Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос№30движение как способ существования материи. Пространственно-временные характеристики материи.






В истории философии было т ри точки зрения на проблему движения.

1. Объективный идеализм признавал движение ма­терии, но источник движения отрывал от материи и выно­сил его вовне.

2. Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта.

3. Метафизический материализм высказал ряд цен­ных догадок, но в целом движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования.

Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: «Движение в приме­нении к материи - это изменение вообще... изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механиче­ского перемещения и кончая мышлением»[3].Движение является всеобщим способом существо­вания материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движу­щаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся ма­терии. Материи присуще самодвижение, источником кото­рого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение диалектически противоречиво по своей природе.

а) Движение абсолютно и относительно, то есть все посто­янно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое.

б) Движение - это единство изменчивости и устойчивости. Причем изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчи­вость относительна.

в) Движение одновременно непрерывно и прерывно (нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое).

Движение является способом суще­ствования материи. Современная философия отрицает ото­ждествление конкретных форм движения с движением во­обще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со сво­ей мировоззренческой позицией. Главные методологиче­ские идеи классификации форм движения материи с пози­ций диалектического материализма даны Ф.Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Раскроем их:

■ Каждая форма движения материи имеет свой опреде­ленный материальный носитель.

■ Формы движения материи качественно различны и не­сводимы друг к другу (то есть они качественно специ­фичны, но взаимосвязь между ними есть). Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения

.■ При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга.

■ Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности.

■ Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук.

Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи:

1) Механическое - пространственно-временное перемеще­ние тел.

2) Физическое - это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов

.3) Химическое - это движение молекул, или физика молекул

.4) Биологическое - это движение клеток, белковых образо­ваний.

Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от не­живой природы к живой. Не случайно одно из определе­ний жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого явля­ется обмен веществ.

5) Социальное - это движение людей и социальных орга­низмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно.

Не только движение, но и пространство, и время связаны с материальным взаимодействием. На сегодняшний день считается более предпочтительной реляционная, а не субстанциальная концепция пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Подобную точку зрения отстаивал, Ньютон. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из её приверженцев был Лейбниц, утверждавший, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. С точки зрения современного релятивистского подхода пространство и время по сути своей есть проявления физических взаимодействий. Изменения последних влияют на свойства пространства и времени. Существенный вклад в понимание природы пространства и времени внес А. Эйнштейн. Согласно его теории относительности, когда речь идет о скоростях близких к скорости света, то при увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче. Вместе с тем в этой же ракете замедлилось бы время, оно текло бы медленнее, чем у наблюдателя, оставшегося на месте старта. Теория относительности также выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время. Расщепление на пространство и время, которое происходит по-разному при различных скоростях движения, осуществляется так, что пространственно-временной интервал, то есть совместное пространство-время всегда сохраняется. Эйнштейн также показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства, и замедление хода времени. Пространство и время являются формами бытия материи. Свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами – выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности, отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития. Время в отличие от пространства одномерно, оно направлено от прошлого к будущему.следует остановиться еще на одном важном аспекте пространственной и временной организации. Необходимо отметить, что три основные сферы материального мира – неживая природа, жизнь, общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом. Так, функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая какие-то хозяйственные зоны. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Традиционное общество воспроизводило уклад жизни и можно сказать, что время в этом обществе носило квазициклический характер. При этом человек древних цивилизаций жил как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Идея направленности времени на будущее возникла много позднее. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных изменений, ускорение происходит в значительно большей степени. Социальное пространство и время имеют сложную структуру, которая тесно связана со структурой общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.