Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок работы






Перед пуском насоса необходимо заполнить всасывающую линию и насос водой (при заборе воды из водоёма, реки и т.п., с помощью вакуумной системы насоса), предварительно закрыв все напорные задвижки, вентили и краны, соединённые с полостью насоса.

 

 

Включить насос путём передачи крутящего момента на муфту-фланец и вал насоса. После того, как насос разовьёт напор (min 20-30 м. вод. ст.) плавно открыть напорные задвижки на коллекторе насоса.

При работе насоса необходимо:

1. Контролировать режим работы по показаниям манометра, мановакуумметра и тахометра, так чтобы номинальный напор насоса не превышал 100 м. вод. ст. (10 кгс/см2), а обороты вала - 2700 об/мин.

2. При работе от водоёма следить за тем, чтобы сетка всасывающего рукава была погружена в воду не менее чем на 300 мм ниже поверхности воды, а всасывающие рукава не имели резких перегибов.

3. Через каждый час работы смазывать уплотнительные манжеты поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой маслёнки[8] согласно карте смазки (см. рис. 3.22).

4. Следить за величиной утечки из дренажного отверстия, которая не должна иметь струйный характер (допускается течь не более отдельных капель).

5. В случае возникновения посторонних шумов или вибрации насоса проверить гайки, крепящие его к раме автомобиля. Если шумы или вибрации не пропали, необходимо остановить насос и при неработающем приводном двигателе проверить момент затяжки гайки крепления рабочего колеса к валу насоса, а также убедиться в отсутствии в полости насоса посторонних предметов. Наличие посторонних шумов в насосе может быть и следствием кавитационных явлений, вызванных работой насоса с большой геометрической высоты всасывания и больших подачах (при высоте всасывания 7 – 7, 5 м производительность насоса не может быть больше 20 л/с). Кавитация может возникнуть и в случае, если размеры проходного сечения всасывающей линии от штатной цистерны и всасывающей задвижки недостаточны для данной подачи насоса. То же самое происходит при засорении всасывающей сетки или при сплющивании всасывающего рукава или отслоении его внутреннего покрытия. При появлении кавитации давление на выходе из насоса резко уменьшается, а величина разрежения на входе в насос увеличивается (более 0, 08 МПа). Для выхода из кавитационного режима необходимо уменьшить подачу насоса, снизив частоту вращения его вала. Если кавитация вызвана дросселированием всасывающей магистрали (уменьшением площади её сечения), следует устранить местное сужение магистрали (открыть задвижку от цистерны, выправить или заменить всасывающий рукав и т.д.).

6. В случае необходимости временного прекращения подачи воды допускается не останавливать насос, а закрыть напорные задвижки и продолжать работать на малых оборотах.

7. При работе насоса в зимний период эксплуатации включить систему обогрева насосного отделения при температуре воздуха ниже 00С.

8. При подаче воздушно-механической пены перед подачей пенообразователя в пеносмеситель насоса установить минимальный перепад напора между напорной и всасывающей полостями насоса 60-70 м. вод. ст.(6-7 кгс/см2) и увеличивать его в зависимости от длины и диаметра рукавных линий (для нормальной работы воздушно-пенных стволов). При этом, в случае забора воды в насос с подпором (от водопроводной сети), напор во всасывающем патрубке насоса должен быть не более 25 м вод. ст. (2, 5 кгс/см2).

9. По завершению подачи воздушно-механической пены и перекрытия подачи в насос пенообразователя необходимо произвести промывку пеносмесителя и насоса в следующей последовательности: не закрывая пробковый кран пеносмесителя установить стрелку дозатора на деление «5» и поработать насосом в течении 3…5 мин., засасывая пеносмесителем воду из вспомогательной ёмкости или цистерны пожарного автомобиля. В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку пробкового крана из положения «ОТКР» в положение «ЗАКР» и обратно, а также несколько раз провернуть маховичок дозатора. После чего закрыть пробковый кран пеносмесителя.

По окончанию работы насоса необходимо:

1. Выключить насос, отсоединив его от привода.

2. Открыть сливной краник, полностью слить воду, после чего закрыть краник и все задвижки насоса.

3. Устранить дефекты, замеченные во время работы насоса.

С наступлением холодов сливной краник и напорные патрубки насоса необходимо держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверки его на герметичность.

С целью обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды его технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2). Сроки проведения технического обслуживания насоса соответствуют срокам проведения технического обслуживания пожарного автомобиля.

ЕТО насоса включает следующие операции:

1. Произвести внешний осмотр насоса на предмет его комплектности, чистоты, отсутствия повреждений и крепежа его коммуникаций.

2. Открыть сливной краник и убедиться в отсутствии воды (водного раствора пенообразователя) в корпусе насоса.

3. При не работающем насосе визуально убедится в отсутствие во входном патрубке и корпусе насоса посторонних предметов.

4. Проверить работоспособность всех кранов и вентилей насоса, в том числе и пеносмесителя.

5. Проверить наличие смазки в корпусе (масляной ванне) и колпачковой маслёнке насоса (см. рис. 3.22).

6. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов насоса – стрелки приборов должны находиться в нулевом положении.

