Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность. 2 страница






Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание — это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля — осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком — это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля — это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание — это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память — это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию. В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек — самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа, с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души — это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает. Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы; самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого она осуществляет анализ и осознание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций.

Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом, в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является все охватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Следующая функция — аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность — это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной формекоторого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу. Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Поэт Николай Заболоцкий по этому поводу сказал так:

Два мира есть у человека —

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция — коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводив порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции. Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.

 

 

Схема8.7. Функции сознания

 

К началу XXI в. ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные машины. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одной языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать такую машину, которая была бы способна заменить человеческий разум? С точки зрения технических возможностей, действительно, не следует устанавливать пределы усовершенствования информационных машин. Тем не менее аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, что происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления — формально-логический, в то время как реальное мышление человека — это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно было бы воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

Возникновение и функционирование сознания является сложным и продолжительным процессом, который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, а с другой — с социальной формой движения материи, благодаря которой сознание приобретает социальною сущность. Она может быть раскрыта лишь путем анализа общественных факторов, способствующих становлению такого явления, как сознание.

Сознание является идеальным (в отличие от физического, чувственно-материального). Это означает, что оно формирует завершенные, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, обретая способность измерять и оценивать все что угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.

Могущество и уникальность сознания ярко проявляются в его сложном строении, которое раскрывается через систему функций, единство которых в итоге и обеспечивает человеку особый способ бытия.

Вопросы и задания:

1. С позиций какого философского направления даны следующие определения?

а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).

б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...

в) Материя есть постоянная возможность ощущений.

2. В какой степени истинны следующие суждения?

Материя — это:

а) то же, что и реальность;

б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

в) совокупность вещества и поля;

г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

ж) постоянная возможность ощущений;

з) неизменная первооснова бытия;

и) пространственная развертка мировой идеи.

3. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это фило­софская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следо­вательно, материя существует только в сознании»?

4. Материальны ли следующие явления: свет, простран­ство и время, информация, тень, общество, общественные от­ношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?

5. В чем заключаются различия между философским и есте­ственно-научным представлениями о материи и ее структуре?

6. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом
«энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки....Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».

7. В чем заключается специфика социальной сферы мате­риального мира?

8. «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Является ли это утверждение необходимым или доста­точным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным?

9. «" Материя" и " сознание" являются, по сути дела, кон­венциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бес­смысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Ар­гументируйте свой ответ.

10. Какая философская идея выражена в строках В. Брюсова?

Быть может эти электроны—

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще, быть может, каждый атом—

Вселенная, где сто планет.

Там все, что здесь в объеме сжатом,

А также то, чего здесь нет.

11. Дайте философский анализ по поводу следующих суж­дений о единстве мира, выразите свою позицию:

а) Единство мира состоит в его материальности.

б) Единство мира состоит в его существовании.

в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава.

г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы.

д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано.

Движение, пространство, время

12. Возьмем два примера: просто перемещение тела в про­странстве и возникновение в процессе биологической эволю­ции нового вида. В одном и другом случаях имеют место опреде­ленные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?

13. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.

а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.

б) Биосистемы развиваются по законам механики.

в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.

г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.

14. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и
времени:

а) субъективного идеализма;

б) объективного идеализма;

в) метафизического материализма;

г) диалектического материализма.

15. Проанализируйте следующие концепции понимания
пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести:

а) Абсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них.

б) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания.

в) Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел.

16. Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их
можно отнести:

а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.

б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.

в) Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной.

г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.

д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я».

Проблема сознания в философии и естествознании

17. Какая важнейшая сторона сознания и его функция реа­лизуются в изобретательстве и техническом творчестве?

18. Приведенные ниже слова разделите на две группы и на­зовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощу­щение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, ра­зум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.

19. Выберите из данных суждений правильное и обоснуйте свой выбор.

Мысль — это:

а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;

в) биотоки мозга;

г) самостоятельное, независимое от мозга явление.

д) речь, но произнесенная про себя.

20. «Человек — это машина, — считал французский матери­алист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием соверша­ющихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать " весьма просвещенной машиной"». Проанализи­руйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

21. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

а) Будущие кибернетические машины — это, в частности, будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершеннее современных нам людей.

б) По всем позициям машина может стать моделью человека.

в) Техника — это природный материал, превращенный в органы исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.

22. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?

23. Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадни­ком ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.

24. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

25. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

26. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

27. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

28. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

29. Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в суще­ствование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?

30. Если в будущем человечеству удается создать искусствен­ный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный мате­риализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?

31. В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

32. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тождественны ли эти суждения?

33. Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей
материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.

Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская кон­цепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?

34. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-исто­рическим продуктом?

35. Почему именно труд привел к возникновению созна­ния? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастичес­кой литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обру­чев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

 

Тема 9. Природа человека и смысл его существования (4ч.)

 

Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Что же есть человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым — кто не знает, что такое человек! Но это мнение глубоко ошибочно. Ведь человек является сложнейшим созданием природы, общества и самого себя. Это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Вот почему его изучают такие науки, как генетика, физиология, медицина, психология, социология, антропология и многие другие. Сегодня упомянутые науки объединены в систему комплексного обществоведения. Важное место в этой системе занимает и философия. Сформировалась даже специальная дисциплина — философская антропология — философское учение о человеке. Обсуждению проблемы философского понимания человека был посвящен XVIII Всемирный философский конгресс, состоявшийся в середине 1988 г. в городе Брайтоне (Англия) и собравший почти 2 тысячи ученых из 70 стран мира.

В комплексном обществоведении философия выполняет: во-первых, мировоззренческую функцию, т. е. обосновывает сугубо философские проблемы о природе (сущности) человека, его происхождении, о смысле жизни, судьбе и назначении, о возможностях и границах его свободы и творчества; во-вторых, методологическую функцию, т. е. создает оптимальную стратегию изучения и совершенствования человека.

История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека.

В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы Милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса.

Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом.

Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела.

Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью.

Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасью, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом.

Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека.

Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Оригинальность и отличие от других выступают важнейшими проявлениями личности. Поэтому смысловым стержнем Ренессанса является преисполненная пафоса идея о самодостаточности и автономности личности, вера в ее безграничные творческие возможности. Ренессанс — это вместе взятые теория и практика гуманизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.