Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика науки






Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвы­чайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реак­ции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружа­ющей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины. Они имеют выходы на практику здравоохра­нения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отноше­нием к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — па­циент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, ли­шаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели, модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать реше­ния за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэти­ка экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментиро­вание не только на человеке, но и на животных.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возмож­ности воздействия на человека. Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естествен­ные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, за­мены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных ге­нов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их по­следствиях.

Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесно­сти и психики, функционирование которой сложилась в ходе продол­жительной эволюции. Особые проблемы вызывает связь науки и биз­неса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций. Акту­альной должна стать практика этической экспертизы в медицине.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказа­лась на передовой научно-экспериментальных исследований мира жи­вого. Сейчас она дает возможности вмешиваться в генетический год человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в слу­чаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опас­ность соблазна планомерного совершенствования человеческой при­роды, с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обме­ниваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым му­тациям, ранее не встречавшихся генетических качеств. Многие экспе­рименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над челове­ком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать гал­люцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоцио­нальные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напря­жения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию срав­ниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Биологи указывают на опасность признания врожденными таких отрицательных черт человека, как насилие, агрессия, угроза, вражда. Также проблематично природно-эволюционно истолкование стремле­ний человека к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии по­ловых различий на умственную деятельность, генетические и интел­лектуальные различия между расами и народностями, мужчинами и женщинами. Далеко идущие выводы теории генетической детерми­нации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

Острой проблемой современности является технология клониро­вания. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания искусственным путем первого млекопита­ющего— овечки Долли (животного, полученного из соматической клетки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле.

В общем смысле клонированием может быть назван процесс со­здания существа, генетически тождественного родительским. Изуче­ние технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенса­ция, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности эксперимен­тов клонирования над человеком. До тех пор, пока речь шла о клони­ровании для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сель­ском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остро­ту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались уси­лия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.

По мнению известного американского ученого П. Диксона, любой способ, который испробован на млекопитающих, может быть приме­нен к людям. В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию ре­альной множественности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человеческое существо, а где артефакт — искусственно со­зданное. А это создает не только серьезные методологические про­блемы, но прежде всего проблемы глубоко нравственные.

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня эти­ческой культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной на­уки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.