоровье тела, и тот, кто мнит себя свободным от страстей, так же легко может им поддаться, как человек цветущего здоровья – заболеть.

 

 

С самого рождения каждого человека природа как бы предопределяет меру его добродетелей и пороков.

 

 

Только у великих людей бывают великие пороки.

 

 

Можно сказать, что пороки ждут нас на жизненном пути, как хозяева постоялых дворов, у которых приходится поочередно останавливаться, и я не думаю, чтобы опыт помог нам их избегнуть, даже если бы нам было дано пройти этот путь вторично.

 

 

Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы покинули их.

 

 

Болезни души так же возвращаются к нам, как и болезни тела. То, что мы принимаем за выздоровление, обычно оказывается либо кратковременным облегчением старого недуга, либо началом нового.

 

 

Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лечили, они все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова.

 

 

Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.

 

 

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.

 

 

Есть люди, в дурные дела которых невозможно поверить, пока не убедишься собственными глазами. Однако нет таких людей, дурным делам которых стоило бы удивляться после того, как мы в них уже убедились.

 

 

Мы порою восхваляем доблести одного человека, чтобы унизить другого: так, например, люди меньше превозносили бы принца Конде, если бы не хотели опорочить маршала Тюренна, и наоборот.

 

 

Желание прослыть ловким человеком нередко мешает стать ловким в действительности.

 

 

Добродетель не достигала бы таких высот, если бы ей в пути не помогало тщеславие.

 

 

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

 

 

Люди мнимо благородные скрывают свои недостатки и от других и от себя, а люди истинно благородные прекрасно их сознают и открыто о них заявляют.

 

 

Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся.

 

 

Строгость нрава у женщин – это белила и румяна, которыми они оттеняют свою красоту.

 

 

Целомудрие женщин – это большей частью просто забота о добром имени и покое.

 

 

Кто стремится всегда жить на виду у благородных людей, тот поистине благородный человек.

 

 

Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто-нибудь и кажется нам мудрым, то это значит лишь, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению.

 

 

Есть глупцы, которые сознают свою глупость и ловко ею пользуются.

 

 

Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.

 

 

К старости люди становятся безрассуднее – и мудрее.

 

 

Иные люди похожи на песенки: они быстро выходят из моды.

 

 

Большинство людей судит о ближних по их богатству или светским успехам.

 

 

Жажда славы, боязнь позора, погоня за богатством, желание устроить жизнь удобно и приятно, стремление унизить других – вот что нередко лежит в основе доблести, столь превозносимой людьми.

 

 

Для простого солдата доблесть – это опасное ремесло, за которое он берется, чтобы снискать себе пропитание.

 

 

Высшая доблесть и непреодолимая трусость – это крайности, которые встречаются очень редко. Между ними на обширном пространстве располагаются всевозможные оттенки храбрости, такие же разнообразные, как человеческие лица и характеры. Есть люди, которые смело встречают опасность в начале сражения, но легко охладевают и падают духом, если оно затягивается; другие делают то, чего от них требует общественное мнение, и на этом успокаиваются.

Одни не всегда умеют овладеть своим страхом, другие подчас заражаются страхом окружающих, а третьи идут в бой просто потому, что не смеют оставаться на своих местах. Иные, привыкнув к мелким опасностям, закаляются духом для встречи с более значительными. Некоторые храбры со шпагой в руках, но пугаются мушкетного выстрела; другие же смело стоят под пулями, но боятся обнаженной шпаги. Все эти различные виды храбрости схожи между собой в том, что ночью, – когда страх усиливается, а тьма равно скрывает и хорошие, и дурные поступки, – люди ревнивее оберегают свою жизнь. Но есть у людей еще один способ оберечь себя – и притом самый распространенный: делать меньше, чем они сделали бы, если бы знали наперед, что все сойдет благополучно. Из этого явствует, что страх смерти в какой-то мере ограничивает доблесть.

 

 

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

 

 

Бесстрашие – это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой и смятением, порождаемыми встречей с серьезной опасностью. Эта сила поддерживает в героях спокойствие и помогает им сохранять ясность ума в самых неожиданных и ужасных обстоятельствах.

 

 

Лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели.

 

 

На войне большинство людей рискует жизнью ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы не запятнать своей чести; но лишь немногие готовы всегда рисковать так, как этого требует цель, ради которой они идут на риск.

 

 

Тщеславие, стыд, а главное, темперамент – вот что обычно лежит в основе мужской доблести и женской добродетели.

 

 

Все хотят снискать славу, но никто не хочет лишиться жизни; поэтому храбрецы проявляют не меньше находчивости и ума, чтобы избежать смерти, чем крючкотворцы – чтобы приумножить состояние.

 

 

Почти всегда по отроческим склонностям человека уже ясно, в чем его слабость и что приведет к падению его тело и душу.

