Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Формирование речи детей среднего дошкольного возраста.






Определенные методики развития речи детей дошкольного возраста стала складываться в 20–30-е гг. 20 века. Появился огромный интерес к исследованию речи детей. Развитие умения ориентироваться в окружающем мире тесно связывалось с обогащением содержания речи. Также обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Началом следующего периода в истории методики развития речи (1989-2010) становится появление новой концепции дошкольного воспитания. А также следующий за ней новый всплеск исследований по проблемам развития речи. По классификации Ф.А. Сохина их можно разделить на три направления. Первое: структурное – исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики (А.Г. Арушанова, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, М.С. Лаврик, В.И. Логинова Г.М. Максаков, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.). В этот период изучались проблемы развития индивидуальных творческих проявлений ребенка в речевой деятельности (О.В. Акулова, В.Н. Андросова, Л.В. Ворошнина, Л.М. Гурович, Н.А. Орланова, А.И. Полозова, О.Н. Сомкова, Л.А. Талер, С.Н. Цейтлин и др.). В вариативных комплексных программах воспитания и развития дошкольников (“Детство”, ”Радуга”, ”Развитие”), появившихся в это время, обязательным был раздел, определяющий задачи развития всех сторон речи ребенка.

Как уже говорилось выше, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности в целом. А лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Широчайшее богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей не нужно считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л.С. Выготский отмечал: “… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи “.

Именно поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, поставлена задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Чтобы определить понятие «развития словаря, необходимо разобраться понятием «слово».

А мыслительная деятельность вообще невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок дошкольного возраста овладевает и знаниями о предметах, действиях и отношениях, запечатлёнными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя слух, а говорить – значить думать. Само слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые окружают его, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о других планетах, о том, как жил народ на в Древней Руси, и т.п.). Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку оперировать предметами даже в их отсутствии. Расширяются границы его познавательной деятельности: он может использоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связанности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развития связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине “связная речь” заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане.

О речи можно сказать, что это индивидуальный психический процесс. Поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарат ребенка. Также особенностей развития всех его психических функций методика развития речи детей дошкольного возраста предполагает полноценное, своевременное освоение родного языка каждым ребенком с учетом его возрастных возможностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.