Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности евразийского мировоззрения и менталитета






Евразийское мировоззрение.

В.О. Ключевский считает, что личности существуют не сами по себе, но в обществе, которое развивается в конкретных исторических условиях, в рамках которых формируются основные свойства и потребности: физиологические (пол, возраст, кровное родство); экономические (труд, капитал, кредит); юридические и политические (власть, закон, право, обязанности); духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство). Кроме того, Ключевский выделяет в качестве третьей силы – природу страны, многообразные географические изменения которой влияют на бытовые условия и духовные особенности – «то, что мы называем народным менталитетом» и духовным складом людей. Один из существенных недостатков классического евразийства, с точки зрения исследователя проблемы ментальности, заключался в том, что они связывали природно-климатические с политикой (отсюда их выход к геополитике) и культурой. Поведенческая сфера, столь важная для понимания специфики и генезиса менталитета, как правило, выпадала, из их поля зрения.
Евразийский менталитет.
Понятия ментальность и менталитет в философской, этнографической, психологической и другой литературе используются в различных сочетаниях и смыслах. Но если этнографа может удовлетворить существование эмпирических фактов, стереотипов мировосприятия конкретных этносов, а психолога - различного уровня установки, то для философского исследования необходимо рассмотреть природу, генезис этого феномена отраженного в движении понятий и категорий. Казахстанский народ или казахстанцы имеют свой казахстанский менталитет, который можно определить как совокупность наиболее устойчивых архетипов, представлений и стереотипов, исторически сложившихся у казахстанских этносов. Отличительными факторами казахстанского менталитета являются как исторически присущие комплексы, так и современные черты как реакция на потрясения и катаклизмы последних десятилетий. Позитивное проявление исторических комплексов: во-первых, архетипная многовековая комплиментарность и дружба народов; во-вторых, межэтническая и межрелигиозная толерантность; в-третьих, осознание роли государства как гаранта общественной и личной безопасности

7. Мировоззрение номадов
2.1. Мировоззрение номадов исторических. 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва. Эта битва положила начало не только освобождению от монгольского ига, но и зарождению и последующему развитию философии народов Евразии. Традиционно преобладает точка зрения, что восточная философия имеет три основные ветви: китайскую, индийскую и арабоязычную. Причем в западноевропейской философии утверждалось, что восточная философия имеет преимущественно нравственно-созерцательный характер, в ней преобладает пессимизм и инертность, а поэтому более низкий уровень абстрактного философствования. В связи с этим народы делились на авангардные или согласно терминологии Л.Гумилева, пассионарные и оставшиеся на обочине культурной цивилизации. Так, например, даже в отношении признанных восточных культур Египта и Вавилона принято считать, что здесь не получили развития ни наука, ни философия. Потому, что в Египте религиозная философия в основном была направлена на объяснение жизни после смерти, а в Месопотамии она больше интересовалась достижением благоденствия в этом мире, и поэтому на первом месте стояли астрология, колдовство и предсказания.

Во-первых, такая трактовка генезиса философии Востока отказывает в философском мышлении не менее древним народам, заселявшим огромные пространства Евразии от Китая до Сибири и от Байкала до Дуная. Во-вторых, противоречить фактам взаимодействия и взаимовлияния народов в процессе их Великого переселения и, особенно, в период «осевого времени». Один из сторонников этой концепции К. Ясперс отмечает, что западный мир еще со времен древних греков конституировался в рамках полярности Запада и Востока. Со времен Геродота противоречие межу Западным и Восточным миром осознается как исконная и вечная противоположность, являющая себя во всех новых образах. Причем, речь идет не о простой противоположности между греками и варварами, когда Диоген Лаэртский заявляет, что все цивилизованные народы произошли от греков. Эта противоположность нередко рассматривается как несовместимая полярность. Так, известный писатель Киплинг, создатель образа Маугли, выразил эту мысль в формуле: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток и никогда им не сойтись вместе». Однако, более пристальное, внимательное изучение взаимодействия народов Запада и Востока, их культуры, в том числе философии, позволяет утверждать, что Запад никогда не обходился и не сможет обойтись без Востока. Восток остается равнозначный, вызывающий восхищение силой, как политической, так и духовной мощью сосредоточием знания. «Своеобразие же восточной философии, состоит в том, что здесь не было жестких, зафиксированных, устойчивых типов философии, а потому неверно применять критерии, вытекающие из новоевропейского способа философствования".

