Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Философские понятия и категории⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 63
Абсолютное — предельно полное, совершенное; явление или предмет, не нуждающиеся в каких-либо основаниях или причинах своего существования. Абстрагирование — мысленное отвлечение от не существенных для целей исследования свойств объекта, выделение в нем отдельных, особенно интересующих исследователя черт. Абсурд — смысловая несовместимость понятий или вещей. Агностицизм — учение, согласно которому мир в своей сущности непознаваем. Аксиология — учение о ценностях. Аксиома — исходное общепризнанное положение, принимаемое без доказательства и лежащее в основании знания. Анализ — метод научного исследования разложения целого на составные части, сложного — на простые элементы. Аналитическое суждение (в теории познания) — суждение, не дающее нового знания; связь между субъектом и предикатом получена простым анализом субъекта. Антагонизм — непримиримое противоречие. Антиномии (в философии И.Канта) — противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями. Антисциентизм — воззрение, согласно которому наука и техника враждебны человеку и культуре. Антропология — раздел философии, занимающийся проблемами человека, его существования, его места в мире, смысла жизни. Антропоморфизм — наделение живой и неживой природы свойствами человека. Антропоцентризм — центристская картина мира объяснения общества свойствами и потребностями человека. Апория — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленным образом. Апостериори (лат. a posteriori) — знание, полученное на основе опыта. Априори (лат. a priori) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Артефакт — искусственно сделанный предмет или явление, не существующее в природе в самородном виде. Атомизм — учение о том, что вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов).
Атрибут — неотъемлемое свойство вещи. Базис (в формационной модели общества) — производственные отношения, как определяющий фактор общественного развития. Бессознательное — образ действительности и отношение к ней субъекта как нерасчленимое целое. Биологизм — философское направление, стремящееся объяснить явления социальной действительности посредством законов биологии; разновидность редукционизма. Бытие — существование в общем виде. Верификация — метод эмпирической проверки. Вероятное — то, что в большей или меньшей степени претендует на истинность, хотя не имеет на это достаточных оснований. Вероятность — мера возможного при определенных условиях. Вещь в себе — вещь, существующая сама по себе, независимо от воспринимающего и познающего субъекта. Возможность — потенциальное бытие, тенденция возникновения которого имеется в действительности. Волюнтаризм — философское учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, основы всего сущего; разновидность иррационализма. Воля (в иррационализме) — универсально-космическое бессознательное начало. Воображение — создание новых чувственных образов на основе образов, полученных ранее от действительности. Восприятие — чувственный образ объекта в целом. Время — категория, отображающая длительность бытия и последовательность событий и изменений. Всеединство (в философии В. Соловьева) — синтез истины, добра и красоты; общая природа всех вещей. Генезис — происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету. Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека. Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Гипотеза — обоснованное научное предположение, призванное объяснить данные опыта и требующее дальнейшей проверки. Глобализация — процесс стирания границ между культурами. Глобальная проблема — современная проблема всемирного бытия, от решения которой зависит его существование. Гносеология — теория познания. Гуманизм — воззрение, признающее приоритет интересов и прав личности. Движение — всякое изменение. Дедукция — движение мысли от общего к частному. Деизм — учение, согласно которому Бог есть только первопричина мира и законов его движения; мир же после его сотворения развивается согласно этим законам без вмешательства божьей воли. Действительность — наличное бытие, существующее здесь и сейчас. Детерминизм — учение о причинной обусловленности всех вещей. Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей. Диалектический материализм – философия марксизма, основанная на принципах первичности материи и всеобщности развития. Догма — положение учения, признаваемое неизменной истиной, не подлежащей сомнению и критике. Душа — внутренний мир человека, его самосознание и сущность, индивидуальное воплощение духа. Дуализм — учение о равенстве двух субстанций: материи и сознания. Дух — невещественное начало мира; то, что лежит в основании творческой деятельности, объективируется в ее продуктах и может быть через них понято. Естественный человек — представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны. Закон — необходимая, сущностная, устойчивая, повторяющаяся связь. Здравый смысл — решение алгоритмических задач на основе знания, опыта и интуиции. Знак — материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения и передачи информации. Знание — обоснованный, проверенный и принятый субъектом результат познания. Жизнетворчество — преобразование жизни как процесс личностной реализации. Идеализация — общенаучный метод познания, заключающийся в доведении до предела изучаемых свойств и признаков объекта или группы объектов. Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего. Идеальное — нематериальное, невещественное, а потому недоступное чувственному познанию. Идентификация — механизм социализации: объединение индивидом себя с другим индивидом или группой людей на основе эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения. Идеология — мировоззрение, идеалы социальной группы, выраженные в теоретической форме. Идея — образ вещи. Имманентное — внутренне присущее предмету. Индетерминация — учение, отрицающее причинную обусловленность вещей. Индивид — конкретный представитель рода человеческого. Индивидуальность — проявленность личности; своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного. Индукция — выведение общего из частного, движение мысли от конкретного, единичного ко всеобщему и закономерному. Инстинкт — видовая форма поведения. Интеллект — способность мыслить, совокупность умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают или анализируют уже имеющееся знание. Интерес — осознанная потребность, побуждающая к действию. Интерпретация — работа мышления, которая состоит в расшифровке неявного смысла, стоящего за очевидным смыслом; наделение непонятного понятным. Интуитивизм — учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания; разновидность иррационализма. Интуиция — способность сознания к непосредственному созерцанию. Информация — совокупность передаваемых сведений и сообщений, не включенная сама по себе в систему знаний субъекта. Иррационализм — учение, согласно которому основа действительности недоступное разуму и чуждое закономерности начало. Иррациональное — недоступное разуму, явно не поддающееся законам логики. Истина — высшая цель познавательной деятельности, состоящая в соответствии знания о действительности самой действительности. Истина — правда (в русской философии) — путь к жизни в нравственном аспекте. Историзм — принцип, согласно которому все предметы или явления должны рассматриваться как результат развития, с учетом предшествовавших состояний и связей. Историософия — философия истории. Исторический материализм — учение о наиболее общих законах функционирования и развития общества. Картина мира — система знаний и представлений субъекта о мире, обусловленная социокультурной принадлежностью субъекта. Категорический императив (в этике Канта) — внутренний нравственный закон, требующий безусловно, чтобы правило личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Категория — элемент мышления и отражение наиболее существенных связей и отношения действительности. Качество — целостная определенность предмета, которая отличает его от любого другого предмета. Количество — объективная степень различия предметов по однородным свойствам. Коммуникация — передача идеальных смыслов посредством материальных носителей. Конвенциализм — философское учение, согласно которому все существующие ценности, значения, истины — результат договора между людьми. Конечность — ограниченность существования во времени и пространстве. Конформизм — механизм социализации: приспособление поведения к требованиям группы в условиях конфликта между личным мнением и мнением группы. Концепция — целостный замысел, определенный способ понимания, система взглядов на явление. Космизм — учение о соразвитии мира природы и мира цивилизации. Космоцентризм — центристская картина мира, полагающая космос всеобщим порядком вещей. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Кризис — перелом, переходное состояние. Критерий — мерило; в теории познания — мерило истинности или ложности. Критика — оценка, направленная на выявление истинности или ложности критикуемого. Критицизм — метод установления возможности, происхождения, закономерности познания. Культура — способ бытия человека. Личность — мера социального в человеке. Логика — наука о законах непротиворечивого мышления. Логос (в античной философии) — всеобщий закон. Локализация — процесс суверенизации и самоидентификации народов и культур. Массовая культура — способ жизни, ориентированный на потребление. Массовое общество — стандартизированная жизнедеятельность. Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального. Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Мера — объективный интервал количественных характеристик, сохраняющий качество. Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности. Метод — система взаимосвязанных правил, ориентирующих субъекта в познавательной деятельности. Методология — учение о методах наук, их основаниях и принципах применения. Механицизм — миропонимание и соответствующий ему метод познания, согласно которому мир объясняется через законы механического движения; разновидность редукционизма. Мировоззрение — совокупность оценок, взглядов, принципов, определяющих самое общее видение мира, места человека в нем. Мистика — теория и практика постижения Бога в экстатическом состоянии. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью. Моделирование — метод исследования объекта, в основе которого лежит идея подобия. Модус — качество предмета, которое может меняться в определенных пределах, не меняя самого предмета или явления. Монизм — учение, согласно которому в основе сущего лежит одно начало. Монотеизм — единобожие. Мышление — активный процесс отражения объективного и субъективного мира. Наблюдение — организованное и целенаправленное восприятие объекта, фиксирующее его свойства; метод познания. Надстройка (в формационной модели общества) — отношения, организации и идеи, находящиеся за пределами производственной сферы. Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения все сущего; разновидность редукционизма. Натурфилософия — объяснение природы из самой природы. Наука — осознанное и активное отношение человека к внешнему природному и социальному миру с целью его познания и практического освоения. Небытие — то, что не существует и не может существовать; оно немыслимо и непредставимо. Невозможность — то, что не может стать действительностью ни при каких условиях. Необратимое — то, что не может быть повёрнуто вспять; процессы в одну сторону. Необходимость — следствие регулярных, постоянных причин, выражающих устойчивое в структуре действительности, всегда происходящие только так, а не иначе. Непрерывность — устойчивость и неделимость в пространстве и времени предмета. Нигилизм — позиция отрицания ради отрицания. Ничто — отсутствие или небытие чего-либо. Номинализм — направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь обозначениями (именами) вещей. Ноосфера — стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность становится определяющим фактором. Ноумен (в философии Канта) — умопостигаемая сущность. Обобщение — мысленный переход от отдельных фактов, событий к общему ходу вещей, от одной мысли к более общей. Общественно-экономическая формация — стадия исторического развития, в основе которой лежит способ производства материальных благ. Общественный договор (в натуралистическом учении) — средство возникновения гражданского состояния общества: существование единого права как воли всех. Общество — совокупность социальных групп и отношения между ними по поводу коренных жизненных интересов Объект — предмет деятельности субъекта. Объективация — опредмечивание, превращение в объект; материализация, воплощение идеи в предмете. Объективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой анализ действительности строится на признании реальности объективного мира. Объективное — присущее объекту, не зависящее от субъекта, его воли, желаний и интересов. Объективный идеализм — форма идеализма: признание абсолютно самостоятельного существования сознания. Объяснение — задача научного познания, состоящая в раскрытии сущности и закономерностей объекта. Онтология — учение о бытии. Опыт — совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Организм — 1) форма организации системы, при которой, в отличие от механизма, каждый элемент существует не только для целого, но и для других элементов; 2) живое существо. Основание — объект, суждение или идея, из действительности которых возникает действительность других объектов, суждений или идей. Откровение — самообнаружение истины; в средние века — учение о самораскрытии Бога человеку в текстах Библии. Относительное (релятивное) — зависящее от тех или иных условий, изменчивое, непостоянное; противоположность абсолютного. Отрицание (в диалектике) — момент связи качественно различных состояний, дополняемых преемственностью. Отчуждение — превращение человеческой деятельности и ее результатов в силу, не зависящую от человека, часто господствующую над ним и подчас враждебную ему. Ощущение — чувственный образ отдельных свойств объекта. Пантеизм — учение о том, что природа и Бог тождественны: нет Бога вне природы, а природы вне Бога. Патристика — философия «отцов церкви» 2-8 вв., имеющая целью защиту и теоретическое обоснование христианства. Первоначало — то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи и во что они возвращаются после уничтожения. Персонализм — направление философии, предметом которого является личность как духовный первоэлемент бытия. Персонификация — олицетворение, представление абстрактного понятия в человеческом образе. Плюрализм — философское учение, согласно которому все сущее состоит из многих, несводимых друг к другу сущностей. Позитивизм — направление в философии, предметом которого является непосредственный опыт. Познание — творческая деятельность целью нахождения истины, формирования знания. Понимание — состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений, включение этих представлений в смысловой контекст субъекта; интерпретация познанного. Понятие — мысль, отображающая в обобщенной форме предмет и явление действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков; слово, в котором заключена данная мысль. Потребность — нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы. Прагматизм — учение, согласно которому успешное достижение цели – абсолютная ценность. Предмет научного исследования — сторона объекта научного исследования, которая изучается именно данной наукой, составляет ее специфику по сравнению с другими науками. Представление — чувственный образ объекта, с которым сознание в данный момент не взаимодействует. Прогресс — поступательное движение, развитие по восходящей линии. Пространство — категория, отображающая сосуществование и взаимодействие предметов и явлений материального мира. Противоположность — существенное различие, при котором свойства объекта в одно и то же время предполагают и исключают друг друга. Противоречие — существование и взаимодействие противоположностей в одно и то же время, в одном и том же отношении. Психологизм — направление в философии, считающее психологию основой философии и сводящее все проявления духовной жизни к психическим процессам; разновидность редукционизма. Развитие — закономерное изменение. Различие — отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения. Разум — способность создавать из абстракций логическую конкретность, отражающую реальную конкретность, и оперировать понятиями. Рассудок — способность образовывать понятия, суждения. Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности. Реализм — 1) в средневековой философии — направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее; 2) точка зрения, утверждающая реальность мира вне сознания. Реальность — бытие действительности и возможности. Революция — скачкообразное развитие. Регресс — направленность развития от высших форм к низшим. Редукционизм — научная или философская позиция, заключающаяся в стремлении объяснить сложное через простое, в неоправданном сведении высших форм бытия к низшим. Редукция — методологический прием: упрощение сложного, переход от сложного к простому, от высших форм — к низшим. Релятивизм — философско-мировоззренческая позиция, признающая относительными все знания и ценности. Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление собственных форм, собственного содержания; основной метод философии. Самодетерминация — система внутренних факторов стимулирующих личность. Самосознание — выделение себя как познающего, чувствующего и действующего существа. Свобода (в марксизме) — осознанная необходимость и действие в соответствии с ней. Сенсуализм — учение в теории познания, согласно которому ощущения — источник знания. Символ — знак, образ, подлинный смысл которого отличается от смысла очевидного, явного. Синергетика — учение о самоорганизации сложных систем. Синтез — метод научного исследования: соединение явлений, вещей, идей в единое целое. Синтетическое суждение (в теории познания) — суждение, в котором новое знание возникает путем соединения субъекта и предиката. Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующих определенную целостность, единство. Системный подход — общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей. Скачок — прерыв непрерывности, возникновение нового качества. Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины. Случайность — следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется так или иначе. Смысл — содержание, которое приобретает предмет в процессе наделения его ценностью; отличается от значения, которое объективно. Созерцание — пассивное восприятие действительности. Сознание — способность идеального воспроизведения и творения действительности. Солипсизм — форма субъективного идеализма: реален лишь один индивид, а весь мир – содержание его сознания. Сомнение — состояние неуверенности, неопределенности в том, что именно считать правильным, истинным. Софистика — метод формальной правильности. Социализация — двусторонний процесс: усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизводства усвоенного. Социальная философия — раздел философии исследующий закономерности общественного бытия. Спекулятивный метод — умозрительное получение знания о вещах, прежде всего о вещах, лежащих за пределами опыта. Становление — переход от одной определенности бытия к другой; философская категория, отражающая непрерывное изменение окружающей действительности. Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу. Структура — взаимосвязь устойчивых элементов объекта. Субстанция — основа, существующая сама по себе и не требующая для своего обоснования ничего вне себя. Субъект — теоретико-познавательное Я, противостоящее внешнему миру, объекту. Субъективация — превращение материального в идеальное. Субъективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой действительность должна рассматриваться исходя из реальности субъекта. Субъективное — зависящее от субъекта, характеризующее субъект, имеющее значение только для субъекта. Субъективный идеализм — разновидность идеализма, согласно которой идеальное, будучи основой всего сущего, существует в сознании. Судьба — предопределенность событий и поступков, независимость общего хода вещей от конкретных событий; непредсказуемое стечение бесчисленного числа причинно-следственных рядов в точке «здесь и сейчас», характеризующей отдельное событие. Суждение — форма знания: мыслимая связь между субъектом и предикатом. Сущее — бытие или абсолют. Существование — бытие, наличие; действительная реализация сущности. Сущность — вещь сама по себе. Схоластика — философия рационального обоснования и систематизации христианского вероучения. Сциентизм — воззрение, согласно которому наука — решающий фактор в жизни общества. Тезис — исходное положение, нуждающееся в подтверждении. Телеология — учение о целесообразности всего сущего. Тело — материальная вещь. Теодицея — оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле; при этом любое зло либо отрицается, либо рассматривается как испытание человеку. Теология — учение о Боге, слово Бога о самом себе, выраженное в теоретической форме. Теория — высшая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта. Теоцентризм — центристская картина мира, полагающая Бога целью всего существующего. Техника — совокупность средств и способов человеческой деятельности, направленных на преобразование материального мира в соответствии с человеческими потребностями и желаниями. Технократия —направление общественной мысли, приписывающее технике определяющую роль в социальной жизни. Типологизация — научный метод, в основе которого лежит разъединение объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Тождество (в диалектике) — отношение вещи к себе самой и другим вещам, которое характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого отношения. Традиция — передача духовных ценностей от поколения к поколению. Трансцендентальное — изначально присущее разуму и определяющее чувственный опыт. Трансцендентное — то, что выходит за пределы всякого возможного опыта. Трансценденция — выход за пределы субъективности. Универсалия — общее понятие. Утилитаризм — философско-этическая позиция, которая рассматривает все с точки зрения пользы, материальной выгоды человека. Утопия — неосуществимый в определенных условиях проект улучшения общества. Унификация — приведение к единообразию. Факт — действительное явление. Фальсификация — метод опровержения научного утверждения путем его эмпирической проверки. Феномен — явление вещи нашему сознанию. Феноменология — наука о явлениях. Философия — учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Форма — внутреннее строение, структура, определенность предмета в отличие от бесформенного материала, материи. Футурология — наука о будущем. Хаос — беспорядочное, неопределенное, бесформенное состояние вещей. Ценностные ориентации — направленность личности на объекты, которые являются значимыми для нее с точки зрения интересов и потребностей. Ценность — предпочтение личности. Цивилизация — технико-технологическая сторона культуры; то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой. Человек — биосоциальное существо. Эволюция — постепенное развитие. Эйдос (в античной философии) — форма вещи. Экзистенциализм — направление неклассической философии, полагающее чувственное существование человека первичной реальностью. Экзистенция — существование человека. Эклектика — соединение разнородных элементов. Эксперимент — эмпирический метод познания: активное, целенаправленное и контролируемое воздействие на объект. Экстаз — выход за пределы естественной чувственности. Элемент — простая, неразложимая далее часть сложного. Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания. Эпистемология — раздел философии, изучающий природу знания. Явление — то, что чувственно воспринимается; выступает как выражение, свидетельство чего-либо другого. Язык — система знаков, социальное средство хранения и передачи знания. Я — самосознание, которое видит себя суверенным, независимым, обособленным от всего другого мира бытием.
[1] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями. [LB1] Очень необъятная философия Древнего мира. То что предшествовало философии – это предфилософия. Люди философствовали уже тогда, когда начали говорить. Сегодняшние фразы используют как крылатые выражения. Мифологическое мышление (время – человек по имени Хронос) было во главе всего. Многие олицетворяли настоящее с мифами. Мифология Древней Греции наиболее развита, более осмыслена и была почти готовой философией. Одиссея – собрание мифов с философским подтекстом. Отдельные мудрецы (7 – 6 в. до н. э.) – Фалес – первый философ в истории. Греция. Фалес. Милетская школа. Был разносторонним ученым. Легенды (маслобойни, оливки). Известно, что он предсказал затмение. «Все – есть вода!» – утверждал Фалес. Современная наука установила, что во вселенной до 90% вещества водород. Где-то Фалес прав. Основной мыслью он выдвинул идею без мифологии. Начало всего существующего – аперон (по гречески «архе»). Из воздуха все происходит – сгущаясь воздух превращается в землю, воду. [Л.Б.2] Такая философия несколько напоминает буддизм, в котором главная идея — нирвана (угасание, успокоение, исчезновение).
|