Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи .






Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. В логопедии приняты две классификации речевых нарушений. С позиций клинического подхода выделяют такие нозологические формы речевой патологии как алалия, дизартрия, дислалия, заикание и т.д. С психолого-педагогических позиций рассматривают ОНР, ФФН и заикание. Заикание попадает и в первую (как нарушения темпо-ритмической стороны речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата), так и во вторую классификацию (как коммуникативное нарушение). Специальные школы и дошкольные логопедические группы комплектуются на основе психолого-педагогической классификации.

 

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательно) функции речи.

Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

- в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов.

- в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время такой подход отражен в клинико-педагогической классификации.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления речи:

- афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,

- брадилалия — патологически замедленный темп речи,

- тахилалия — патологически убыстренный темп речи,

- заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

- дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

- ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

- дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

- алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

- афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

К ним относятся:

- дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,

- дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

 

Психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев:

А)Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

- общее недоразвитие речи (ОНР 1—4-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Б)Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

- заикание, проявления речевого негативизма и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.