 

 

Благодарность подобна честности купца: она поддерживает коммерцию. Часто мы оплачиваем ее счета не потому, что стремимся поступать справедливо, а для того, чтобы впредь люди охотнее давали нам взаймы.

 

 

Не всякий, кто платит долги благодарности, имеет право считать себя на этом основании благодарным человеком.

 

 

Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния.

 

 

Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.

 

 

Счастливые люди неисправимы: судьба не наказывает их за грехи, и поэтому они считают себя безгрешными.

 

 

Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться.

 

 

Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло.

 

 

Пример заразителен, поэтому все благодетели рода человеческого и все злодеи находят подражателей. Добрым делам мы подражаем из чувства соревнования, дурным же – из врожденной злобности, которую стыд сдерживал, а пример выпустил на волю.

 

 

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

 

 

Чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвленное тщеславие.

 

 

Человеческое горе бывает лицемерно по-разному. Иногда, оплакивая потерю близкого человека, мы в действительности оплакиваем самих себя: мы оплакиваем наши утраченные наслаждения, богатство, влияние, мы горюем о добром отношении к нам. Таким образом, мы проливаем слезы над участью живых, а относим их за счет мертвых. Этот род лицемерия я считаю невинным, ибо в таких случаях люди обманывают не только других, но и себя. Однако есть лицемерие иного рода, более злостное, потому что оно сознательно вводит всех в заблуждение: я говорю о скорби некоторых людей, мечтающих снискать славу великим, неувядающим горем. После того как безжалостное время умерит печаль, которую эти люди некогда испытывали, они продолжают упорствовать в слезах, жалобах и вздохах. Они надевают на себя личину уныния и стараются всеми своими поступками доказать, что их грусть кончится лишь вместе с жизнью. Это мелкое и утомительное тщеславие встречается обычно у честолюбивых женщин.

Так как их пол закрывает им все пути, ведущие к славе, они стремятся достигнуть известности, выставляя напоказ свое безутешное горе. Есть еще один неглубокий источник слез, которые легко льются и легко высыхают: люди плачут, чтобы прослыть чувствительными, плачут, чтобы вызвать сострадание, плачут, чтобы быть оплаканными, и, наконец, плачут потому, что не плакать стыдно.

 

 

Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать.

 

 

Горе друзей печалит нас недолго, если оно доставляет нам случай проявить на виду у всех наше участие к ним.

 

 

Порою может показаться, что себялюбие попадается в сети к доброте и невольно забывает о себе, когда мы трудимся на благо ближнего. В действительности же мы просто избираем кратчайший путь к цели, как бы отдаем деньги в рост под видом подарка, и таким образом применяем тонкий и изысканный способ завоевать доверие окружающим.

 

 

Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли.[15]

 

 

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.

 

 

Ничто так не льстит нашему самолюбию, как доверие великих мира сего; мы принимаем его как дань нашим достоинствам, не замечая, что обычно оно вызвано тщеславием или неспособностью хранить тайну.

 

 

Привлекательность при отсутствии красоты – это особого рода симметрия, законы которой нам неизвестны; это скрытая связь между всеми чертами лица, с одной стороны, и чертами лица, красками и общим обликом человека – с другой.

 

 

Кокетство – это основа характера всех женщин, только не все пускают его в ход, ибо у некоторых оно сдерживается боязнью или рассудком.

 

 

Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они никому не могут быть в тягость.

 

 

На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

 

 

Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать истинную цену.

 

 

Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.

 

 

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным.

 

 

Преданность – это в большинстве случаев уловка самолюбия, цель которой – завоевать доверие; это способ возвыситься над другими людьми и проникнуть в важнейшие тайны.

 

 

Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.

 

 

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

 

 

Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

 

 

Одним людям идут их недостатки, а другим даже достоинства не к лицу.

 

 

Вкусы меняются столь же часто, сколь редко меняются склонности.

 

 

Своекорыстие приводит в действие все добродетели и все пороки.

 

 

Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой – подчинить себе других; это – уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься, и хотя у гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из ник – смирение.

 

 

У всякого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонации и мимика; впечатление от них, хорошее или дурное, приятное или неприятное, и служит причиной того, что люди располагают нас к себе или отталкивают.

 

 

Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин.

 

 

Величавость – это непостижимая уловка тела, изобретенная для того, чтобы скрыть недостатки ума.

 

 

Хороший вкус говорит не столько об уме, сколько о ясности суждений.

 

 

Счастье любви заключается в том, чтобы любить; люди счастливее, когда сами испытывают страсть, чем когда ее внушают.

 

 

Вежливость – это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком.

 

 

Воспитание молодых людей обычно сводится к поощрению их врожденного себялюбия.

