Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постскриптум.






Есть еще одна легенда, история или даже небылица, о том, что существует отдельный листок из дневника Куна, в котором якобы он описывает то, как старик айну, которому Кун показал кусочек золота, посмотрел на него, засмеялся и бросил на землю. Что якобы этот старик, своим поступком показал, что такой металл ими не ценится и объяснил, что его много у народа, который мал ростом и живет в ямках.

* * *

…Из всех видов оружия айну предпочитали луки, они их делали из вяза или бука иногда из бересклета - у этих видов, очень крепкая древесина. В отношении вяза, меня что-то настораживает… Айну были весьма суеверны, и у них очень большой перечень духов, которые, по их мнению, живут повсюду, так вод именно камуи (божество, дух) вяза, считался вредоносным, и относится к Тоиекунра (злые божества).

Накладки для лука были из китового уса, а тетива из крапивного волокна. Оперение у стрел было из трёх орлиных перьев (орёл у айну относится к пантеону добрых духов, часто он фигурирует в мифах, как прародитель айну, иногда как божество гор, также айну считают орла своим спасителем, который во время большого голода накормил народ).

У айну есть обряд убиения орла… Он в чём-то смахивает на один из ритуалов Иоманте – Медвежьего праздника. Айну не считали, что они его убивают, по мнению Штернберга, это означало усылание орла. Перед убиением к орлу обращались с такой молитвой: " О драгоценное божество, о ты, божественная птица, прошу, внемли моим словам Ты не принадлежишь к этому миру, ибо твой дом там, где творец и его золотые орлы... Когда ты придешь к творцу - своему отцу, скажи ему: я жил долгое время среди айну, которые как отец и мать возрастили меня" и т.д. Это кормление и убиение орла производилось с целью умилостивить духа - хозяина орлов, позднее - творца. В общем смысл молитвы - " Меня содержали хорошо, помоги людям, которые это сделали".

Айну нередко называли " люди, из волос которых торчат стрелы" - они носили колчаны также как и мечи за своей спиной. Айну были очень волосатые, от природы имели длинные и густые волосы. Именно по этой причине они не пользовались защитными шлемами. Свои волосы, на макушке они сбивали в большой " колтун", получалось своеобразное подобие шлема. В боях они использовали обычные бронебойные наконечники стрел с шипами, которые лучше всего прорезали доспехи и надёжно застревали в ране. Но также встречались наконечники необычного, Z-образного сечения, которые, скорее всего, были заимствованы у маньчжур или джурдженей (чжурчжэни – тунгусы, проживавшие в Маньчжурии и в Приморье, ныне эвенки; сохранились сведения, что в средние века сахалинские айны дали отпор большой армии, пришедшей с материка).

Наконечники делали из обсидиана и из кости, позднее из металла. Айну обмазывали наконечники аконитовым ядом " суруку". Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась - яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айну были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой. Айнский воин (джангин) дрался двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов (ниже, в описании доспехов будет описано про эти зеркальные круги-пластины подробнее).

Кроме мечей, айну носили два длинных ножа " чейки-макири" и " са-макири", которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек " инау" и совершения обряда " пере" или " эритокпа" - ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав " харакири" или " сэппуку".

Мечи айну выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Есть старинное предание: " Давным-давно, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги, поэтому у айну был культ мечей, а у японцев - жажда денег. Айну осуждали японцев за стяжательство. К копьям они относились прохладно, хотя и выменивали их у японцев. Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки - небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща - сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу либо навсегда уродовал. Доспехи сарафанного типа делали из кожи лахтака (" морского зайца" - вид большого тюленя). На вид такой доспех может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-" толи" (зеркальные пластины), отпугивали злых духов и имели магическое значение (также позднее выложу инфу про ритуальный комплекс айну " Синто", в который входят: Магатама, Толи и Сэкибо) Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками. О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что японцы переняли у них практически все. До наших дней дошел только такой поединок: Противники, держат друг друга за левую руку, и наносят удары дубинами (айну специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. (Нечто подобное Стеллер описал у ительменов). Айну сражались не только с японцами, ороками, тунгусами и китайцами. Сахалин они отвоевали у " тонци" или " коропок-гуру" (уже писала, что правильнее " цоропок-куру" От " тонци" айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка - полуусы), а также названия очень хороших по качеству мечей - " тонцини". (О тонци выложу материал, как только его закончу). Айнские воины (джангины) отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи. Интересны также сведения о знаках собственности айнов - на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Пиктограммы были и на " икуниси" (палочках для поддерживания усов во время питья). Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ города Отару (Хоккайдо) и на острове Уруп (уже не только там, есть и на Кунашире и ….. в общем пока об этом говорить рано, но есть сведения, что что-то подобное есть на Камчатке, на Лопатке… может и доберусь туда, что в принципе и планирую)))

 

* * *

«Тонци – Цоропок-кур».

