Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 20






 

1. Основные положения аксиологии. Философское понятие «ценности», «объективного» и «субъективного

 

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) - учение о природе ценностей как общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, моти­вацию человеческих поступков. Аксиология – методологическая парадигма ис­следования общества, человека, культуры, основу которой составляет проце­дура аксиологической редукции - реконструкции ценностей, составляющих сущностную основу общества, человека, культуры как объектов социально-гуманитарного познания. Аксиоло­гия имеет в своей основе определенную картину мира, в которой бытие расще­пляется на две составляющие части – реальность и ценность. Аксиология как философское учение выдвигает задачу выявления бытийного статуса ценностей и их отношения к фактам реальности.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры аксио­логии.

Исходное положение аксиологического подхода: конституирующей ос­новой общества, человека, культуры являются ценности - этические, эстети­ческие, логические, социальные идеалы и эталоны, составляющие субстанцио­нальный каркас бытия человека, общества, культуры.Что касается определе­ния и классификации ценностей, то таковое в аксиологии вариативно, тем не менее, можно выделить некоторый инвариантный набор ценностей, присутст­вующих в разных классификациях, среди них: истина, красота, любовь, спра­ведливость, свобода, добро.

В качестве предмета исследования аксиология полагает ценности, таким образом, в ее рамках формируется особый вид редукции – аксиологическая ре­дукция, сводящая все многообразие социокультурного мира к ценностям как общезначимых принципам, лежащим в основании деятельности человека, сози­дающего этот мир.

Наряду с понятием «ценности» важнейшим понятием аксиологии явля­ется понятие «блага». Блага понимаются как части действительности, в ко­торых воплощены ценности. Например, различные исторически сформировав­шиеся формы демократии можно рассматривать как реализацию ценности «справедливость». Культура и общество в аксиологическом ракурсе рассмотре­ния предстают как совокупности благ, в которых реализованы ценности. Цен­ности, в трактовке классической (неокантианской) аксиологии – универсальны, а блага, в которых реализуются ценности, всегда уникальны, поэтому культур­ный и социальный мир представляется как единство многообразия. Степень представленности той или иной ценности в социокультурной реальности, т.е. в том или ином социокультурном благе может быть различной. Исторический прогресс мыслится как процесс углубления реализации ценностей, все более полное их раскрытие в социальных, культурных благах. Таким образом, в каче­стве предмета исследования аксиология полагает блага, понимаемые как разно­образные фрагменты социокультурной реальности, в которых воплощены те или иные ценности.

Природа ценностей в рамках аксиологического подхода определяется по-разному. Неокантианство как философская традиция, в русле которой оформи­лась аксиологическая методология, в своем определении ценностей опирается на кантианский трансцендентализм. Последний, в свою очередь, базируется на категориях «трансцендентное», «имманентное», «трансцендентальное», кото­рые сформировались в средневековой схоластической философии и логике.

Трансцендентный (лат. тranscendens – перешагивающий, выходящий за пределы) - термин средневековой схоластической философии, характеризую­щий предмет религиозного и метафизического познания и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования ко­нечного, эмпирического мира.

Имманентный (лат immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность.

Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и дей­ствия. Первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пределами их наличного бытия.

Что касается трансценденталий, то они понимались как особый род уни­версалий (общих понятий), позволяющих выйти сознанию за пределы налич­ного бытия. Трансценденталии понимались как сверхкатегории, характери­зующие высшие и универсальные предметы метафизического познания. Сред­невековая философия относила к ним шесть категорий: сущее, субстанция, иное, единство, истина, благо. Причем все они относились к бытию и имели онтологический статус. Противники учения о трансценденталиях предупреж­дали, что они могут привести в никуда, в сферу бессмысленных умозрений. У Канта термин «трансцендентное» приобрел гносеологический оттенок, стал оз­начать в противоположность имманентному – то, что находится за границами возможного опыта. Кант пытался закрепить различие между понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный», понимая под последним также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры. (Бог, Душа, Бес­смертие). Трансцендентальное по Канту – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори. Априори (лат. a priory – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) - знание, получаемое из опыта.

Трансцендентальная философия по Канту – философия чистого разума, занимающаяся анализом всего априорного человеческого познания. Аксиоло­гия неокантианства базируется на идее, согласно которой ценности трансцен­дентны (априорны) по отношению к отдельному сознанию, а субъект познания есть трансцендентальный субъект, поскольку он предстает как носитель транс­цендентных ценностей. Таким образом, неокантианство исходит из принципа дуализма имманентного бытия и трансцендентных ценностей, понимаемого как дуализм должного – этических, эстетических, гносеологических, социаль­ных и т.д. идеалов и сущего – фактически наличествующих социальных, куль­турных явлений. Помимо этого ценности, в русле неокантианского философ­ствования получают статус абсолютных, а это означает, что они безусловны, несотворимы, вечны и всеобщи.

