Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 2






 

1. Предмет философии и ее основные функции.

Филосо́ фия (любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось синонимом науки как таковой. Все научные дисциплины считались разделами философии. Однако, со временем науки одна за другой отделились от нее.

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира». В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

Основные функции философии (основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение):

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Структура философского знания

 

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтик е - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры


4. Место философии в системе культуры.

Философия - это самосознание культуры, или, говоря языком философии, она есть «рефлeксия» культуры.
Общественная жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку теория выступает как обобщение их реальной истории. К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. Характерная черта явлений культуры – их " причастность” человеку. Культура вообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются условиями человеческой свободы. Система культуры включает в себя три сферы (составные части)наука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мораль). Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер философского знания (системность знания, категории, принципы и законы, абстрактность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (морали) обусловливает акцент на предельном характере философских положений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает интерес к проблеме личности, свободы выбора и ответственности, придает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее моральным наставлением, учителем жизни. Связь философии с искусством обеспечивает элементы образности в философском мышлении, делает философию родом литературы, обусловливает дискурсивный характер философской логики. Философия занимает центральное место в этой системе. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая из такого положения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее категории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого " общения” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом, происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей.

 

2. Объяснитесущность категорий философии «явление» и «сущность» Приведите примеры

Понятие сущности. В современной философской литературе сущ­ность определяется как внутреннее содержание предмета, представ­ляющее собой устойчивое единство всех многообразных и противо­речивых форм его бытия. Под сущностью понимается совокупность глубинных связей, отношений, свойств и внутренних законов, обуслов­ливающих основные черты и тенденции развития любой системы.

Этимологически слово «сущность» происходит от «сущее», «существу­ющее». И это не случайно. Существование нуждается в основе, имеет некоторое начало, источник, происходит из чего-то, что определяет главное в том, что существует. Потому-то существование обусловлено чтим главным, существенным, определяет его динамику и направлен­ность изменений.

Явление в русском языке употребляется в двух смыс­лах. Во-первых, под явлением понимается событие, совокупность процессов в природе и обществе. Оно означает «явленность» этих про­цессов нашему сознанию, восприятию прежде всего. Молния, радуга, г роза, снегопады, наводнения, землетрясения, извержения вулканов — все это и многое другое суть явления природы. Человек пытался понять, объяснить явления природы и обнаруживал определенное расхожде­ние между тем, как он их воспринимал, и тем, каковы они «на самом доле». Явления природы характеризуют внешнее, изменчивое, то, что «на поверхности», что воспринимается человеком в первую очередь и о том, что в конечном счете обманывает его, уводит от сущности в мир Нижущегося, в мир «мнений», но не истин. Так возникает собственно философский смысл категории явления как противоположности сущ­ности.

Сущность и существование. Платон определял сущность как идею, НР сводимую к телесно-чувственному бытию вещей. Подобно всякой шаг, сущность нематериальна, неизменна и вечна. Аристотель пони- мил под сущностью вечный принцип бытия вещей. Он был убежден, чью сущность вещи определяется формой, но не косной материей. На­помню, что в античной традиции понятия «форма» и «идея» имеют одинаковый смысл. Однако в отличие от Платона Аристотель не обособляет форму (идею) и материю, а утверждает их неразрывную связь. К нюху Средневековья осознается различие между сущностью и суще­ствованием. Сущность содержит в себе некую цель, предназначение,

воспитание сущности выражается в дефиниции (определении), которая соответствует ее родовому основанию. Отмеченное в средневековой философии различие между сущностью и существованием имело дале­ко и пущие последствия. Это различие понимается как несоответствие сущности и явления, которое может быть случайным, единичным и уводить от понимания основополагающего принципа, т. е. замысла Творца, создавшего вещь с ее существенными свойствами. Таковы ис­ходные предпосылки эссенциализма, т. е. представления о сущности как некоей окончательной реальности, познание которой означает об­ретение абсолютно истинного знания.

Видимость. Различие между внутренним содержанием вещи и ее чувственно-эмпирическим обликом в нашем сознании получило подтверждение в Новое время в открытиях волновой природы зву­ка и корпускулярной природы света. Что это значит? Предположим, у нас возникло ощущение приятного запаха розы. Откуда возникло это ощущение? У розы есть запах или у нас есть ощущение запаха? Ока­зывается, у розы имеются эфирные масла, которые легко испаряются, воздействуют на наш орган обоняния, в результате чего и возникает ощущение приятного запаха. Спрашивается, имеется ли сходство на­шего ощущения запаха розы с эфирным маслом? В определенном отно­шении такое сходство отсутствует, а в другом отношении оно, несо­мненно, есть. Ведь ощущение запаха — порождение не чего-либо, но эфирного масла. Ощущение приятного запаха порождено определен­ным химическим составом такого масла. Приятно оно только челове­ку, и притом сформированному в условиях определенной культуры. Аналогично и зрительное ощущение цвета розы. Ведь в природе нет цвета, а есть световые волны различной длины.

