Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аймақова Айнаш Медубайқызы

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

аймақова Айнаш Медубайқызы

kaymakova.95@mail.ru

Старший преподаватель кафедры Экологического и предпринимательского права ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан, доктор PhD

Научный руководитель – Сарсембаева С.Т.

 

Современный Казахстан ориентирован на масштабную социально-экономическую модернизацию. При этом чрезвычайно важно параллельно с усилением индустриальной мощи государства улучшать социальное самочувствие общества. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, «В ХХI веке главным фактором развития становится непрерывная модернизация всех сфер общества. Мы ведем работу по масштабному преобразованию всех государственных, общественных и частных институтов на принципах Общества Всеобщего Труда, высокой социальной ответственности, адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения» [1].

Действенным способом решения многих социальных вопросов, и в частности социальной защиты, может стать участие отечественного бизнеса в реализации мероприятий социальной политики. В конечном счете, принимая на себя социальную ответственность, бизнес добровольно предлагает государству и обществу свое посильное содействие в решении различных проблем.

В условиях рыночной экономики чрезвычайно большое значение приобретает социальная ответственность бизнеса. Она должна проявляться в основных принципах менеджмента и является фактором его эффективности. Только в этом случае рыночная экономика может быть действительно социально ориентированной. Реализация социальной ответственности возможна лишь тогда, когда она не просто декларируется, но входит в организацию менеджмента как мотивационный и ограничительный фактор, как средство достижения успеха и критерий оценки бизнеса.

В настоящее время в самом общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается философия поведения и концепция выстраивания де­ловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий за­интересованных сторон в целях устойчивого развития [2].

Для научного понимания значения термина корпоративной социальной ответственности проследим эволюцию данного понятия. С позиции анализа исторического развития феномена социальной ответственности можно выделить шесть этапов развития концепции корпоративной социальной ответственности и изменения ее роли в системе управления: Первый этап связан с зарождение концепции социальной ответственности бизнеса, когда началось движение в защиту прав трудящихся, возникшее после промышленной революции (начало XIX – 50-е года XX в.) [3, c.22]. Второй этап связан с усилением лоббистских возможностей корпораций, а с другой - появление новых «гражданских» движений - экологов, потребительских сообществ, правозащитников (60-е — середина 70-х гг. XX века) [4, c.74]. На третьем этапе концепция КСО основывалась принципах минимального государственного вмешательства в экономику и социальные отношения (конец 70-х - середину 80-х гг. XX века). На четвертом этапе сформировалось понятие социальной ответственности бизнеса в его современном смысле на Всемирном саммите 1992 года в Рио-де-Жанейро, на данном этапе корпорации должны вести бизнес с учетом интересов заинтересованных сторон (stakeholders), чтобы сообща достигать всеобщей цели «устойчивого развития» (начало 90-х - середину 90-х гг. XX века). В основе пятого этапа легла концепция о том, что лица и организации, обеспечивающие нормальное функционирование корпорации собственники-акционеры (включая банки и других институциональных инвесторов), менеджеры, наемные рабочие и служащие, местные власти и сообщества, поставщики, потребители, не просто поддерживают те или иные отношения и связи между собой, но представляют собой объединенное общим интересом образование (середина 90-х - конец 90-х гг. XX века) [5, c.68]. 6 этап приходится на конец 90-х – по настоящее время – так называемый современный этап развития КСО. Концепция «корпоративного гражданства». В концепции «корпоративного гражданства» проявились отличия, связанные с мировой экономической обстановкой. Это привело к смене модели поведения бизнеса, в основе которой были приоритеты максимально высокой прибыли, конкуренции и безудержной экспансии.



Важную роль на современном этапе развития концепции корпоративной социальной ответственности играет Глобальное соглашение ООН, или как его еще называют – Глобальный договор, который представляет собой добровольную инициативу, которая направлена на то, чтобы стимулировать перемены и содействовать формированию ответственной гражданской позиции организации, а также поощрять новаторские решения и партнерства. Глобальный договор направлен на достижение высокого качества и достоверности применительно к деятельности организаций и их вкладу в осуществление его принципов.



