Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические требования к проведению демонстрационного эксперимента по техническим дисциплинам






Под методикой демонстрационного эксперимента понимается совокупность методов и правил реализации приемов, обеспечи­вающих эффективность проведения демонстрационных опытов и хорошее восприятие их учащимися. При разработке методики де­монстрационного эксперимента необходимо продумать располо­жение приборов и устройств на демонстрационном столе, работу


с ними, приемы постановки вопросов и объяснение изучаемых технических закономерностей.

В процессе разработки методики демонстрационного экспери­мента преподаватель определяет цель (задачу) демонстрационного эксперимента. Затем мысленно конструирует схему, с помощью которой можно реализовать замысел. Далее идут анализ техничес­кого оснащения эксперимента, отбор приборов для проведения опыта, и наконец, сборка демонстрационной установки и про­верка ее работы (как правило, приборы, фиксирующие основные показатели, устанавливаются на переднем плане).

Однако не следует думать, что в методике демонстрационного эксперимента главным является техническая реализация цели (идеи) преподавателя. После того как изучена техника демонстра­ционного опыта, следует обдумывание последовательности опе­раций, приемов, которые необходимо выполнить при демонстра­ции опытов.

При тщательной разработке методики необходимо помнить, что технический демонстрационный эксперимент сопровождает­ся вычерчиванием схемы демонстрационной установки. Учащиеся должны уметь соотносить элементы принципиальной схемы с эле­ментами и блоками демонстрационной установки. Причем эле­менты схемы эксперимента нужно расположить так, как предпо­лагается установить элементы демонстрируемых моделей.

В процессе демонстрации опыта преподаватель должен нахо­диться за демонстрационным столом. Показывать изучаемое уст­ройство нужно так, чтобы не загораживать руками детали уста­новки. Темп изложения учебного материала с использованием де­монстраций может быть различен: сравнительно быстрый — при объяснении конструкции демонстрационной установки и более медленный — при объяснении сущности явлений. Паузы делают­ся тогда, когда акцентируется внимание на элементах изучаемого устройства, на сущности раскрываемого процесса. По результатам опыта делаются обоснованные четкие выводы.

Обобщенный алгоритм деятельности преподавателя содержит следующие предписания.

1. Постановка задачи (проблемы), требующей эксперименталь­
ного решения.

2. Актуализация опорных знаний учащихся с помощью воп­
росов.

3. Составление принципиальной схемы демонстрационной ус­
тановки.

4. Сборка установки непосредственно на уроке. При необходи­
мости схему собирает один из учащихся. Для экономии времени
отдельные блоки установки необходимо собрать заблаговремен­
но, только в исключительных случаях электрическая цепь для де­
монстрации собирается полностью заранее.


 

5. Выяснение назначений отдельных элементов демонстраци­
онной установки, объяснение принципа действия установки.

6. Демонстрация физического явления или технологического

процесса.

7. Организация беседы с учащимися по объяснению явлений и

процессов.

8. Табличное, графическое фиксирование полученных резуль­
татов измерений.

9. Организация работы учащихся по формулировке выводов,

теоретических положений.

10. Повторение демонстрационных опытов с целью закрепле­
ния получаемых представлений.

В процессе демонстрации опытов учащиеся должны вести за­писи в тетрадях (название опыта, принципиальная схема уста­новки, таблицы данных, графики, выводы).

На каждом этапе электротехнического демонстрационного эк­сперимента преподаватель указывает учащимся, что необходимо

записать.

В заключение дадим несколько рекомендаций. Если в процессе демонстрационного эксперимента не получен желаемый резуль­тат, нужно сделать вторую попытку, постараться учесть ошибки. Но если демонстрация не получилась во второй раз, не стоит тра­тить времени на третью попытку. Лучший выход из затруднений в этой ситуации — отложить демонстрационный эксперимент до следующего урока, при этом сохранять спокойствие и вести урок в объяснительно-иллюстративной форме. После урока можно еще раз вернуться к демонстрационному эксперименту и постараться найти ошибку. На следующем уроке следует провести опыт на этапе актуализации (повторения) знаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.