Однако аксиологическая парадигма не ограничена рамками неокантиан­ства, более того - ее концептуальный каркас не монолитен, он складывается из отдельных конструкций. Развитие аксиологической парадигмы связано с изме­нением понимания природы ценностей. В частности в рамках аксиологически ориентированной социологии (М, Вебер, П.Сорокин) ценности приобретают социально-исторический статус, т.е. рассматриваются как относительные – ре­лятивные, зависящие от тех или иных условий, следовательно, преходящие, временные. В рамках релятивистского понимания ценностей складываются следующие их трактовки: социоцентристская, полагающая источником ценно­стей общество, антропоцентристская, определяющая человека как творца цен­ностей и культуроцентристская, рассматривающая ценности как заданные культурой нормы. Принятие ценностного релятивизма влечет реинтерпретацию категории «должное». «Должное» определяется как рациональная конструкция, представляющая собой инвариантную основу тех или иных социокультурных явлений и процессов.

Аксиология как парадигма социально-гуманитарного и культурологиче­ского познания зиждется на идее специфичности объекта, предмета и метода социально-гуманитарного познания, а также автономии наук о культуре, обще­стве, человеке относительно наук о природе. В качестве главного критерия размежевания естественных и социально-гуманитарных наук сторонники ак­сиологической парадигмы выдвигают идею, согласно которой объекты при­роды - бытие ценностно нейтральное, тогда как объекты культуры есть созда­ние человека, действующего сообразно оцененным им целям, соответственно они всегда предстают как бытие ценностно нагруженное. В таком контексте ес­тественно-научный метод представляется существенно отличным от соци­ально-гуманитарного. Первый направлен на изучение ценностно-нейтрального эмпирического материала с целью его генерализации и номотетического (греч. nomo-teteo – издавать законы, устанавливать законы) упорядочения - выявле­ния существующих в природе закономерностей. Второй, ориентирован на от­бор ценностно нагруженных объектов и индивидуализирующую их фиксацию, при помощи идеографического (греч. idios – особенный, своеобразный, стран­ный, необычный, неслыханный и grapho – пишу) метода. В русле аксиологиче­ской теории формируется положение, согласно которому действительность, ко­торая рассматривается с точки зрения отношения ее к культурным ценностям, должна быть всегда рассмотрена также со стороны особенного и индивиду­ально, т.к. культурное значение какого-нибудь явления тем больше, чем ис­ключительнее соответствующая культурная ценность связана с его индивиду­альным обликом.

В основании аксиологической методологии лежит метод «отнесения к ценности», который складывает из таких исследовательских процедур, как процедура отбора ценностно-значимых объектов - благ и процедура выявления своеобразия преломления той или иной ценности в рамках выделенного блага.

Процедура отбора направлена на выделение из многообразия исследуе­мой исторической реальности имеющих наибольшее значение для развития культуры ценностно-содержащих объектов – культурных благ, в которых мак­симально полно для исследуемого исторического периода воплощены те или иные универсальные ценности. В результате такого рода отбора историческая действительность распадается на существенные и несущественные элементы, осуществляется аксиологическая редукция - сведение исследуемой социокуль­турной реальности к универсальным ценностям.

Процедура анализа направлена на выявление уникальных особенностей воплощения той или иной универсальной ценности в рамках исторически су­ществующего блага. В результате такого рода соотнесения универсального со­держания с уникальной социально-исторической формой его бытования осу­ществляется ценностная реконструкция культурных благ в их конкретно-исто­рическом своеобразии.

Основным требованием метода «отнесения к ценности» является требо­вание за уникальным увидеть универсальное и специфичное одновременно.

Метод «отнесения к ценности» модифицируется в результате изменения представлений о природе ценностей. Релятивизация ценностей – их определе­ние как относительных, исторически сложившихся норм существенным обра­зом изменяют методологические стратегии исследования и ход исследователь­ских процедур. Если ценности не трансцендентны, не абсолютны, не универ­сальны, но имманентны, относительны, конкретноисторичны, то каким обра­зом может функционировать метод «отнесения к ценности»? В качестве реля­тивистского варианта метода «отнесения к ценности» выделяется методология «идеального типизирования», таким образом, метод «отнесении к ценности» превращается в метод «отнесения к идеальному типу». Основным орудием ис­следования в методологии «идеального типизирования» является идеальный тип – модель исследуемого объекта, в схематической форме отображающая те его элементы, которые следует изучать.

Основные процедуры метода «идеального типизирования» сводятся к следующим:

- формирование идеального типа посредством мысленного конструиро­вания – схемы какого-либо фрагмента социокультурной реальности;

- создание системы идеальных типов, посредством выделения некоторого единого основания - признака по которому осуществляется сравнение и сис­тематизация принадлежащих к одному классу идеальных типов;

- соотнесение системы идеальных типов с эмпирической – исторической реальностью, с целью выявления ее общего и особенного содержания.

В видении представителей аксиологической парадигмы метод «отнесения к ценности» следует радикальным образом отделять от метода оценки. Оцени­вать значит давать положительные или отрицательные суждения. «Относить к ценности» значит реконструировать воплощенные в том или ином социокуль­турном объекте ценности.

 

2. Экзистенциализм, как направление современной философии об уникальности человеческой личности и проблеме внутреннего выбора, поиска смысла и места в жизни (философия К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю).

Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его " Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет " системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего " Я", так и внешнего — места в жизни.

4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое " Я".

Философом были выделены понятия:

неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, " жизнь со всеми", " жизнь как у всех", " плывя по течению", без осознания своего " Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

• подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек " плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек " несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст­венно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге " Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет " заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — " как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного " Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает себя через так называемые " шифры" трансцедентального:

эротику, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.