Таким образом, проведенный обзор истории развития корпоративной социальной ответственности говорит о том, что интенсивное развитие КСО было определено появлением новых вызовов для бизнеса, а также реакцией общества на эти вызовы.

История Казахстана также содержит немало свидетельств благотворительной деятельности. В архивных документах, датируемых концом XIX–ХХ веков, сохранились записи о помощи промышленников, купцов, аульных старшин, различных организаций, религиозных деятелей неимущим, вдовам, сиротам, гимназиям, больницам, детским приютам.

Также существует немало примеров меценатства. Например, хан Джангир не скупился на научные изыскания. И Казанский университет, оценив его знания и полезное содействие, избрал его почетным членом. Благодаря инициативе и средствам отца Абая - Кунанбая Оскенбаева - в 1824 году в Каркаралинске была построена первая мечеть. Своим меценатством были широко известны бай Абдыкарим, Муса Шорманов, кстати, именно он морально и материально поддерживал Шокана Валиханова. Сын Мусы Шорманова Садуакас продолжил дело отца. Благодаря его инициативам десятки талантливых людей получили возможность учиться в лучших заведениях России.

Хотя, конечно же, благотворительность – это только одна из сторон современного понимания социальной ответственности бизнеса [6].

Конечно же, в период обретения независимости и в первые годы становления молодой республики стояла задача – сделать все, чтобы экономка не развалилась. В то время, когда закрывались еще недавно преуспевающие промышленные предприятия, рынок был стихийным, вопрос о какой-то помощи обществу даже не стоял. Но уже в Программе развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученной в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году, Нурсултан Назарбаев отметил важную составляющую социальной ответственности: «Мы ищем партнеров на долгосрочную перспективу, чьи задачи совпадают с нашими. В контрактах мы будем жестко и разумно отстаивать интересы Казахстана, экологию, занятость и подготовку нашего персонала, необходимость решения ряда социальных задач» [7].

Согласно выступлению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на республиканском Форуме по вопросам социальной ответственности бизнеса (Жезказган, 24 января 2008 года), «Корпоративная социальная ответственность в современном мире воспринимается не только как благотворительность, но и как эффективная деятельность, повышающая деловую репутацию и капитализацию компании. Это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, социальной, экономической и экологической сфер. Это осознанные инвестиции бизнеса в будущее» [8].

Тем не менее, на сегодняшний день, в стране уже немало достаточно успешных и показательных примеров социального участия компаний. Важная роль в этом деле принадлежит крупным нефтяным компаниям Республики Казахстан. Нефтяная промышленность была и остается ключевой отраслью экономики страны, обеспечивающей основные поступления в бюджет и рост валового внутреннего продукта. В течение последнего десятилетия в отрасли совершенствовалась система управления, появлялись новые участники - вертикально интегрировании компании, успешно действующие на мировом и внутреннем рынке нефти и продуктов ее переработки.

Добыча, транспортировка, хранение и переработка нефти сопряжены с крайне высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья людей. В первую очередь это касается нефтеперерабатывающих предприятий, которые расположены в непосредственной близости от жилых массивов крупных населенных пунктов. Менеджмент, направленный на минимизацию этих рисков, является важнейшей составной частью общего управления производством нефти. Однако интересы производственного роста и экологической и социальной ответственности далеко не всегда совпадают, их конфликт может привести к снижению эффективности управления в целом и экологического и социального менеджмента в частности. Следует заметить, что социальная ответственность нефтяных компаний тесно связана с экологической: несмотря на то, что природоохранная деятельность направлена на снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, тем не менее, она носит социальный характер т.к., в конечном счете, влияет на условия жизни людей. Этим, в частности, объясняется тот факт, что многие исследователи часто отождествляют экологическую и социальную ответственности. Кроме того, значительный и сопоставимый масштаб затрат на обеспечение каждого из видов ответственности позволяет анализировать их в комплексе.

