Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные школы. Подготовка научных кадров






НАУЧНАЯ ШКОЛА — коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, конструктора новой исследователь­ской программы; 2) наличие «учеников», последова­телей, приверженцев созданной лидером научно-ис­следовательской программы (объединенных либо в формальную научную группу, либо в «невидимый» колледж); 3) воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) приверженцев данной программы; 4) эф­фективность программы, подтвержденная деятельно­стью ее приверженцев. В условиях резко возросшей динамики современных научных коммуникаций (в час­тности через Интернет и др.), дивергенции по реги­онам последователей определенных научных идей, их роль в общей динамике науки становится менее зна­чимой. (См. психология науки, социальная психоло­гия науки).

Преемственность в развитии науки обусловлена выработанным на протяжении столетий механизмом воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно-исследовательской деятельности. По мнению многих историков и методологов науки, функцию этого механизма выполняют научные школы, возникшие почти одновременно с появлением самой науки (еще в античной Греции существовали школы Пифагора, Платона, Аристотеля и т.д.). Решая проблему обучения и подготовки учеников и привлечения последователей, научные школы были и остаются педагогическими системами. Под «научной школой» мы подразумеваем «неформальное научное сообщество, характеризуемое отношениями «учитель-ученики», обусловливающими преемственность субъективных (личностных) и объективных компонентов их научной деятельности». При этом к субъективным компонентам относятся особенности личности организатора школы, ее лидера, психологический климат, а к объективным - научно-исследовательская программа, идеи, методы и средства исследования и т.д.

Педагогическую роль научной школы, институализированной в различных формах научной деятельности, трудно переоценить. По мнению Гессена СИ., «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа». Смысл обучения в научной школе - это обучение научному творчеству, т.е. самому процессу получения новых знаний. Причем новые знания непосредственно передаются в ходе процесса познания. А это возможно лишь в ходе осуществления самостоятельной исследовательской деятельности, что в свою очередь предполагает включение учеников в реализацию программы научной школы. При этом для успешного осуществления этого процесса необходимо непосредственное общение и взаимодействие учеников с учителем

основные функции научной школы: образовательная (углубление знаний в определенной области науки, передача (возможно и развитие, как в собственно научной школе) культурных норм и ценностей, «воспитание исследовательского стиля мышления» через формирование исследовательских умений) и исследовательская («научная школа как исследовательский коллектив, проектирующий и реализующий исследовательскую деятельность учащихся как образовательную технологию»). Признаки научной школы - наличие программы, разработанной лидером, непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности Научная школа как институт подготовки самостоятельного ученого выработала механизм достижения этой педагогической цели через проведение коллективного научного исследования, предполагающего «взаимозависимость всех его участников, необходимость согласования их индивидуальных самоопределений, подходов, систем средств и методов научной деятельности

Научная школа— это содружество людей, сформировавшееся под эгидой личности — ученого-лидера, имеющего идеи, темы для разработки. Нет лидера— нет школы. Лучшие школы те, где последователи лидера занимаются активной исследовательской работой в актуальных направлениях и объединены идеями, методиками, научными традициями, расширяющимся сотрудничеством, поиском новых фактов. В научной школе выдвигаются гипотезы, концепции, теории. В ней не боятся дискуссий, оппонентов. Здесь есть (должно быть!) все для свободы творчества.

В научной школе преобладают новые идеи, инициатива, самостоятельный поиск. В обычном научном коллективе работают по заданию — «от» и «до». В научной же школе — постоянный, многолетний поиск с введением новых методик, подходов, адекватных задачам. В научном коллективе поиск, исследовательская работа отдельной личности нередко завершается с окончанием диссертации. В научной же школе между членами неформального содружества постоянно продолжаются «мозговые атаки». В научной школе работают люди не по принуждению, а по желанию. Все это, конечно, в идеале. Нередко и в самой сердцевине научной школы бывают столкновения, скепсис работающих рядом или элементарная зависть. Но истинная научная школа, возглавляемая стойким лидером, всегда способна эти негативные явления преодолеть в интересах развития своего направления.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.