В современной литературе все более популярным становится понятие «номады». Номады (или кочевники) (от греч. nomados – кочующий) условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой. Номадами называют даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы. Более того, современный французский футуролог Жак Аттали в книге «На пороге нового тысячелетия» рассматривает эволюцию планетарного общества в ближайшую четверть века, его экономическую, политическую, социальную и идеологическую организации как номадическую. По мнению Жака Аттали, демократия — это наилучшая политическая система, торговый строй — двигатель прогресса, всемогущество денег — самый справедливый порядок правления. Согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую элиту – номадов, которые должны быть оторваны от своих национальных корней и которые создадут новый социальный порядок - номадизм. Вместе с тем, общество будущего далеко от утопии. Нищета здесь по-прежнему будет сочетаться с богатством, только уже в глобальном масштабе. Но, пожалуй, самое зловещее в предсказаниях футуролога – это исчезновение институтов государства и разрушение семьи. Победители и проигравшие в наступающем мировом порядке – «богатые номады» и толпы народов, целые страны, загнанные в узы беспросветной и безвыходной бедности.



В настоящее время евразийская философия - одна из самых сложных по строению областей философского знания. Одно из первых обоснований необходимости синтеза философии мы можем найти у Аристотеля, который в «Метафизике» (IV в. до н.э.) объяснил это следующим образом: «…привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах и причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинности тех, о которых говорим теперь».

8 Тенгризм и шаманизм
Тенгрианское Культ Тенгри как культ Неба зародился в Центральной Азии не раньше конца II тыс. до н. э. и не позднее V—III в. до н. э. Его сближают с аналогичными представлениями древних китайцев (Небо-Тянь в конфуцианстве), хунну (чинли) и древних шумеров (Dingir)[6]. Культовая практика тенгрианства сближалась с традиционным шаманизмом, хотя и не сливалась с ним. Некоторые исследователи (А. Кодар) предполагают, что в тенгрианстве было два модуса: народный и имперский. Если связанные с культом Неба народные верования уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху тюркского каганата[7]В 90-х годах ХХ вв. у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников. На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов, киргизов (по некоторым сведениям, интерес к тенгрианству проявлял одно время президент Акаев), башкир, кумыков, склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов[13]. В настоящее время у представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но выражение коллективного духа тюркских народов[14][15]. В Калмыкии тенгрианство самым тесным образом переплетено с буддизмом, однако частные категории полностью согласуются с общетюркскими представлениями.Вопреки отсутствию подтверждений в исторических источниках, популярными являются типичные для неоязычества заявления о том, что тенгрианство зародилось много тысяч лет назад (Р. Н. Безертинов)[16], либо и вовсе является древнейшей религией в мире[17], что и вовсе противоречит всем известным историческим знаниям и научным представлениям.Культ Тенгри в тенгрианском неоязыческом фолк-хистори представляется следующим образом: богу Тенгри поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны. Священной стороной света считался север (для якутов восток). Праздник в честь Тенгри отмечался в середине июня (его отголоском являются сабантуй и ысыах), носил общенародный характер, сопровождался возжиганием огня на открытом воздухе и жертвоприношением. При выборе места для ритуала приоритет отдавался возвышенному месту, где росли березы. В процессе праздника у Тенгри испрашивали удачи и здоровья, молитвы именовались словом алгыс. Заканчивался праздник соревнованиями (стрельба из лука) и угощениями (ценился кумыс)[18]. В духе неоязычества делаются заявления об «экологической этике» тенгрианства (К. Боконбаев)[19].

Шамани́ зм (также шама́ нство) — ранняя форма религии[1], в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́ хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов. Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman [2].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.