Экологические проблемы в регионах нефтегазодобычи, как правило, стоят достаточно остро на всех этапах проведения поисковых, разведочных и добычных работ. В нефтегазодобывающих регионах, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях и не имеющих других воспроизводимых ресурсов, кроме фауны и флоры, по мере отработки запасов на первое место выходят проблемы сохранения среды обитания. Техническое перевооружение ведущей отрасли, применение прогрессивных технологий добычи и транспортировки углеводородов позволят не только увеличить степень извлечения нефти, снизить издержки, но и повысить экологическую безопасность и эффективность добычи и транспортировки углеводородов нового нефтегазового региона.

В процессе переработки нефти и получения нефтепродуктов в результате сложного технологического процесса происходит загрязнение окружающей среды. На нефтеперерабатывающих заводах во время хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, промежуточных и побочных продуктов происходит неизбежное загрязнение используемой воды углеводородами и твердыми частицами. Со сточными водами нефтеперерабатывающих предприятий в водоемы поступает значительное количество нефтепродуктов, сульфидов, хлоридов соединений азота, фенолов, солей тяжелых металлов, взвешенных веществ.

Региональные предприятия казахстанских нефтяных компаний в большинстве случаев являются градообразующими, следовательно, производственная деятельность компаний напрямую зависит от качества взаимодействий с региональными стейкхолдерами. Компанию интересует, в первую очередь, повышение репутации бизнеса в регионе, возможность продвигать корпоративные интересы, не встречая противников в виде региональной общественности.

Добиваясь расположения региональных властей, подразделения нефтяных компаний осуществляют чрезмерные вливания денежных средств на поддержание жилищно-коммунальной сферы региона присутствия. В этом случае отвлекаются значительные ресурсы от основной деятельности, в том числе и людские, на облагораживание территорий, озеленение, уборку снега, как при вахтовых поселках, так и в черте города.

Очевидно, что, признавая свои интересы и выгоды, дочерним предприятиям необходимо участвовать в развитие региона. Но социальная вовлеченность градообразующих нефтяных компаний на региональном уровне не должна выходить за рамки разумного.

Однако на современном этапе не всеми казахстанскими нефтяными компаниями осознается «добровольный» подход к обеспечению социальной ответственности, их социальные инвестиции носят обязательный (выплаты на социальные нужды) и вынужденный (компенсация причиненного ущерба) характер. В то же время, опыт западных нефтяных компаний показывает, что они достаточно серьезно относятся к деятельности в области КСО и воспринимают его как стратегическое направление деятельности. Компании фиксируют свои стратегические намерения в области КСО в программных документах и публично их предъявляют. Большинство западных компаний имеет такие документы стратегического уровня, в том числе Политики в области здоровья, безопасности и экологии (ВР, ЕМ S.P.A., ConocoPhillips, ExxonMobil).

Важной особенностью нефтяных компаний является их участие в изъятии и распределении природной ренты, которое предполагает прямое или опосредованное участие в этом процессе общества. Примером прямого участия является Саудовская Аравия, в которой каждый человек с момента своего рождения имеет персональный счет в банке, на котором накапливаются средства от продажи нефти на мировых рынках.

В последнее время отечественными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями начал осознаваться факт необходимости ведения социальной отчетности. Мировая практика показывает, что социальная отчетность является важной формой привлечения инвесторов и создания положительного имиджа компаний, как публикация корпоративно-социальных отчетов о деятельности в области устойчивого развития.

Большинство крупных казахстанских нефтяных компаний уже достаточно успешно перенимают правила таких стандартов, как АА1000 и GRI, основанных на комплексном подходе к оценке деятельности компании. Принципиальное отличие этих стандартов от серии более распространенных - ISO 9000/140001 и SA 8000, заключается в том, что в них самым важным элементом социально-этической отчетности (отчетности в области устойчивого развития) является взаимодействие с заинтересованными сторонами и общественностью.

В Казахстане также разработаны два стандарта в сфере корпоративной социальной ответственности:

- Государственный стандарт Республики Казахстан «Социальная ответственность. Требования», сокращенно CT РК 1352-2005 (SA 8000:2001, Mod) разработан в целях продвижения корпоративных ценностей в вопросах социальной ответственности работодателя, способствует распространению приемлемых в глобальном масштабе требований к социальной ответственности организации;

- Государственный стандарт Республики Казахстан «Системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда. Требования», сокращенно CT РК 1348-2005 (OHSAS 18001:1999, mod) является рекомендуемым, но не обязательным к использованию стандартом, регламентирующим политику и цели организации в области профессиональной безопасности и охраны труда и оценки ее деятельности в этой области, как сторонними организациями, так и самой организацией.