 

 

Ни в одной страсти себялюбие не царит так безраздельно, как в любви; люди всегда готовы принести в жертву покой любимого существа, лишь бы сохранить свой собственный.

 

 

В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим.

 

 

Чаще всего сострадание – это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это – предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.

 

 

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.

 

 

Ошибается тот, кто думает, будто лишь таким бурным страстям, как любовь и честолюбие, удается подчинить себе другие страсти. Самой сильной нередко оказывается бездеятельная леность: завладевая людскими помыслами и поступками, она незаметно подтачивает все их стремления и добродетели.

 

 

Люди потому так охотно верят дурному, не стараясь вникнуть в суть дела, что они тщеславны и ленивы. Им хочется найти виновных, но они не желают утруждать себя разбором совершенного проступка.

 

 

Мы по самым ничтожным поводам обвиняем судей в незнании дела и тем не менее охотно отдаем свою честь и доброе имя на их суд, хотя все они нам враждебны – одни из зависти, другие по ограниченности, третьи просто по занятости. Надеясь на то, что эти люди выскажутся в нашу пользу, мы рискуем своим покоем и даже жизнью.

 

 

Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.

 

 

Слава, уже приобретенная нами, – залог той славы, которую мы рассчитываем приобрести.

 

 

Молодость – это постоянное опьянение, это горячка рассудка.

 

 

Тому, чьи достоинства уже награждены подлинной славой, больше всего следовало бы стыдиться усилий, которые он прилагает, чтобы ему поставили в заслугу всякие пустяки.

 

 

В свете иной раз высоко ценят людей, все достоинства которых сводятся к порокам, приятным в повседневной жизни.

 

 

Очарование новизны в любви подобно цветению фруктовых деревьев: оно быстро тускнеет и больше никогда не возвращается.

 

 

Природное добродушие, которое любит похваляться своей чувствительностью, нередко умолкает, побежденное самым мелочным своекорыстием.

 

 

Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

 

 

Нередко женщины, нисколько не любя, все же воображают, будто они любят: увлечение интригой, естественное желание быть любимой, подъем душевных сил, вызванный приключением, и боязнь обидеть отказом – все это приводит их к мысли, что они страстно влюблены, хотя в действительности всего лишь кокетничают.

 

 

Люди редко бывают довольны теми, кто от их имени вступает в деловые переговоры, так как посредники, стараясь стяжать себе добрую славу, почти всегда жертвуют интересами своих друзей ради успеха самих переговоров.

 

 

Когда мы преувеличиваем привязанность к нам наших друзей, нами обычно руководит не столько благодарность, сколько желание выставить напоказ наши достоинства.

 

 

Доброжелательность, с которой люди порою приветствуют тех, кто впервые вступает в свет, обычно бывает вызвана тайной завистью к тем, кто уже давно занимает в нем прочное положение.

 

 

Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.

 

 

Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.

 

 

Для того, чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе.

 

 

Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты.

 

 

Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе.

 

 

Мы не можем вторично полюбить тех, кого однажды действительно разлюбили.

 

 

Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу.

 

 

При некоторых обстоятельствах, точно так же, как при некоторых болезнях, помощь со стороны может иной раз только повредить; требуется большая проницательность, чтобы распознать те случаи, когда она опасна.

 

 

Показная простота – это утонченное лицемерие.

 

 

В характере человека больше изъянов, чем в его уме.

 

 

У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.

 

 

Можно сказать, что у человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они приятны на вид.

 

 

Умеренность не имеет права хвалиться тем, что она одолевает честолюбие и подчиняет его себе. Умеренность – это душевная бездеятельность и леность, тогда как честолюбие – это живость и горячность, и они никогда не живут вместе.

 

 

Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы.

 

 

Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим.

 

 

Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя.

 

 

Соки нашего тела, совершая свой обычный и неизменный круговорот, тайно приводят в действие и направляют нашу волю; сливаясь в единый поток, они незаметно властвуют над нами, воздействуя на все наши поступки.

 

 

Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний.

 

 

Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.

 

 

Иные безрассудства распространяются точно заразные болезни.

 

 

Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.

 

 

Мы лишь тогда осмеливаемся проявлять неверие в силу и влияние небесных светил, когда речь идет о делах несущественных.

 

 

Какие бы похвалы нам ни расточали, мы не находим в них ничего для себя нового.

 

 

Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами.

 

 

Своекорыстие винят во всех наших преступлениях, забывая при этом, что оно нередко заслуживает похвалы за наши добрые дела.

 

 

Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью.

 

 

Воздавать должное своим достоинствам наедине с собою столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других.

 

 

Умеренность провозгласили добродетелью для того, чтобы обуздать честолюбие великих людей и утешить людей незначительных, обладающих лишь скромным достоянием и скромными достоинствами.

