Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика конструирования учебных целей






Определение целей деятельности учащихся всегда было непро­стой задачей для педагогов и мастеров производственного обуче­ния. В методике профессионального обучения цели обучения тра­диционно ставились через изучаемое содержание учебного мате­риала, например: «изучить определенный параграф» какого-либо учебника по учебной дисциплине или «понять технологию опре­деленного производства» и т.д.

В последнее время в практике профессионального обучения аб­солютизировалась триада целей — обучение, воспитание и разви­тие. При этом формулировки, с которыми педагог обращается в начале каждого урока к учащимся, как правило, расплывчаты, неопределены по отношению к деятельности учащихся на уроке, недиагностичны. Если рассматривать цели интеллектуального или личностного развития учащихся, то встают вопросы: как диагно­стировать новообразования личностного развития обучаемого в конце урока? Возможно ли интеллектуальное развитие учащихся в течение одного урока? Каков вклад отдельного предмета или цикла учебных дисциплин в профессиональное развитие обучае­мого? В этой ситуации педагогу нельзя ограничиваться общими формулировками целей обучения при проектировании учебного занятия, необходимо конкретизировать цели в когнитивной дея­тельности учащихся, которые реально будут реализованы в конце

урока.

В нашей стране традиционная технология постановки целей обучения — через деятельность педагога. Анализ многочисленных разработок уроков теоретического обучения показал, что поста­новка целей сводится к нескольким формулировкам: «Объяснить принцип действия...», «Научить приготовлению...», «Сформиро­вать понятия...», «Продемонстрировать прием обработки...» и т.д. Ответов на вопросы, чем будут заняты учащиеся на таком уроке и каких результатов они достигнут на этом занятии, нет.

В последние годы методика конструирования целей урока раз­вивается через формулировку результатов обучения, выраженных в конкретных действиях обучаемых. Это достигается двумя основ­ными способами:

- построением четкой системы целей, которые ранжированы по уровням и выделены по категориям. Такая система целей полу­чила название таксономии педагогических целей;


- созданием яркого, ясного языка, выражающего цели обуче­ния, которому педагог может научиться, для того чтобы давать учащимся четкие и ясные формулировки.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры объектов методического учебного материала.

2. Что является результатом методического анализа учебного матери­
ала?

3. Какие факторы определяют выбор методов обучения?

4. В чем различия целей обучающей и когнитивной деятельности?

5. Что определяет система производственного обучения?

6. Может ли программа производственного обучения строиться по
единой системе производственного обучения?

7. Какая педагогическая технология является аналогом моторно-тре-
нировочной системы производственного обучения?

8. Приведите основание классификации технических понятий.

9. Какие принципы лежат в основе отбора содержания учебных пред­
метов в профессиональном обучении?

10. Дайте обоснование структуры содержания учебного материала в
учебных программах по предмету начального профессионального обра­
зования.


Глава 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.