Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся с низкой удовлетворенностью профессией






        Тип профессии  
    Показатели      
    Человек— природа   Человек— техника   Человек — человек   Человек— знаковая система   Человек— художест­венный образ  
    Доминирование интересов (число случаев)            
                       
    Доминирование интересов (в процентах)   12, 5   5, 0   30, 0   5, 0   50, 0  
                       

     

     

    Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминиро­вания двух типов профессии.

    циальности. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профес­сионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

    В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяс­нилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при наличии очень смут­ных представлений о профессии. Показательно курьезное высказывание учащей­ся М. «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машин­ке». Такое понимание профессии делало ее выбор всецело субъективным и неверно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки на деле отно­сится одновременно к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек—человек». Ведущими для М. оказались интересы, связанные именно с последним типом профессий, тогда как специальность печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

    В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что меж­ду профессиональными интересами и характерологическими особенностями лич­ности существует определенная связь. Например, установлено (Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек — чело­век» (по опроснику ДДО Е. А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

    Те, кто проявляет интерес к сфере «человек—техника», обладают более высо­кой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независи­мы, более радикальны и склонны к экспериментам.

    Для выбравших сферу «человек — художественный образ» характерна лабиль­ность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоци­ональная чувствительность.

    Для учащихся, выбравших сферу «человек — знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независи­мость.

    У выбравших сферу «человек—природа» ярко выражена сензитивность, высо­кая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

    Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результата­ми диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интере­сы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Професси­ональные интересы кристаллизуются и четко определяются частично по механиз­му позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим ви­дам деятельности.

    В связи с такими представлениями трудно согласиться с существующей реко­мендацией, согласно которой прогнозирование успешности будущей профессио­нальной деятельности должно в большей мере опираться на характерологические особенности личности, чем на результаты диагностики профессиональных инте­ресов.

    Вообще утверждением, что характерологические особенности всегда преобла­дают над профессиональными интересами, нужно оперировать очень осторожно. С одной стороны, действительно, характерологические особенности в целом бо­лее ригидны, чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессио­нальные интересы — как элемент в общей структуре мотивации личности — час­то оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влия­ют на удовлетворенность профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражаю­щие потребности, интересы, убеждения, идеалы) — чрезвычайно важные (а при некоторых условиях и определяющие) факторы. От них зависит успешность про­фессионального обучения. Недаром В. Д. Шадриков заметил, что «принятие про­фессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом фор­мирования психологической системы деятельности». При этом понятно, что и от­рыв интересов от возможностей не оптимален. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характе­рологические особенности личности, как мы только что видели, тесно связаны друг с другом.

    Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще не­мало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профес­сиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное реше­ние во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на ста­дии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в про­фессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.

     

    Резюме

     

    Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно оди­наковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. Под мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов мо­гут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, социальные установ­ки, ценности. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказыва­ет сила мотивации и ее структура. Мотив может характеризоваться не только ко­личественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отноше­нии мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значи­ма сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в про­цессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие по­требности (социальный престиж, зарплата и т. д.), то говорят о внешних мотивах. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положитель­ные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, уме­ний и навыков. Правильное выявление профессиональных интересов и склоннос­тей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессио­нальный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, свя­занные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятель­ности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важны­ми (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающи­ми успешность профессионального обучения.

     

    Вопросы и задания для самоконтроля

     

    1. Как связаны сила и структура мотивации с успешностью учебной деятельности?

    2. В чем состоит специфика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи?

    3. Какие методы и методики изучения мотивации вы знаете?

    4. Какова роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обу­чения и трудовой деятельности?

    5. Какие методики изучения профессиональных интересов и отношения к профессии вы знаете?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.