Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительных оплачиваемых отпусков.






Ранее действовавший Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ в ст. 17 использовал несколько иную терминологию и гарантировал муниципальному служащему ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. В комментируемом Законе указанная норма была приведена в соответствие с положениями ТК РФ, предусматривающего не одну, а несколько разновидностей дополнительных оплачиваемых отпусков (см. подробнее ст. 116 ТК РФ).

3. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней (ч. 3 комментируемой статьи).

По общему правилу работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего является удлиненным (см. ст. 115 ТК РФ). Помимо муниципальных служащих, удлиненный основной отпуск предоставляется, например, работникам в возрасте до восемнадцати лет (31 календарный день - см. ст. 267 ТК РФ), педагогическим работникам (42 - 56 календарных дней - см. ст. 334 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 " О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам"), инвалидам (30 календарных дней - см. ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Помимо этого, в ч. 3 комментируемой статьи указано, что для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Так, например, ст. 4 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. N 163-ЗО " О муниципальной службе в Ульяновской области" предусмотрено, что муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

При определении продолжительности ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков необходимо учитывать, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ).

4. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Так, например, применительно к отношениям на муниципальной службе следует упомянуть дополнительные оплачиваемые отпуска работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. (см. ст. 116 ТК РФ).

В законах субъектов зачастую предусмотрено предоставление отпуска за ненормированный рабочий день. Так, например, в ст. 5 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. N 163-ЗО указано, что муниципальным служащим, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления указанного отпуска устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, принимаемым по представлению главы местной администрации.

5. Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации (ч. 5 комментируемой статьи).

Например, в ст. 5 указанного нами выше Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. N 163-ЗО предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципального служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, не может превышать 45 календарных дней, для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы иных групп, - 40 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя).

6. Части 6 и 7 комментируемой статьи регулируют особенности предоставления муниципальному служащему отпуска без сохранения денежного содержания.

Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Подчеркнем, что речь идет лишь о возможности, а не об обязательности предоставления такого отпуска. Как указал Астраханский областной суд, данная норма не означает права муниципального служащего на такой отпуск и не возлагает на представителя работодателя обязанности по его предоставлению. Такой отпуск может быть предоставлен муниципальному служащему по его просьбе только при наличии уважительной причины (подробнее см. Кассационное определение Астраханского областного суда от 18 мая 2011 г. по делу N 33-1425/2011).

Кроме того, муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 128 ТК РФ предусматривает случаи, когда такой отпуск может быть предоставлен при согласии на то работодателя, а также ситуации, когда работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Так, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом список уважительных причин в действующем законодательстве отсутствует, таким образом, уважительность той или иной причины определяет непосредственно работодатель.

В то же время работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

- участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;

- работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

- работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ (например, лицам, осуществляющим уход за детьми, - ст. 263 ТК РФ, совместителям - ст. 286 ТК РФ и др.), иными федеральными законами (инвалидам войны, участникам Великой отечественной войны, ветеранам боевых действий - см. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ " О ветеранах" и др.) либо коллективным договором.

 

Глава 6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНОГО

СЛУЖАЩЕГО. ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ МУНИЦИПАЛЬНОМУ

СЛУЖАЩЕМУ. СТАЖ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 

Статья 22. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего

 

Комментарий к статье 22

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, денежное содержание муниципального служащего состоит из трех структурных элементов:

- должностной оклад;

- ежемесячные дополнительные выплаты;

- иные дополнительные выплаты.

В настоящее время структурные особенности денежного содержания муниципальных служащих детально рассмотрены в законах субъектов Российской Федерации.

Так, например, в соответствии со ст. 29 Закона г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 50 " О муниципальной службе в городе Москве" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных денежного поощрения, надбавок к должностному окладу за классный чин, выслугу лет, особые условия муниципальной службы, единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи, а также премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

В ст. 6 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. N 163-ЗО " О муниципальной службе в Ульяновской области" предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячная надбавка за классный чин;

3.1) ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, которые определяются законодательством Российской Федерации;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

8) материальная помощь.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подчеркнем, что комментируемый Закон говорит именно о представительных органах муниципального образования. Указанное правило является новеллой комментируемого Закона. Ранее действовавший Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ в ст. 16 устанавливал, что размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что денежное содержание муниципального служащего должно быть не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом, согласно позиции высших судебных инстанций, размер должностного оклада может быть ниже МРОТ.

Так, Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О).

Верховный Суд РФ, в свою очередь, подчеркнул, что действующее трудовое законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N 3-Г10-16).

С 1 января 2014 г. размер МРОТ составляет 5554 руб. (см. ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ " О внесении изменений в статью 1 Федерального закона " О минимальном размере оплаты труда").

 

Статья 23. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему

 

Комментарий к статье 23

 

1. Часть 1 комментируемой статьи гарантирует муниципальному служащему восемь гарантий. Рассмотрим их подробнее.

1.1. Гарантия условий работы, обеспечивающих исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

Рассматриваемая гарантия корреспондирует с одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также одной из обязанностей работодателя - обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 2, 22, раздел X ТК РФ).

Реализация указанной гарантии обеспечивается, прежде всего, предоставлением муниципальному служащему следующих прав (см. комментарий к ст. 11):

- на ознакомление с документами, устанавливающими права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе (п. 1 ч. 1 ст. 11);

- на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 11);

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (п. 5 ч. 1 ст. 11).

Предоставляя муниципальному служащему указанную гарантию, законодатель обязывает муниципального служащего, в свою очередь, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (п. 2 ч. 1 ст. 12, см. комментарий к ст. 12).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.