Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские основания науки






Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т. п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Или же

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - множе­ство онтологических, гносеологических, методологи­ческих, логических и аксиологических понятий и ут­верждений философии, которые используются учены­ми при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, науч­ного направления или даже науки в целом как специ­фической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института.

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет соб­ственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму дея­тельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как соци­альный институт.



К основаниям науки относят фундаментальные принципы, поня­тийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тог­да, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную кар­тину мира, следовательно, научная картина мира является фундамен­тальным основанием науки. В настоящее время помимо естествен­ных, общественных и технических наук различают науку теоретичес­кую и экспериментальную, фундаментальную и прикладную. Говорят о большой науке, твердом ядре науки, о науке переднего края, подчер­кивая ее гипотетичность. Наука сегодня развивается с учетом глубо­кой специализации, а также на стыках междисциплинарных облас­тей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают опреде­ленным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философ­ские основания.

Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на не­прерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки. Кумулятивизм, возникший на основе обобщения прак­тики описательного естествознания, предполагал упрощенное пони­мание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положе­ний постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения. Эмпиристский кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличе­нием его эмпирического содержания, рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последую­щий элемент включается в систему наличествующих абстрактных прин­ципов и теоретических обобщений. Заблуждения истолковываются как субъективный процесс, произвольное отбрасывание старого и опро­вержение принятого.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие пред­полагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумуля­тивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о не­соизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга те­ории не связываются логически, а используют разнообразные прин­ципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения. Заявившая о себе в настоящий период позиция теоретического и методологического плюрализма провозгла­шает, что множество равноправных типов знания есть реальность, ко­торая свидетельствует о развитии как науки, так и личности. Периоды борьбы альтернативных теорий — самые плодотворные периоды. Ис­токи альтернативных концепций коренятся в различных мировоззрен­ческих и методологических позициях ученых.

Важно понимать, что перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины. Мо­жет происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина транслирует изменение своих оснований на другие смежные или даже весьма отдаленные дисциплинарные области. Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.