Мое знакомство с этим загадочным племенем, началось с этой истории:

«… Зимой айну отправляются на нартах навестить родственников и друзей на юге или на севере, западе или востоке. Когда иссякают новости и время к гашению огня, наступает момент, которого ждут дети и взрослые. Замолкают опытные охотники и воины, и слово берут старики, которые хранят в памяти бесчисленные предания... И может быть, речь зайдет о загадочных карликах тонци, или " коропокгуру", что жили на Сахалине и Хоккайдо, и воевали с айну. Это таинственное племя некогда возбуждало живейший интерес у исследователей. Тонци жили в горах, под землей, где были прорыты многочисленные туннели и шахты, которые сохранились и до наших дней. Они владели секретами по добыче железа и серебра, они знали магию чисел, они умели исчезать мгновенно под землю. Они владели подземной кладовой природных ископаемых и подземными кладами драгоценных камней. Айну не меньше ученых любили рассуждать на тему, кто такие коропокгуру, откуда взялись и куда исчезли. " Когда наши предки спустились с неба на лодке, на остове они встретили несколько племен, наиболее свирепыми из которых были тонци, карлики" - так говорит предание, одно из древнейших айнского фольклора…»

«Тонци - Коропокгуру» мифические аборигены Японского архипелага, предшественники айну и японцев. На островах Иезо (Эдзо) и Сахалине, также и во многих других местах Японского архипелага находят в большом количестве остатки землянок, в виде круглых ям, имеющих в среднем около 3-х фт. глубины и 12 фт. в диаметре (на Сахалине — и гораздо более крупных размеров), а по соседству с ними — черепки глиняной посуды, орудия каменного века, мельничные камни, кости оленей и пр. Айну, живущие на этой территории несколько тысяч лет, утверждают, что в этих ямах жил особый народ Тонци, с которым они в свое время вели войны и которых окончательно истребили. Тонци, по их преданиям были люди краснокожие, очень маленького роста (карлики), с непропорционально длинными руками. Они были так малы, что во время дождя укрывались под листьями лопушника (Petasites japonicus). Японские источники подтверждают предания айну, описывая первобытное население архипелага как состоявшее из двух рас, из которых одну они обозначают именем Kubito — карликов или земляных пауков, обитавших в пещерах...»

А из третьего источника, мы знаем, что обычай татуировать губы, айнские женщины переняли от тонци, также по названию этого народа называются очень хорошие мечи – тонцини. Айну воевали с тонци, потому что те похищали айнских женщин. Одна из легенд гласит, что все карлики (тонци-коропокгуру) исчезли в направлении острова Матуа...

По всей видимости, Тонци в своем развитии все же опережали на оч много лет, а возможно и веков))) … В прошлом году, по просьбе астрономов я выезжала в одно интересное место в глуши Сахалина… Друзья нашли странный комплекс, неизвестно кем построенный и что означающий. Астрономы утверждали, что это не иначе как древняя обсерватория… Их изучения подтвердили то, что каждый объект этого комплекса четко ориентирован на – полярную звезду, солнцестояния, планеты, созвездия и т.д... Мое заключение таково: Найденный в тайге комплекс действительно грамотно построен с учетом движения небесных тел, четко определяются север-юг-запад-восток, также его можно рассматривать как древние календари, включая лунный. Комплекс намного древнее тех сооружений и стоянок айну, найденных на Сахалине за всю историю сахалинской археологии. Комплекс построен не свойственным айну образом. Снимки из космоса показали, к северо-востоку что в несколько десятках километров от комплекса находится просто огромное скопление ямок в диаметре 6 - 10 метров с четкой окружностью. Также в несколько десятках километров к юго-западу от комплекса находится еще одно более чем странное сооружение. Добраться до него мы не смогли, нужно было серьезно готовится. А! Ещё!))) Японцы в той местности, где находится комплекс, возводили свои поля, там их тьма, после японцев, эти поля использовали «советы». Так вот – наткнувшись на этот комплекс, японцы поняли, что снесли один из объектов и возведение в этой местности сельхозугодий прекратили))) Странное поведение… они пытались уничтожить культуру айну, а тут такое почтение к объекту их культуры, на снимках всё это видно))) Это еще раз подтверждает то, что найденный объект к культуре айну отношения не имеет… Вот снимки:

1.Комплекс обсерватории.

2.Тот же комплекс, но я объекты обозначила.

3.Нечто странное, до чего мы не смогли добраться.

 

(y А.П. Казанцева в трехтомнике, после романа " Фаэты", действительно приводится множество артефактов, в том числе и статуэтки Догу, как доказательство пребывания в прошлом инопланетян на Земле. В детстве это была моя любимая книга).

