Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существительные, являющиеся наименованиями лиц по профессии, должности, званию






Для обозначения лиц мужского и женского пола практически всегда используются слова мужского рода (профессор, мастер, врач), поскольку слова женского рода имеют, как правило, разговорную или просторечную окраску: лаборант (общелит.) – лаборантка (разг.), проводник (общелит.) – проводница (разг.), секретарь (общелит) – секретарша (разг.). Женщина вплоть до начала 20 века не играла социально значимой роли и не имела доступа к профессиональному образованию. Исторически соотносительные слова женского рода (особенно с суффиками – ша, - иха) появились с иным, нежели сейчас, значением. В 19 веке таким образом называли только жён по мужу: генеральша – жена генерала, губернаторша – жена губурнатора, купчиха – жена купца. В настоящее время при образовании слова женского рода от названия профессии оно имеет значение социального статуса, но оно всё-таки является вторичным новообразованием на основе традиционного слова мужского рода. По этой причине слова женского рода литературными, как правило, не являются.

В редких случаях в литературной речи закрепились парные образования слов как мужского, так и женского рода: певец – певица, студент – студентка, спортсмен - спортсменка и нек.др.

Вторым аргументом, оправдывающим использование для называния всех лиц слова только мужского рода, является то, что в этом случае оно имеет обобщённое значение деятеля безотносительно к полу данного лица.

 

Упр.40. Подберите к сущ. мужского рода существительные женского рода. Определите, какие суффиксы в словах являются показателями разговорных, а какие – просторечных вариантов. Найдите слова, которые не имеют соответствия среди существительных женского рода. Отметьте случаи, когда парное наименование женского рода не обозначает лицо по профессии, а имеет другое значение.

Образец: учитель – учительница (разг.).

Кассир, аквалангист, агроном, артист, бакалавр, аспирант, вузовец, доктор наук, бригадир, буфетчик, космонавт, врач, кондуктор, бегун, генерал, кандидат в мастера, лектор, конькобежец, директор, лаборант, домохозяин, доктор, педагог, доцент, лейтенант, слесарь, защитник, солист, инженер, инспектор, офицер, профессор, корреспондент, ведущий, экскурсовод, референт, юморист, президент, фармацевт.

 

Упр.41. Найдите случаи неправильного употребления существительных, являющихся наименованиями лиц. Исправьте предложения.

1. С ответным словом выступила руководительница делегации. 2. Срочно требуется начальник или начальница информационного отдела (из объявления). 3. Будущая поэтка ждала этой встречи. 4. Кассирша опять долго отсутствовала. 5. Врачиха выписала рецепты на лекарства. 6. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 7. Докладчица остановилась на самых основных проблемах. 8. Входные билеты в кино проверяли две женщины-билетёрши. 9. Директорша завода рассказала о планах предприятия на будущий год. 10. Это была баринина дочка.

 

Упр.42. От наименований национальностей в м. р. образуйте соответствующие наименования ж.р.

Чех, поляк, венгр, араб, грек, индеец, индиец, китаец, кореец, перс.

 

Упр.43. Распределите существительные на 4 группы: женского, мужского, среднего и общего рода.

Сирота, фойе, кабальеро, Ай-Петри, домишко, шампунь, инкогнито, жюри, умница, тюль, фрау, тушь, портмоне, лежебока, шоу, свинья, портье, КНР, врач, неженка, бремя, мозоль, воевода, танго, лакомка, умишко, ООН, гений, бикини, толь, неряха, эскимо, Дели, сопрано, вуаль, мадемуазель, маслице, простофиля, молодежь, ГИБДД, вермишель, сластена, фасоль, метро, банджо, бунгало, идальго, жадина.

 

Упр.44. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.