7. Проверить герметичность насоса по величине падения разряжения.

Для проведения проверки насоса на герметичность (сухой вакуум) необходимо закрыть все задвижки, вентили, всасывающий патрубок и сливной кран насоса. С помощью вакуумной системы создать в насосе разряжение и довести его до 0, 074-0, 078 МПа (0, 73-0, 76 кгс/см2), ориентируясь на показания мановакууметра насоса. Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разряжения не превышает величины 0, 013 МПа (0, 13 кгс/см2) за 2, 5 мин. При превышении этой величины необходимо выявить причину неисправности (обнаружить места неплотностей) путём опрессовки насоса водой или воздухом. Чаще всего опрессовку производят путём подачи во всасывающий патрубок насоса воды от другого насоса под напором до 60 м.вод.ст. (6 кгс/см2). Неплотности выявляются внешним осмотром по утечкам воды из насоса. При этом необходимо помнить, что качество уплотнения вала насоса (целостность уплотнительных манжет) проверяется не только по утечкам воды из дренажного отверстия в корпусе насоса, но и по состоянию смазки в масляной ванне насоса. Опрессовку насоса можно также производить на работающем насосе путём развития в нём напора 120-130 м. вод. ст. (12-13 кгс/см2) при закрытых напорных задвижках. Опрессовка воздухом производится от внешнего источника воздуха, созданием давления в насосе 0, 2–0, 3 МПа. Во время опрессовки воздухом шланг от компрессора или другого источника давления целесообразно присоединить к сливному кранику насоса, предварительно открыв его, а неработающий насос покрыть мыльной пеной. Неплотности устраняются путём затяжки резьбовых соединений, заменой изношенных уплотнений, притиркой сопряжённых деталей (например, для сливного краника), герметизацией (с помощью ленты ФУМ) резьбы манометров, очисткой поверхностей прилегания клапанов вакуумного крана.

При ТО-1 пожарного насоса необходимо произвести следующие операции:

1. Выполнить полный объём работ ежедневного технического обслуживания насоса.

2. Произвести частичную разборку насоса. Проверить надёжность крепления рабочего колеса к валу, отсутствие посторонних предметов в полости корпуса насоса, состояние переднего подшипника и червячной пары привода тахометра.

3. Демонтировать пеносмеситель. Произвести его разборку, очистку, сборку и монтаж на насосе.

4. Проверить затяжку крепёжных деталей насоса.

5. Проверить техническое состояние насоса и пеносмесителя путём испытания по упрощённой методике (см. гл. 7.3).

6. Восстановить при необходимости лакокрасочные покрытия насоса и арматуры

При ТО-2 пожарного насоса необходимо произвести следующие операции:

1. Выполнить полный объём работ ТО-1 пожарного насоса.

2. Произвести замену смазки в корпусе (масляной ванне) насоса согласно карте смазки (см. рис. 3.22 и табл. 3.3).

3. Осуществить метрологическую поверку контрольно-измерительных приборов насоса: манометра, мановакууметра и тахометра;

4. Восстановить лакокрасочные покрытия насоса и арматуры.

Таблица 3.3

Карта смазки пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100)

№ позиции на рис. 3.22 Наименование смазочных материалов Наименование смазываемых мест Способ смазки Периодичность смазки
  Масло трансмиссионное ТАп-15В. ГОСТ 23652-79 или аналоги Шарикоподшипник вала насоса Проверить уровень масла и долить до верхней метки щупа. Слить отработанное масло, промыть полость масляной ванны. Залить чистое масло до верхней метки щупа. Через 20-30 часов работы насоса. Через 100-120 часов работы насоса
  Солидол Ж[9] ГОСТ 1033-79 Уплотнительный стакан Путём поворота крышки колпачковой маслёнки на 2-3 оборота произвести подпрессовку солидола Ж с целью повышения надежности работы манжет Не реже, чем через 1 час работы насоса[10]

 

При частичной разборке насоса дополнительными точками смазки являются:

- уплотнения шпинделей задвижек и вентилей, а также сами шпиндели (смазка Солидол Ж и заменители (см. сноску 8));

- резьбовые соединения (кроме резьб манометров) на насосе и болты крепления насоса к раме (смазка графитная УСсА по ГОСТ 3333-** или её аналоги).

Для насоса ПН-40УВ.01, имеющего встроенный приводной шиберный вакуумный аппарат (см. рис. 3.15), дополнительной точкой смазки является бачок системы автоматической смазки шиберов (тип масла и периодичность заправки определяются согласно Руководству по эксплуатации насоса).