 

 

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

 

 

Бывают в жизни положения, выпутаться из которых можно только с помощью изрядной доли безрассудства.

 

 

Если и есть на свете люди, которые никогда не казались смешными, то это значит лишь, что никто не старался отыскать в них смешные черты.

 

 

Любовники только потому никогда не скучают друг с другом, что они все время говорят о себе.

 

 

Почему мы запоминаем во всех подробностях то, что с нами случилось, но неспособны запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же лицу?

 

 

Необычайное удовольствие, с которым мы говорим о себе, должно было бы внушить нам подозрение, что наши собеседники его отнюдь не разделяют.

 

 

Нашей полной откровенности с друзьями мешает обычно не столько недоверие к ним, сколько недоверие к самим себе.

 

 

Люди слабохарактерные не способны быть искренними.

 

 

Невелика беда – услужить неблагодарному, но большое несчастье – принять услугу от подлеца.

 

 

Можно излечить от безрассудства, но нельзя выпрямить кривой ум.

 

 

Нам ненадолго хватило бы добрых чувств, которые мы должны питать к нашим друзьям и благодетелям, если бы мы позволяли себе вволю говорить об их недостатках.

 

 

Восхвалять государей за достоинства, которыми они не обладают, значит безнаказанно наносить им оскорбление.

 

 

Нам легче полюбить тех, кто нас ненавидит, нежели тех, кто любит сильнее, чем нам желательно.

 

 

Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.

 

 

Наше здравомыслие так же подвластно случаю, как и богатство.

 

 

В ревности больше самолюбия, чем любви.

 

 

Слабость характера нередко утешает нас в таких несчастьях, в каких бессилен утешить разум.

 

 

Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие.

 

 

Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

 

 

Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

 

 

Иногда людям кажется, что они ненавидят лесть, в то время как им ненавистна лишь та или иная ее форма.

 

 

Пока люди любят, они прощают.

 

 

Труднее хранить верность той женщине, которая дарит счастье, нежели той, которая причиняет мучения.

 

 

Женщины не сознают всей беспредельности своего кокетства.

 

 

Непреклонная строгость поведения противна женской натуре.

 

 

Женщине легче преодолеть свою страсть, нежели свое кокетство.

 

 

В любви обман почти всегда заходит дальше недоверия.

 

 

Бывает такая любовь, которая в высшем своем проявлении не оставляет места для ревности.

 

 

Иные достоинства подобны зрению или слуху: люди, лишенные этих достоинств, не способны увидеть и оценить их в окружающих.

 

 

Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим.

 

 

Счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему самолюбию.

 

 

Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств.

 

 

Равнодушие старости не более способствует спасению души, чем пылкость юности.

 

 

Ум и сердце человека, так же как и его речь, хранят отпечаток страны, в которой он родился.[16]

 

 

Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.

 

 

Многие люди, подобно растениям, наделены скрытыми свойствами; обнаружить их может только случай.

 

 

Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.

 

 

Не может быть порядка в уме и сердце женщины, если ее темперамент с ними не в ладу.

 

 

Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.

 

 

Когда человек любит, он часто сомневается в том, во что больше всего верит.

 

 

Величайшее чудо любви в том, что она излечивает от кокетства.

 

 

Мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас.

 

 

Когда люди уже не любят друг друга, им трудно найти повод для того, чтобы разойтись.

 

 

Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать.

 

 

Человек истинно достойный может быть влюблен как безумец, но не как глупец.

 

 

Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.

 

 

Мы иногда теряем людей, о которых не столько жалеем, сколько печалимся; однако бывает и так, что мы нисколько не печалимся, хотя и жалеем об утрате.

 

 

Чистосердечной похвалой мы обычно награждаем лишь тех, кто нами восхищается.

 

 

Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

 

 

Истинный признак христианских добродетелей – это смирение; если его нет, все наши недостатки остаются при нас, а гордость только скрывает их от окружающих и нередко от нас самих.

 

 

Неверность должна была бы убивать любовь, и не следовало бы ревновать тогда, когда к этому есть основания: ревности достоин лишь тот, кто старается ее не вызывать.

 

 

Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других.

 

 

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает.

 

 

Когда женщина оплакивает своего возлюбленного, это чаще всего говорит не о том, что она его любила, а о том, что она хочет казаться достойной любви.

 

 

Иной раз нам не так мучительно покориться принуждению окружающих, как самим к чему-то себя принудить.

 

 

Всем достаточно известно, что не подобает человеку говорить о своей жене, но недостаточно известно, что еще меньше ему подобает говорить о себе.

 

 

Иные достоинства вырождаются в недостатки, если они присущи нам от рождения, а другие никогда не достигают совершенства, если, они благоприобретенные; так, например, бережливость и осмотрительность нам должен внушить разум, но доброту и доблесть должна подарить природа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.