Кроме того, в мае 2014 года Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан совместно с Корпоративным Фондом «Фонд Евразия Центральной Азии» разработала проект Национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане, цель которой состоит в выработке единого подхода к системному развитию КСО и созданию благоприятных условий для интеграции КСО в деятельность компаний с целью достижения устойчивого развития Казахстана в целом и роста общественного благосостояния в частности, а также эффективной реализации стратегических национальных задач [9].

Отличительная особенность этого документа заключается в том, что в нем предусматривается единый подход к продвижению корпоративной социальной ответственности в Казахстане, основанный на углублении партнерства государства, бизнеса и гражданского сектора. Вместе с тем, несмотря на достаточно обширное обсуждение данного проекта на различных круглых столах и конференциях, данный проект пока не принят на законодательном уровне.

Обобщая сказанное, следует отметить, что предприятия нефтяной промышленности являются источниками большого экологического и социального риска, их воздействие на окружающую среду и роль в развитии регионов являются основным побудительным мотивом к реализации широкого спектра социально-экологической ответственности.

Значимое место в социальных стратегиях нефтяных компаний отводится вопросам экологической ответственности. На большинстве крупных предприятий нефтегазового комплекса экологические программы приведены в соответствие требованиям международных стандартов. Компании осуществляют внедрение в процесс добычи, переработки и транспортировки нефти передовых технологий в области охраны окружающей среды. Приоритетными направлениями развития социальной ответственности являются обеспечение высокого уровня безопасности производства, повышение качества выпускаемой продукции, разработка необходимых мероприятий по ликвидации аварий и их последствий.

Самой крупной нефтегазовой компанией в Казахстане является АО «НК «Казмунайгаз». Это акционерное общество полностью принадлежит государству. В активе Казмунайгаза находятся такие компании как Казахойл-Актюбе (67%), Мангистаумунайгаз (50%), PetroKazakhstan (33%), Тенгизшевройл (20%) и др. компании.

Социальная ответственность для АО «НК «КазМунайГаз» является стратегическим приоритетом, отдельным и важным нематериальным ее активом. Это добровольный вклад Компании в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.

В 2006 году АО «НК «Казмунайгаз» присоединилась к принципам Глобального Договора ООН, стимулирующего социальную ответственность бизнеса. В числе первых в стране Компания внедрила интегрированную систему управления в соответствии с международными стандартами ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001, которые регламентируют вопросы менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

В компании АО «НК «Казмунайгаз» с целью систематизации подходов к деятельности в области КСО и повышению эффективности и унификации управления в области КСО разработан Кодекс корпоративной социальной ответственности и Концепция в области устойчивого развития. АО «НК «Казмунайгаз» активно участвует в жизни казахстанского общества, поддерживая некоммерческие организации культуры, спорта и образования, в полной мере участвуя в социально-экономическом развитии регионов производственного присутствия, а также, по мере возможностей Компании, в общереспубликанских социальных и культурных проектах. КМГ принял решение о разработке Единой системы оплаты труда и единых принципов в оказании социальной поддержки работникам ДЗО. Новая система включает в себя ряд специальных справочников и иных документов, которые позволяют сделать методологию расчета заработной платы максимально корректной, а вознаграждение за труд – справедливым для разных категорий работников.

В 2013 году Корпоративным фондом «Центр социального партнерства» проведены социологические исследования по выявлению рейтинга социальной стабильности в основных системообразующих ДЗО КМГ. Проведен анализ уровня социального самочувствия работников, социального развития предприятий, индекс вовлеченности персонала, оплаты труда. По результатам исследования разработан План мероприятий по совершенствованию работы в данном направлении. КМГ уделяет большое внимание оказанию благотворительной и спонсорской помощи, утверждая ежегодно специальный план, в котором, в том числе, большое внимание уделяется развитию и поддержке спорта и формированию здорового образа жизни. Компания оказывает ежегодную спонсорскую помощь Национальным спортивным федерациям. Компания на постоянной основе поддерживает детские дома и организации, заботящиеся о людях с ограниченными возможностями.