Наиболее вероятные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) и способы их устранения изложены в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Характерные неисправности насосного агрегата ПН-40УВ (НПЦ-40/100)

и способы их устранения

 

 

 

 

 

Наименование отказа, его внешнее проявление и дополнительные признаки Вероятная причина Способ устранения
     
Насос не заполняется водой при включенной и исправной вакуумной системе Негерметичность стыков клапанов с сёдлами вентилей, задвижек Разобрать вентиль, задвижку, клапан и устранить причину неплотной посадки
Неплотности соединений трубопроводов водопенных коммуникаций; Подтянуть соединения или заменить прокладки
Неплотности соединений трубопроводов дополнительной системы охлаждения; открыт кран продувки дополнительной системы охлаждения; Подтянуть штуцера, заменить прокладки или поврежденный трубопровод; закрыть кран продувки дополнительной системы охлаждения
Неплотности в уплотнительном стакане насоса; Подвернуть на несколько оборотов крышку колпачковой масленки или заменить уплотнительные манжеты
Неплотности соединений вакуумного клапана и насоса, стакана диффузора, пеносмесителя и насоса, пробкового крана пеносмесителя; Подтянуть соединения, заменить прокладки
Неплотности в местах установки мановакууметра и манометра. Подтянуть крепление, заменить прокладки
Исправный (по результатам проверки на " сухой" вакуум) насос не заполняется водой при включенной и исправной вакуумной системе Высота всасывания превышает 7 метров Уменьшить высоту всасывания.
Расслоился всасывающий рукав Заменить рукав
Не герметичны всасывающие рукава (имеют проколы) или соединительная арматура (головки ГР-125) Заменить рукава или прокладки в соединительной арматуре
Недостаточно погружена в воду всасывающая сетка Погрузить всасывающую сетку в воду минимум на 300 мм
Открыт сливной кран Закрыть сливной кран
Не плотно закрыты задвижки Затянуть вентили задвижек
Засорена всасывающая сетка Очистить сетку
Насос не подает воду при пуске Насос не полностью заполнен водой перед пуском Заполнить насос водой, выпустив весь воздух из внутренней полости насоса
Насос сначала подает воду, затем его производительность снижается до нуля. Появились неплотности во всасывающей линии. Устранить неплотности или заменить всасывающие рукава
Расслоился всасывающий рукав Заменить рукав
Засорилась всасывающая сетка Очистить сетку
     
  Уменьшилось заглубление всасывающей сетки Заглубить сетку не менее, чем на 300 мм
Засорились каналы рабочего колеса. Разобрать насос, очистить каналы.
Появились неплотности в уплотнительном стакане. Произвести подпрессовку уплотнений; в случае течи из дренажного отверстия или наличия эмульсии в масляной ванне заменить манжеты
Сорвалась шпонка рабочего колеса на валу насоса Установить новую шпонку
Мановакуумметр не показывает давление (разряжение) при исправном насосе. 1. Неисправен мановакууметр. 1. Заменить мановакууметр.
2. Засорен или забит льдом канал мановакууметра. 2. Прочистить или отогреть канал мановакууметра.
При работе насоса наблюдается стук и вибрация. Ослабло крепление насоса к раме. Подтянуть болты крепления насоса
Ослабло крепление рабочего колеса на валу насоса Подтянуть гайку крепления колеса
Износ шарикоподшипников вала насоса Заменить подшипники
Износ шеек вала рабочего колеса насоса. Заменить вал насоса
Дисбаланс рабочего колеса насоса из-за его механических повреждений Заменить рабочее колесо
Попадание в насос посторонних предметов Удалить посторонние предметы из внутренней полости насоса
Имеет место явление кавитации Уменьшить высоту всасывания или расход воды
Ослаблено крепление карданного вала к муфте-фланцу насоса Подтянуть болты крепления
Вал насоса не прокручивается Заклинивание рабочего колеса посторонними предметами Очистить внутреннюю полость насоса и каналы рабочего колеса
Примерзание рабочего колеса Прогреть насосное отделение
Заклинивание вала рабочего колеса Разобрать насос, проверить состояние подшипников, при необходимости заменить
Неисправен привод насоса Проверить и восстановить исправность привода
Насос не создает необходимый напор. Подсос воздуха Выявить причину подсоса и устранить ее
Велика высота всасывания Уменьшить высоту всасывания
Засорена всасывающая сетка Очистить сетку
Частично засорены каналы рабочего колеса Разобрать насос, очистить каналы
Повреждены лопатки рабочего колеса Разобрать насос, заменить колесо
Большой износ уплотнительных колец Разобрать насос, заменить кольца
При завертывании колпачка масленки смазка выжимается обратно. Засорены смазочные каналы Прочистить проволокой шланг и дренажное отверстие
В пеносмеситель не попадает пенообразователь Засорен трубопровод от бака к пеносмесителю Разобрать и прочистить трубопровод
Засорены отверстия дозатора Разобрать дозатор, прочистить его отверстия
Деформирован дюритовый шланг на выходе пенобака[11] Восстановить дюрит, обеспечив штатное проходное сечение
Пенобак не сообщается с атмосферой Прочистить дренажное отверстие в крышке пенобака
     
     
Из дренажного отверстия струйкой течет вода В уплотнительном стакане насоса недостаточно пластичной набивки. Добавить с помощью колпачковой масленки пластичную смазку
Изношены манжеты уплотнительного стакана Заменить манжеты
В масленую ванну насоса попадает вода Засорено дренажное отверстие Прочистить дренажное отверстие
Предельно изношены манжеты уплотнительного стакана Заменить манжеты
Из дренажного отверстия течет трансмиссионное масло Предельно изношены манжеты уплотнительного стакана Заменить манжеты

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.