Разница между нашим восприятием и реальными свойствами ве­щей позволила Локку выдвинуть идею первичных и вторичных ка­честв. Он полагал, что есть свойства, не отделимые от предмета, они даются нашему восприятию в том виде, как они существуют в природе. Это первичные качества (фигура, протяженность, непроницаемость, сцепление и взаиморасположение частиц, движение, покой, длитель­ность и т. п.). Вторичными Локк называл цвет, запах, звук, вкус и др. Это качества, которые так же, как и первичные, вызываются силами, коренящимися во внешних объектах, но сходство наших ощущений с этими силами проблематично.

Гносеологическое значение идей Локка состояло прежде всего в том, что они подрывали представления о тождестве вещей и наших ощущений, указывали на различие сущности и явления, ориентируя познание на раскрытие глубинных, не известных науке, значимых для человека важных (существенных) свойств вещей и отношений. Кант развил и дополнил концепцию Локка. Он определял явление как форму опытного постижения бытия вещей. Признавая объектив­ность вещи «самой по себе», он считал, что различие между сущностью вещи и нашими представлениями о ней непреодолимо. Он аргумен­тировал этот тезис, во-первых, тем, что сущность вещи неисчерпаема в ее объективном существовании. В работе «Материализм и эмпирио­критицизм» В. И. Ленин также высказывал мысль о неисчерпаемости материи: «Электрон также неисчерпаем, как и атом». Вторая причина несоответствия сущности и нашего представления о ней (явления) со­ стоит в том, что наше познание возможно благодаря априорным поня­тиям, т. е. взятым из предшествующего опыта человечества. Поэтому, полагал Кант, наше знание о вещах в определенном смысле (именно по причине использования априорных форм познавательной деятель­ности, мышления человека) никогда не будет окончательным и исчер­пывающим.

Явление и сущность диалектически взаимосвязаны как две противо­положности. Их противоречие особенно наглядно обнаруживает себя, когда явление искажает сущность и предметы предстают перед нами в одеянии вводящих в заблуждение призраков. Мираж в пустыне - яр­кое, но единственное тому подтверждение. Безмятежная гладь озера скрывает от нас омут, способный погубить даже опытного пловца. Та­кого рода противоречия носят название видимости или «кажимости». Видимость обусловлена объективными особенностями реальных отно­шений и свойств бытия. Она может объясняться также особенностями нашего восприятия. Исследования ошибок восприятия в современной психологии и установление их причин показывает значимость субъек­тивного фактора в познавательном процессе. Поэтому так необходимо различение кажущегося и реального. Но и во всех других случаях явле­ние выглядит иначе, чем сущность, т. е. глубинный процесс, вызвав­ший данное явление. Так, болезнь заявляет о себе в форме симптомов. Но даже опытный врач не всегда увидит за некоторыми симптомами именно ту болезнь, проявлением которой они являются.

Диалектика сущности и явления. Приведенные примеры видимости отнюдь не свидетельствуют о том, что явление и сущность не связа­ны друг с другом. «Кажимость» (видимость) не только не уводит нас от познания сущности, но и позволяет увидеть за ее обманчивым об­личьем глубинные сущностные стороны, свойства вещи. В марксист­ской философии категории сущности и явления рассматриваются как универсальные характеристики материального мира, а процесс позна­ния — как ступени восхождения от явления к сущности, от сущности первого — к сущности второго, третьего и так далее порядка. Маркс и Энгельс были далеки от того, чтобы полагать, подобно Гегелю, что процесс познания сущности когда-либо в будущем достигнет своего за­вершения. Обоснование своего диалектико-материалистического ми­ровоззрения они связывали с достижениями науки, каждое новое, со­ставляющее эпоху, открытие которой придает философии новый вид.

Явление — способ обнаружения сущности. Оно возникает, как пра­вило, при взаимодействии предметов, когда сущность прорывается, обнаруживает себя. Каков предмет, таков и характер названных связей и взаимодействий. Так, хищник остается хищником, сколько бы ни пытались сделать из него вегетарианца. Однако его поведение меня­ется в зависимости от того, в какой среде и с какой потенциальной жертвой своего аппетита он сталкивается. Вот почему явление так или иначе проявляет, высвечивает суцщость предмета, т. е. внутреннее и важное его свойство.

Важнейшая задача познания - получение знания, отвечающего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность исследуемого предмета. Познание сущности предполагает раскрытие глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты и тенденции развития. И поскольку сущность природы неисчер­паема, бесконечным является и процесс ее познания. Понятие сущ­ности имеет значение регулятивного принципа, направляющего чело­веческое Познание к достижению полного, исчерпывающего знания. Понятие явления имеет методологическое значение, указывая на тот способ, каким можно осуществлять познание сущности. Не случайно научный Эксперимент, в котором исследуемый объект ставится в не­обычные для него условия, позволяет зафиксировать принципиально новые явления, и тем самым открывать неизвестные ранее законы его формирования и функционирования.

 

_____________________________________________________________________

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.