КМГ выполняет дополнительные обязательства по социальной поддержке ветеранов нефтегазовой отрасли, неработающих пенсионеров. Большое внимание уделяется сфере культуры, спонсируя различные мероприятия, способствующие духовному развитию казахстанцев, помогаем талантливым представителям искусства. КМГ четко определяет социальную ответственность и устойчивое развитие как одно из важнейших условий повышения репутационного капитала Компании [10].

Исследование практик корпоративной социальной ответственности казахстанских нефтяных компаний в многообразии форм позволило сделать вывод, что, вопреки стереотипам, в среде казахстанского бизнес-сообщества уже сформировано комплексное понимание феномена КСО, однако оно ещё не достигло должного уровня. Ряд факторов, а именно: поиск новых путей развития и продвижения компании, активное развитие КСО в соседних странах, а также популяризация понятия КСО в обществе благодаря усилиям третьего сектора, – помогает сформировать у представителей бизнеса системное представление о корпоративной социальной ответственности, которая может проявляться во многих формах.

В Казахстане, как и в других странах постсоветского пространства, наиболее распространёнными практиками КСО являются благотворительная деятельность, волонтёрство и спонсорство. Самыми сложными формами для внедрения в бизнес-процессы являются социальные инвестиции, формирующие социально ответственный подход к ведению бизнеса, – полное интегрирование социальной ответственности в систему стратегических решений компании для достижения баланса интересов всех заинтересованных сторон.

В целях снижения расходов на реализацию социальной политики государству следует больше доверять растущему казахстанскому бизнесу, рассматривая его в качестве партнёра в решении социальных задач. Для этого необходимо разработать систему поддержки государством компаний, финансирующих социальные мероприятия, и постепенно перейти от индивидуальных льгот таким компаниям к созданию общегосударственных норм и правил в этой сфере. В общем виде рекомендации компетентным государственным органам, реализующим соответствующую политику, а также разрабатывающим и принимающим нормативные правовые акты сводятся к следующему:

1. Отразить понятие КСО и её роли в основных направлениях социально-экономического развития Республики Казахстан;

2. Создать при правительстве Республики Казахстан либо ином органе государственного управления республиканского уровня коллегиальный орган (комиссию) по регулированию КСО в Республике Казахстан. В качестве задач такого органа следует выделить: (1) осуществление координации деятельности органов государственного управления по внедрению и развитию КСО; (2) анализ зарубежного опыта в сфере КСО, а также опыта внедрения лучших практик КСО в иных государствах; (3) создание надлежащих условий для диалога между государством, бизнесом и негосударственными организациями по вопросам, касающимся КСО;

3. Изменить принцип предоставления государством преференций компаниям, реализующим практики КСО, а именно перейти от предоставления индивидуальных разовых преференций и льгот к понятным и общим для всех правилам;

4. Предусмотреть налоговые льготы для компаний в случае оказания спонсорской помощи любым получателям (в соответствии с предусмотренным законодательством перечнем целей предоставления спонсорской помощи), а не только бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта;

5. Освободить от налогообложения валовую прибыль компаний в размере финансирования ими экологических инноваций в производстве, технологий по охране окружающей среды; приобретения оборудования, уменьшающего потребление энергии; реализации инвестиционных проектов в сфере производства электрической энергии из возобновляемых источников; новых передовых технологий.

Подводя итог вышеизложенному, можно предположить, что основой дальнейшего развития КСО в Казахстане станет диалог между бизнесом и государством по вопросам взаимодействия в области КСО, социальной политики, взаимных уступок и ответственности. При этом многолетний опыт стран Европейского Союза в области КСО, многообразие практик, достигнутые результаты в этой области, открытость информации и готовность субъектов КСО оказать содействие могут быть хорошим подспорьем для формирования политики в отношении КСО в Казахстане.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VI тарау | Объяснение используемых символов

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал