Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Философские понятия и категории






     

    Абсолютное — предельно полное, совершенное; явление или предмет, не нуждающиеся в каких-либо основаниях или причинах своего существования.

    Абстрагирование — мысленное отвлечение от не существенных для целей исследования свойств объекта, выделение в нем отдельных, особенно интересующих исследователя черт.

    Абсурд — смысловая несовместимость понятий или вещей.

    Агностицизм — учение, согласно которому мир в своей сущности непознаваем.

    Аксиология — учение о ценностях.

    Аксиома — исходное общепризнанное положение, принимаемое без доказательства и лежащее в основании знания.

    Анализ — метод научного исследования разложения целого на составные части, сложного — на простые элементы.

    Аналитическое суждение (в теории познания) — суждение, не дающее нового знания; связь между субъектом и предикатом получена простым анализом субъекта.

    Антагонизм — непримиримое противоречие.

    Антиномии (в философии И.Канта) — противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями.

    Антисциентизм — воззрение, согласно которому наука и техника враждебны человеку и культуре.

    Антропология — раздел философии, занимающийся проблемами человека, его существования, его места в мире, смысла жизни.

    Антропоморфизм — наделение живой и неживой природы свойствами человека.

    Антропоцентризм — центристская картина мира объяснения общества свойствами и потребностями человека.

    Апория — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленным образом.

    Апостериори (лат. a posteriori) — знание, полученное на основе опыта.

    Априори (лат. a priori) — знание, предшествующее опыту и независимое от него.

    Артефакт — искусственно сделанный предмет или явление, не существующее в природе в самородном виде.

    Атомизм — учение о том, что вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов).

     

    Атрибут — неотъемлемое свойство вещи.

    Базис (в формационной модели общества) — производственные отношения, как определяющий фактор общественного развития.

    Бессознательное — образ действительности и отношение к ней субъекта как нерасчленимое целое.

    Биологизм — философское направление, стремящееся объяснить явления социальной действительности посредством законов биологии; разновидность редукционизма.

    Бытие — существование в общем виде.

    Верификация — метод эмпирической проверки.

    Вероятное — то, что в большей или меньшей степени претендует на истинность, хотя не имеет на это достаточных оснований.

    Вероятность — мера возможного при определенных условиях.

    Вещь в себе — вещь, существующая сама по себе, независимо от воспринимающего и познающего субъекта.

    Возможность — потенциальное бытие, тенденция возникновения которого имеется в действительности.

    Волюнтаризм — философское учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, основы всего сущего; разновидность иррационализма.

    Воля (в иррационализме) — универсально-космическое бессознательное начало.

    Воображение — создание новых чувственных образов на основе образов, полученных ранее от действительности.

    Восприятие — чувственный образ объекта в целом.

    Время — категория, отображающая длительность бытия и последовательность событий и изменений.

    Всеединство (в философии В. Соловьева) — синтез истины, добра и красоты; общая природа всех вещей.

    Генезис — происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету.

    Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека.

    Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности природы.

    Гипотеза — обоснованное научное предположение, призванное объяснить данные опыта и требующее дальнейшей проверки.

    Глобализация — процесс стирания границ между культурами.

    Глобальная проблема — современная проблема всемирного бытия, от решения которой зависит его существование.

    Гносеология — теория познания.

    Гуманизм — воззрение, признающее приоритет интересов и прав личности.

    Движение — всякое изменение.

    Дедукция — движение мысли от общего к частному.

    Деизм — учение, согласно которому Бог есть только первопричина мира и законов его движения; мир же после его сотворения развивается согласно этим законам без вмешательства божьей воли.

    Действительность — наличное бытие, существующее здесь и сейчас.

    Детерминизм — учение о причинной обусловленности всех вещей.

    Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей.

    Диалектический материализм – философия марксизма, основанная на принципах первичности материи и всеобщности развития.

    Догма — положение учения, признаваемое неизменной истиной, не подлежащей сомнению и критике.

    Душа — внутренний мир человека, его самосознание и сущность, индивидуальное воплощение духа.

    Дуализм — учение о равенстве двух субстанций: материи и сознания.

    Дух — невещественное начало мира; то, что лежит в основании творческой деятельности, объективируется в ее продуктах и может быть через них понято.

    Естественный человек — представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны.

    Закон — необходимая, сущностная, устойчивая, повторяющаяся связь.

    Здравый смысл — решение алгоритмических задач на основе знания, опыта и интуиции.

    Знак — материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения и передачи информации.

    Знание — обоснованный, проверенный и принятый субъектом результат познания.

    Жизнетворчество — преобразование жизни как процесс личностной реализации.

    Идеализация — общенаучный метод познания, заключающийся в доведении до предела изучаемых свойств и признаков объекта или группы объектов.

    Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего.

    Идеальное — нематериальное, невещественное, а потому недоступное чувственному познанию.

    Идентификация — механизм социализации: объединение индивидом себя с другим индивидом или группой людей на основе эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения.

    Идеология — мировоззрение, идеалы социальной группы, выраженные в теоретической форме.

    Идея — образ вещи.

    Имманентное — внутренне присущее предмету.

    Индетерминация — учение, отрицающее причинную обусловленность вещей.

    Индивид — конкретный представитель рода человеческого.

    Индивидуальность — проявленность личности; своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного.

    Индукция — выведение общего из частного, движение мысли от конкретного, единичного ко всеобщему и закономерному.

    Инстинкт — видовая форма поведения.

    Интеллект — способность мыслить, совокупность умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают или анализируют уже имеющееся знание.

    Интерес — осознанная потребность, побуждающая к действию.

    Интерпретация — работа мышления, которая состоит в расшифровке неявного смысла, стоящего за очевидным смыслом; наделение непонятного понятным.

    Интуитивизм — учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания; разновидность иррационализма.

    Интуиция — способность сознания к непосредственному созерцанию.

    Информация — совокупность передаваемых сведений и сообщений, не включенная сама по себе в систему знаний субъекта.

    Иррационализм — учение, согласно которому основа действительности недоступное разуму и чуждое закономерности начало.

    Иррациональное — недоступное разуму, явно не поддающееся законам логики.

    Истина — высшая цель познавательной деятельности, состоящая в соответствии знания о действительности самой действительности.

    Истина — правда (в русской философии) — путь к жизни в нравственном аспекте.

    Историзм — принцип, согласно которому все предметы или явления должны рассматриваться как результат развития, с учетом предшествовавших состояний и связей.

    Историософия — философия истории.

    Исторический материализм — учение о наиболее общих законах функционирования и развития общества.

    Картина мира — система знаний и представлений субъекта о мире, обусловленная социокультурной принадлежностью субъекта.

    Категорический императив (в этике Канта) — внутренний нравственный закон, требующий безусловно, чтобы правило личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

    Категория — элемент мышления и отражение наиболее существенных связей и отношения действительности.

    Качество — целостная определенность предмета, которая отличает его от любого другого предмета.

    Количество — объективная степень различия предметов по однородным свойствам.

    Коммуникация — передача идеальных смыслов посредством материальных носителей.

    Конвенциализм — философское учение, согласно которому все существующие ценности, значения, истины — результат договора между людьми.

    Конечность — ограниченность существования во времени и пространстве.

    Конформизм — механизм социализации: приспособление поведения к требованиям группы в условиях конфликта между личным мнением и мнением группы.

    Концепция — целостный замысел, определенный способ понимания, система взглядов на явление.

    Космизм — учение о соразвитии мира природы и мира цивилизации.

    Космоцентризм — центристская картина мира, полагающая космос всеобщим порядком вещей.

    Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего.

    Кризис — перелом, переходное состояние.

    Критерий — мерило; в теории познания — мерило истинности или ложности.

    Критика — оценка, направленная на выявление истинности или ложности критикуемого.

    Критицизм — метод установления возможности, происхождения, закономерности познания.

    Культура — способ бытия человека.

    Личность — мера социального в человеке.

    Логика — наука о законах непротиворечивого мышления.

    Логос (в античной философии) — всеобщий закон.

    Локализация — процесс суверенизации и самоидентификации народов и культур.

    Массовая культура — способ жизни, ориентированный на потребление.

    Массовое общество — стандартизированная жизнедеятельность.

    Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального.

    Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.

    Мера — объективный интервал количественных характеристик, сохраняющий качество.

    Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности.

    Метод — система взаимосвязанных правил, ориентирующих субъекта в познавательной деятельности.

    Методология — учение о методах наук, их основаниях и принципах применения.

    Механицизм — миропонимание и соответствующий ему метод познания, согласно которому мир объясняется через законы механического движения; разновидность редукционизма.

    Мировоззрение — совокупность оценок, взглядов, принципов, определяющих самое общее видение мира, места человека в нем.

    Мистика — теория и практика постижения Бога в экстатическом состоянии.

    Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.

    Моделирование — метод исследования объекта, в основе которого лежит идея подобия.

    Модус — качество предмета, которое может меняться в определенных пределах, не меняя самого предмета или явления.

    Монизм — учение, согласно которому в основе сущего лежит одно начало.

    Монотеизм — единобожие.

    Мышление — активный процесс отражения объективного и субъективного мира.

    Наблюдение — организованное и целенаправленное восприятие объекта, фиксирующее его свойства; метод познания.

    Надстройка (в формационной модели общества) — отношения, организации и идеи, находящиеся за пределами производственной сферы.

    Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения все сущего; разновидность редукционизма.

    Натурфилософия — объяснение природы из самой природы.

    Наука — осознанное и активное отношение человека к внешнему природному и социальному миру с целью его познания и практического освоения.

    Небытие — то, что не существует и не может существовать; оно немыслимо и непредставимо.

    Невозможность — то, что не может стать действительностью ни при каких условиях.

    Необратимое — то, что не может быть повёрнуто вспять; процессы в одну сторону.

    Необходимость — следствие регулярных, постоянных причин, выражающих устойчивое в структуре действительности, всегда происходящие только так, а не иначе.

    Непрерывность — устойчивость и неделимость в пространстве и времени предмета.

    Нигилизм — позиция отрицания ради отрицания.

    Ничто — отсутствие или небытие чего-либо.

    Номинализм — направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь обозначениями (именами) вещей.

    Ноосфера — стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность становится определяющим фактором.

    Ноумен (в философии Канта) — умопостигаемая сущность.

    Обобщение — мысленный переход от отдельных фактов, событий к общему ходу вещей, от одной мысли к более общей.

    Общественно-экономическая формация — стадия исторического развития, в основе которой лежит способ производства материальных благ.

    Общественный договор (в натуралистическом учении) — средство возникновения гражданского состояния общества: существование единого права как воли всех.

    Общество — совокупность социальных групп и отношения между ними по поводу коренных жизненных интересов

    Объект — предмет деятельности субъекта.

    Объективация — опредмечивание, превращение в объект; материализация, воплощение идеи в предмете.

    Объективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой анализ действительности строится на признании реальности объективного мира.

    Объективное — присущее объекту, не зависящее от субъекта, его воли, желаний и интересов.

    Объективный идеализм — форма идеализма: признание абсолютно самостоятельного существования сознания.

    Объяснение — задача научного познания, состоящая в раскрытии сущности и закономерностей объекта.

    Онтология — учение о бытии.

    Опыт — совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает.

    Организм — 1) форма организации системы, при которой, в отличие от механизма, каждый элемент существует не только для целого, но и для других элементов; 2) живое существо.

    Основание — объект, суждение или идея, из действительности которых возникает действительность других объектов, суждений или идей.

    Откровение — самообнаружение истины; в средние века — учение о самораскрытии Бога человеку в текстах Библии.

    Относительное (релятивное) — зависящее от тех или иных условий, изменчивое, непостоянное; противоположность абсолютного.

    Отрицание (в диалектике) — момент связи качественно различных состояний, дополняемых преемственностью.

    Отчуждение — превращение человеческой деятельности и ее результатов в силу, не зависящую от человека, часто господствующую над ним и подчас враждебную ему.

    Ощущение — чувственный образ отдельных свойств объекта.

    Пантеизм — учение о том, что природа и Бог тождественны: нет Бога вне природы, а природы вне Бога.

    Патристика — философия «отцов церкви» 2-8 вв., имеющая целью защиту и теоретическое обоснование христианства.

    Первоначало — то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи и во что они возвращаются после уничтожения.

    Персонализм — направление философии, предметом которого является личность как духовный первоэлемент бытия.

    Персонификация — олицетворение, представление абстрактного понятия в человеческом образе.

    Плюрализм — философское учение, согласно которому все сущее состоит из многих, несводимых друг к другу сущностей.

    Позитивизм — направление в философии, предметом которого является непосредственный опыт.

    Познание — творческая деятельность целью нахождения истины, формирования знания.

    Понимание — состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений, включение этих представлений в смысловой контекст субъекта; интерпретация познанного.

    Понятие — мысль, отображающая в обобщенной форме предмет и явление действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков; слово, в котором заключена данная мысль.

    Потребность — нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы.