Кстати ребята с сайта " Лаборатория альтернативной истории" (ссылку на него я дала), равно как и А.П. Казанцев, считают, что Догу - это фигурки инопланетян))) Они на самом деле оч интересные ребята и экспедиции у них потрясающие! Их стоит уважать только за то, что они пытаются найти ответы на вопросы, которые ученые умы им не могут дать... На самом деле они пытаются найти истину и это здорово))) А уж принимать на веру, то что они доказывают или нет, дело сугубо личное и индивидуальное))) https://lah.ru

о ДОГУ и ИНАУ:

Керамические статуэтки догу, в больших количествах находимые на стоянках и в погребениях, по большей части преднамеренно разбитыми, были заменителями человеческих жертвоприношений. А инау, являются заменителями глиняных статуэток Догу. Инау – это небольшая палочка, чаще ивовая, либо длинный, иногда выше человеческого роста, шест; в большинстве случаев его деревянный стержень венчает султан кудрявых стружек. Различные инау предназначаются разным Камуи (божествам, духам) и оформляются по разному. Стержень покрывает резьба или зарубки. Отдельные части называют головой, волосами, ртом, спиной, ногами и т.д. Инау могут быть вообще лишенными стержня, и сплетенными из одних только стружек. Особое внимание уделяется зарубкам (тохпа) на инау, которые, символизируют «отвороченные вверх и вниз мягкие части передней стенки живота». Слово экоритохпа означает «принести в жертву инау», буквально «изрезать живот». Кроме того, у айнов существовал обряд самоубийства путем вскрытия живота: «Притесненный айн вместо мщения предпочитает удавиться или, реже, распороть себе живот (пере)». Высшая степень презрения и смертельное оскорбления для айна, это назвать его «человек без инау». Догу в большинстве случаев находят преднамеренно испорченными, сломанными.... Характерно также, что на многих догу в области живота нанесены глубокие линии, позволяющие сравнивать их с разрезами, с помощью которых вскрывалась брюшная полость». У айнов бытовал каннибализм. О существовании каннибализма свидетельствуют данные археологии: «Во время раскопок ряда древних раковинных куч (айны поедали моллюсков в немереных количествах и рядом с их стоянками находят целые горы раковин) были обнаружены расколотые человеческие кости со следами от ударов каменными орудиями, что очевидно было сделано с целью извлечения из этих костей мозга». Замена человеческих жертв культовыми предметами была многоступенчатой, сначала реальные жертвы были заменены догу, а затем и инау. «Инау и Догу не божества, и не жертва, а живые посредники между богами и человеком, «деревянный или глиняный человек», который обладает способностью передавать богам быстро и красноречиво потребности айна». Стружки на инау – это языки, которыми оратор – посредник быстро и красноречиво объясняет богам, что от них требуется.

Важное место в религиозных поверьях айнов занимали «инау», палочки со стружками – фетиш, наделенный силой влиять на божества. «Инау», или «хэй» по-японски, означают приношение или дань и являются культовыми предметами айнов. Изготовляют инау путем выстругивания из дерева таких пород как ива, дерен, амурский бархат, бузина Зибольда, японская ольха и используются в различных культовых обрядах. В обыденной жизни айны возносили свои утренние молитвы посредством инау богу (хозяину) очага (огня) и богу дома, чтобы предстоящий день прошел благополучно, а по вечерам благодарили богов за то, что день прошел без особых волнений. Таким образом, инау были тесно связаны с повседневной жизнью айнов. Связка инау называется nusa-san, Inau-cipa или просто nusa, cipa. Сахалинские айны называли «nusa» верхнюю часть инау, и так же назывался главный бог в связке инау. Это объясняется тем, что древнеяпонское слово «nusa», которое использовалось в период Нара (710-784гг.), было заимствовано айнами. Именно в начале периода Муромати айны впервые упоминаются в японской истории, а именно в книге «Suwa Engi Ekotoda», написанной в 1356 г. В ней говорится: «Женщины используют стружки в качестве подношения богам, когда они молят их оказать поддержку и дать мужество мужчинам, отправляющимся на битву». Инау изготовляют только мужчины и никогда-женщины. Выражение «человек без инау» по отношению к мужчине означает крайнюю степень презрения. Значение инау можно подразделить на четыре следующие категории.

1. Инау сами по себе являются богами – например, бог дома - cisekor-Kamui, бог, изгоняющий злых духов и духов болезни - Imosi-Kamui. Их айны делают для себя.

2. Инау – это убежище, где, по поверью айнов, поселяется бог, когда он спускается на землю.

3. Инау – это посредник, который передает нужды и просьбы людей непосредственно богам, и даже дополняет их, если людьми что-то упущено.

4. Инау для богов – лучший подарок. Считается, что когда бог получает инау, его положение среди богов повышается, а божественная сила увеличивается.

 

Литерат. по теме. Татьяна Дикова. «Археология Южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.