Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Характеристика профессиональной деятельности бакалавров






    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     

     

    Л.Н. Горина

     

    Итоговая государственная аттестация

    Бакалавра

    По направлению подготовки

    «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    профили: «Безопасность технологических процессов и производств»,

    «Пожарная безопасность»,

    «Охрана природной среды и ресурсосбережение»

    Учебно-методическое пособие

     

     

    ТОЛЬЯТТИ 2015


     

     

    УДК 629.039.58

    ББК 30

    Горина Л.Н. Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение». - Тольятти: изд-во ТГУ, 2015. – 247 с.

     

     

    Описаны структура, содержание, порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».

    Для студентов по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».

     

    Рецензенты: д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Самарского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ Г.Н. Яговкин;

    Д.п.н., профессор кафедры Промышленной и экологической безопасности Казанского национального исследовательского технического университета им А.Н. Туполева – КАИ Е.В. Муравьева

     

    Утверждено научно- методическим советом Тольяттинского государственного университета.

    Ó Тольяттинский государственный

    университет, 2015г.

    Ó Горина Л.Н., 2015г.

    Содержание

    Общие положения. 7

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ.. 9

    2..ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 12

    Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 12

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 12

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная санитария и гигиена» 15

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная безопасность и производственный контроль». 18

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 25

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность труда и технологий» 32

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная безопасность» 35

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность». 39

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Электробезопасность». 42

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление техносферной безопасностью» 44

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний». 47

    3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 50

    Профиль «Пожарная безопасность». 50

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Тактика сил РСЧС и ГО». 50

    Вопросы к зачету по учебному курсу «Системы связи и оповещения». 52

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожаротушение». 55

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация и ведение аварийно - спасательных работ». 58

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность объектов» 61

    Вопросы к зачету по учебному курсу «Пожарная безопасность электроустановок» 64

    Вопросы к зачету по учебному курсу «Расследование пожаров». 66

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная техника». 69

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Устойчивость объектов при пожаре» 72

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление пожарной безопасностью» 75

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Государственный пожарный надзор» 78

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация деятельности противопожарной службы». 82

    4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 84

    Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 84

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Ноксология». 84

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Надежность технических систем и техногенный риск». 87

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 89

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность в ЧС». 90

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения воздушной среды». 92

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения водных объектов». 93

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по обращению отходов производства и потребления». 95

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки воздушных выбросов». 97

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки промышленных сточных вод». 99

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Санитарно-экологическая оценка объектов». 100

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 102

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Экологический мониторинг». 104

    Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление экологической безопасностью». 106

    5. ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 109

    6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 110

    7. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 111

    Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 112

    Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Пожарная безопасность». 114

    Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 116

    8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ». 124

    9. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 135

    10. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ОХРАНА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ». 143

    11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 149

    ПРИ ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ.. 149

    РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТЫ... 149

    Литература. 153

    ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 154

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 156

    ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 237

    ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 240

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 246

     


    Общие положения

     

    Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Техносферная безопасность (квалификация (степень) " бакалавр-инженер"), профилей «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение», «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников университета» и «Положения о выпускной квалификационной работе».

    Выпускная квалификационная работа (дипломная работа или проект) бакалавра по направлению подготовки Техносферная безопасность представляет собой законченную разработку, в которой решается одна из актуальных задач в области безопасности технологических процессов и производств, пожарной безопасности и инженерной защиты окружающей среды. При выполнении работы студент-дипломник должен использовать современную законодательную и нормативно-техническую базу, современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки информации, программные продукты в данной области.

    В выпускной квалификационной работе по направлению подготовки Техносферная безопасность выпускник должен: продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями.

    Проектно-конструкторская:

    способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера;

    способностью разрабатывать и использовать графическую документацию;

    способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива;

    способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;

    способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности.

    Сервисно-эксплуатационная:

    способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты;

    способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;

    способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.

    Организационно-управленческая:

    способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности;

    готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе;

    способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;

    готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;

    способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях.

    Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

    способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

    способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;

    способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;

    способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска;

    способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты.

    Научно-исследовательская:

    способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности;

    способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

    способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

     

    1.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

    1.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

    человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;

    опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

    опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

    опасные технологические процессы и производства;

    методы и средства оценки опасностей, риска;

    методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

    правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

    методы, средства спасения человека.

    1.3. Бакалавр по направлению подготовки Техносферная безопасность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

    проектно-конструкторская;

    сервисно-эксплуатационная;

    организационно-управленческая;

    экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

    научно-исследовательская.

    Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

    1.4. Бакалавр по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

    Проектно-конструкторская:

    участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;

    идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

    определение зон повышенного техногенного риска;

    подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин;

    участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

    участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

    Сервисно-эксплуатационная:

    эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;

    выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

    составление инструкций по безопасности.

    Организационно-управленческая:

    обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;

    участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;

    участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.

    Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

    проведение контроля состояния средств защиты;

    выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

    участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.

    Научно-исследовательская:

    участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

    анализ опасностей техносферы;

    участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

    подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.