    Прагматизм — учение, согласно которому успешное достижение цели – абсолютная ценность.

    Предмет научного исследования — сторона объекта научного исследования, которая изучается именно данной наукой, составляет ее специфику по сравнению с другими науками.

    Представление — чувственный образ объекта, с которым сознание в данный момент не взаимодействует.

    Прогресс — поступательное движение, развитие по восходящей линии.

    Пространство — категория, отображающая сосуществование и взаимодействие предметов и явлений материального мира.

    Противоположность — существенное различие, при котором свойства объекта в одно и то же время предполагают и исключают друг друга.

    Противоречие — существование и взаимодействие противоположностей в одно и то же время, в одном и том же отношении.

    Психологизм — направление в философии, считающее психологию основой философии и сводящее все проявления духовной жизни к психическим процессам; разновидность редукционизма.

    Развитие — закономерное изменение.

    Различие — отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.

    Разум — способность создавать из абстракций логическую конкретность, отражающую реальную конкретность, и оперировать понятиями.

    Рассудок — способность образовывать понятия, суждения.

    Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности.

    Реализм — 1) в средневековой философии — направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее; 2) точка зрения, утверждающая реальность мира вне сознания.

    Реальность — бытие действительности и возможности.

    Революция — скачкообразное развитие.

    Регресс — направленность развития от высших форм к низшим.

    Редукционизм — научная или философская позиция, заключающаяся в стремлении объяснить сложное через простое, в неоправданном сведении высших форм бытия к низшим.

    Редукция — методологический прием: упрощение сложного, переход от сложного к простому, от высших форм — к низшим.

    Релятивизм — философско-мировоззренческая позиция, признающая относительными все знания и ценности.

    Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление собственных форм, собственного содержания; основной метод философии.

    Самодетерминация — система внутренних факторов стимулирующих личность.

    Самосознание — выделение себя как познающего, чувствующего и действующего существа.

    Свобода (в марксизме) — осознанная необходимость и действие в соответствии с ней.

    Сенсуализм — учение в теории познания, согласно которому ощущения — источник знания.

    Символ — знак, образ, подлинный смысл которого отличается от смысла очевидного, явного.

    Синергетика — учение о самоорганизации сложных систем.

    Синтез — метод научного исследования: соединение явлений, вещей, идей в единое целое.

    Синтетическое суждение (в теории познания) — суждение, в котором новое знание возникает путем соединения субъекта и предиката.

    Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующих определенную целостность, единство.

    Системный подход — общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей.

    Скачок — прерыв непрерывности, возникновение нового качества.

    Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины.

    Случайность — следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется так или иначе.

    Смысл — содержание, которое приобретает предмет в процессе наделения его ценностью; отличается от значения, которое объективно.

    Созерцание — пассивное восприятие действительности.

    Сознание — способность идеального воспроизведения и творения действительности.

    Солипсизм — форма субъективного идеализма: реален лишь один индивид, а весь мир – содержание его сознания.

    Сомнение — состояние неуверенности, неопределенности в том, что именно считать правильным, истинным.

    Софистика — метод формальной правильности.

    Социализация — двусторонний процесс: усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизводства усвоенного.

    Социальная философия — раздел философии исследующий закономерности общественного бытия.

    Спекулятивный метод — умозрительное получение знания о вещах, прежде всего о вещах, лежащих за пределами опыта.

    Становление — переход от одной определенности бытия к другой; философская категория, отражающая непрерывное изменение окружающей действительности.

    Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу.

    Структура — взаимосвязь устойчивых элементов объекта.

    Субстанция — основа, существующая сама по себе и не требующая для своего обоснования ничего вне себя.

    Субъект — теоретико-познавательное Я, противостоящее внешнему миру, объекту.

    Субъективация — превращение материального в идеальное.

    Субъективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой действительность должна рассматриваться исходя из реальности субъекта.

    Субъективное — зависящее от субъекта, характеризующее субъект, имеющее значение только для субъекта.

    Субъективный идеализм — разновидность идеализма, согласно которой идеальное, будучи основой всего сущего, существует в сознании.

    Судьба — предопределенность событий и поступков, независимость общего хода вещей от конкретных событий; непредсказуемое стечение бесчисленного числа причинно-следственных рядов в точке «здесь и сейчас», характеризующей отдельное событие.

    Суждение — форма знания: мыслимая связь между субъектом и предикатом.

    Сущее — бытие или абсолют.

