Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Педагогика. Общая педагогика и история педагогики






    Учебник нового века

     

    Учебник для вузов

     

     

    Общая педагогика и история педагогики

    Педагогика и психология личности

    Педагогические задачи и ситуации

    Методы психолого-педагогической диагностики

     

     

    Н. В. БОРДОВСКАЯ

    А.А.РЕАН

    серия

    УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

    Н. В. БОРДОВСКАЯ

    А. А. РЕАН

     

    Учебник для вузов

    Допущено учебно-методическим объединениемвузовРоссии по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

     

    Питер (С)

    Санкт-Петербург

    Москва • Харьков • Минск 2000

     

    Бордовская Нина Валентиновна

    Реан Артур Александрович

     

     

    ПЕДАГОГИКА- УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

     

    Серия “Учебник нового века»


    Главный редактор В. Усманов

    Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков

    Зав. психологической редакцией А. Зайцев

    Ведущий редактор М. Лебедева

    Литературные редакторы П.Выжлецов, В. Полищук Корректоры Т. Брылева, Н. Солнцева

    Художник обложки В. Королева

    Оригинал-макет подготовили М. Лебедева, Ю. Страшко

     

     

    ББК 74я7 УДК 37. 01(075)

    Бордовская., Н.В. Реан А.А.

    Б82 Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”, 2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

    ISBN 5-8046-0174-1

     

     

    Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

    Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

    Бордовская Н.В., 1999

    Реан А.А., 1999

    Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000

     

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 6

    Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?............................................ 10

    ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА...................................................... 15

    ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА............................................................... 20

    Основные категории педагогики....................................................... 24

    Резюме................................................................................................ 27

    ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ............................ 28

    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................. 30

    Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА............................................. 31

    ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ....................................... 31

    Цели воспитания и самовоспитания................................................ 31

    Воспитание как процесс.................................................................... 32

    СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39

    ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ......................................................................... 43

    МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.................................................. 47

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.......................................... 54

    История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.................................................................................................... 58

    Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА....................................... 59

    ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ................................................................................................... 59

    Образование как система и процесс................................................. 64

    Модели образования.......................................................................... 66

    Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ................................. 81

    Закономерности обучения................................................................. 83

    Виды и стили обучения...................................................................... 86

    Образовательные технологии........................................................... 93

    Типы организации социальных отношений в процессе обучения..... 93

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.............. 95

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ................................. 99

    Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ......................................................................................................................... 104

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ...................................................................... 104

    ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117

    Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119

    Инновации в высшей школе.............................................................. 121

    СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124

    Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................................................................... 135

    СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..... 135

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................... 144

    СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА............................ 151

    ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ......................................... 155

    Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ 162

    ПРОЦЕССЕ............................................................................................ 162

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ..... 162

    СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ......................................... 166

    МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175

    Что такое мотивация?.................................................................. 175

    Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности.... 176

    Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи........................... 178

    Профессиональная мотивация........................................................ 181

    РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ.............. 192

    Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.......................... 198

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ...... 198

    Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.................................................................................................... 199

    Задачи по изменению отношения к учебе........................................ 200

    Задачи по педагогической диагностике.......................................... 201

    Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.................................................................................................................. 204

    Задачи на применение метода “ пример”...................................... 204

    Задачи на выбор способа поведения............................................... 206

    Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения............... 207

    Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»........... 208

    Задача на выбор варианта ответа................................................ 210

    Задачи на переориентацию............................................................. 211

    Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта.................. 213

    Задача на усиление внимательности и самоконтроля................... 214

    Задача на рост самостоятельности............................................. 214

    Задачи на проявление и развитие творчества............................... 215

    Проблемные задачи.......................................................................... 217

    Задача на педагогическое стимулирование.................................... 217

    Задачи самовоспитания.................................................................. 218

    Задача на стимулирование к самовоспитанию.............................. 220

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.................................................... 221

    Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений..... 221

    Ситуации самооценки..................................................................... 225

    Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении..... 227

    Ситуации пренебрежения и неуважения других............................ 227

    Ситуация выбора профессии.......................................................... 228

    Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229

    Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов.................................................................................................................. 230

    Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий.................................................................................................. 231

    Ситуация стимулирования к самовоспитанию............................. 234

    Ситуация стимулирования ко лжи................................................ 235

    Ситуация молчаливого одобрения.................................................. 236

    Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий..... 237

    Ситуация выбора, приводящего к неудаче..................................... 237

    Ситуация выбора критериев оценки труда педагога................... 238

    Ситуации предъявления требований.............................................. 238

    Ситуации предъявления требования-унижения............................. 240

    Ситуация приведения примера....................................................... 241

    Ситуации обвинения - ощущения несчастья.................................. 242

    Ситуации доверия-лжи................................................................... 243

    Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины............... 244

    Ситуации подчинения и влияния среды.......................................... 245

    Ситуация проявления ответственности....................................... 246

    Ситуации убеждения...................................................................... 247

    Ситуации риска............................................................................... 247

    Ситуации оказания помощи........................................................... 249

    Ситуация взаимопомощи................................................................ 251

    Ситуация критики.......................................................................... 252

    Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)........................................................................................ 253

    Ситуация самовыражения.............................................................. 253

    Ситуации выражения своего отношения к человеку..................... 254

    Ситуация расхолаживания и дезорганизации............................... 256

    Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257

    МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257

    Диагностика направленности личности........................................ 257

    Диагностика профессиональной направленности личности......... 262

    Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)........................................................................... 267

    Изучение самооценки личности....................................................... 269

    Диагностика и тренинг педагогической проницательности........ 272

    Тест «Транзактный анализ общения»............................................ 274

    Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275

    Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.................................................................................................................. 277

    Тест «Восприятие индивидом группы».......................................... 281

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................. 284

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.