    Существование — бытие, наличие; действительная реализация сущности.

    Сущность — вещь сама по себе.

    Схоластика — философия рационального обоснования и систематизации христианского вероучения.

    Сциентизм — воззрение, согласно которому наука — решающий фактор в жизни общества.

    Тезис — исходное положение, нуждающееся в подтверждении.

    Телеология — учение о целесообразности всего сущего.

    Тело — материальная вещь.

    Теодицея — оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле; при этом любое зло либо отрицается, либо рассматривается как испытание человеку.

    Теология — учение о Боге, слово Бога о самом себе, выраженное в теоретической форме.

    Теория — высшая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта.

    Теоцентризм — центристская картина мира, полагающая Бога целью всего существующего.

    Техника — совокупность средств и способов человеческой деятельности, направленных на преобразование материального мира в соответствии с человеческими потребностями и желаниями.

    Технократия —направление общественной мысли, приписывающее технике определяющую роль в социальной жизни.

    Типологизация — научный метод, в основе которого лежит разъединение объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

    Тождество (в диалектике) — отношение вещи к себе самой и другим вещам, которое характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого отношения.

    Традиция — передача духовных ценностей от поколения к поколению.

    Трансцендентальное — изначально присущее разуму и определяющее чувственный опыт.

    Трансцендентное — то, что выходит за пределы всякого возможного опыта.

    Трансценденция — выход за пределы субъективности.

    Универсалия — общее понятие.

    Утилитаризм — философско-этическая позиция, которая рассматривает все с точки зрения пользы, материальной выгоды человека.

    Утопия — неосуществимый в определенных условиях проект улучшения общества.

    Унификация — приведение к единообразию.

    Факт — действительное явление.

    Фальсификация — метод опровержения научного утверждения путем его эмпирической проверки.

    Феномен — явление вещи нашему сознанию.

    Феноменология — наука о явлениях.

    Философия — учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.

    Форма — внутреннее строение, структура, определенность предмета в отличие от бесформенного материала, материи.

    Футурология — наука о будущем.

    Хаос — беспорядочное, неопределенное, бесформенное состояние вещей.

    Ценностные ориентации — направленность личности на объекты, которые являются значимыми для нее с точки зрения интересов и потребностей.

    Ценность — предпочтение личности.

    Цивилизация — технико-технологическая сторона культуры; то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой.

    Человек — биосоциальное существо.

    Эволюция — постепенное развитие.

    Эйдос (в античной философии) — форма вещи.

    Экзистенциализм — направление неклассической философии, полагающее чувственное существование человека первичной реальностью.

    Экзистенция — существование человека.

    Эклектика — соединение разнородных элементов.

    Эксперимент — эмпирический метод познания: активное, целенаправленное и контролируемое воздействие на объект.

    Экстаз — выход за пределы естественной чувственности.

    Элемент — простая, неразложимая далее часть сложного.

    Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.

    Эпистемология — раздел философии, изучающий природу знания.

    Явление — то, что чувственно воспринимается; выступает как выражение, свидетельство чего-либо другого.

    Язык — система знаков, социальное средство хранения и передачи знания.

    Я — самосознание, которое видит себя суверенным, независимым, обособленным от всего другого мира бытием.

     


    [1] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.

    [LB1] Очень необъятная философия Древнего мира. То что предшествовало философии – это предфилософия. Люди философствовали уже тогда, когда начали говорить. Сегодняшние фразы используют как крылатые выражения. Мифологическое мышление (время – человек по имени Хронос) было во главе всего. Многие олицетворяли настоящее с мифами. Мифология Древней Греции наиболее развита, более осмыслена и была почти готовой философией. Одиссея – собрание мифов с философским подтекстом. Отдельные мудрецы (7 – 6 в. до н. э.) – Фалес – первый философ в истории.

    Греция. Фалес. Милетская школа. Был разносторонним ученым. Легенды (маслобойни, оливки). Известно, что он предсказал затмение. «Все – есть вода!» – утверждал Фалес. Современная наука установила, что во вселенной до 90% вещества водород. Где-то Фалес прав. Основной мыслью он выдвинул идею без мифологии. Начало всего существующего – аперон (по гречески «архе»). Из воздуха все происходит – сгущаясь воздух превращается в землю, воду.

    [Л.Б.2] Такая философия несколько напоминает буддизм, в котором главная идея — нирвана (угасание, успокоение, исчезновение).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.