Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная диагностика: цели, методы, этапы проведения.






Термин «диагностика» заимствован из медицины и с греч -- способность распозновать. «Диагностика» -- общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное исследование социальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический императив социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации.

Сущность социального диагноза -- в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания.

Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендацийдля принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника.

Принципы социальной диагностики: объективности, верификации соц. информации, системности, клиентоцентризма.

Социальный диагноз может осуществляться:

— на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

— на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

— на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

Этапы диагностики: Предварительное ознакомление с объектом. Проведение общей диагностики. Выявление основных проблем сферы. Проведение спец. диагностики. Выявление причин возникновения проблем по сферам. Выработка решений. Внедрение. Разработка форм и методов внедрения. Конечная оценка результатов.

Методы социальной диагностики: Зондажно-информационное – обследование конкретного социума (сбор сведений о состоянии численности, составе местного населения); Социально-исторические обследования, в т.ч. заселение и освоение данной территории; Информационно-целевой анализ различных документов; Социальное картографирование – показатели, характеризующие социально-пространственные распределения и динамику населения.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие: Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности; метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ и др.

Требования к методам: 1.Валидность (наиболее простой и наименее трудоемкий из тех, что позволяет получить требуемый результат); 2.Надежность (доступен и для работника и для клиента при минимальных физиологических, психологических условиях, необходимых для его проведения); 3.Однозначность (ясность и понятность, она должна настраивать клиента на доверительное отношение); 4.Точность (обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике).

Итак, социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки.

7. Технологии СР с военнослужащими и их семьями.

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание приводят к появлению у военнослужащих различных заболеваний). Наличие «уставной», «дедовской», «земляческой» статусных систем является следствием распада прежних ценностных систем. Вследствие социально-экономических трудностей задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение, падение престижа воинской службы, массового уклонение от призыва в армию. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни (лица, получившие ранения или утратившие полностью здоровье, трудоспособность, не пользуются адекватным уровнем СО; они и их семьи имеют целый ряд материальных, жилищных, медицинских и социальных проблем; они являются носителями «посттравматического стрессового синдрома»).

Осн. соц. проблемы военнослужащих: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Технологии СР зависят от характера и глубины их соц. проблем, что определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.

Цель СР -- восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки.

Задачи — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение нормальных социально-бытовых условий; социальный контроль в воинских коллективах; создание доверительных взаимоотношений между солдатами; применять суровые санкции за каждый случаи насилия; информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуации и конфликтов.

Соц. работник сообщает военнослужащим и их семьям о наличии льгот и оказывает помощь в их получении; оказание адресной соц. помощи, а также срочная соц. помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме. Оказание жене военнослужащего содействие в трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Задачи СР с военнослужащими, — социальное и юридическое консультирование, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти;

социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранении воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков через систему военно-спортивных лагерей, клубов и кружков. Функции СР — развитие соц. коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов; социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Функции СР -- консультанты и менеджеры, посредники в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами СЗН, мед. учреждениями, др. органами. Развитие специальной системы семейного консультирования и семенной терапии, обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям. Культурно-досуговая деятельность предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы.

 

 

На сегодняшний день на одно из первых мест выходит проблема занятости населения, так как она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Актуальна скрытая безработица. Опасность скрытой безработицы выражается в том, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего применения их труда. В условиях массовой безработицы это приводит к невозможности трудоустройства безработных. Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной социально ориентированной поддержки безработных, приведение в соответствие пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.
По этой причине главным в социальной политике должно быть предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2–5 %, хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т. д. При этом массовая безработица, превосходящая нормативную в 2–4 раза и более, может явиться детонатором социального взрыва.
Ныне в России, по официальным данным, около 8 млн, а по другим источникам – от 10 до 20 млн безработных. Это значительно превосходит нормативную безработицу.
Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо перечисленных ранее мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя) практикуются и отпуск без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.
Органы службы занятости всех уровней должны широко развертывать профориентационную работу с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.
В России еще слабо используется проведение общественных работ для дополнительных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т. д.). Обычно такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т. д. Эти работы финансируются предприятиями, для которых они выполняются; используются также средства местного бюджета и государственного фонда занятости.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, которые становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.
Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.
Службы занятости руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г., и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
♦ сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
♦ консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
♦ профессиональная ориентация всех групп населения;
♦ выплата пособий по временной незанятости;
♦ консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
♦ оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
♦ организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является социально-психологическая работа с клиентами.
В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия «безработные». В соответствии с законом о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией или сокращением численности их штата.
И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо знать некоторые принципиальные положения данного закона. К примеру, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.
Термин «подходящая работа» означает, что данная работа соответствует профессиональной подготовке работника с учетом опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы и проходить в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.
Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.
Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан: 1) не достигшие 16-летнего возраста; 2) лица, которым назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы; 3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).
Важно отметить, что для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но в течение не более трех месяцев.
Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений обусловливают следующие первостепенные задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и обеспечение их профессиональной ориентации – с другой.
В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации – содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Необходимо сказать, что для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы, либо занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.
Психологическая поддержка приобретает особенно важное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют вакансии для безработных женщин. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.
Профессиональное консультирование можно разделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40–60 мин. В некоторых случаях одной встречи бывает недостаточно, и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.
Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.
Личностная консультация проводится, если, по мнению психолога, что-то мешает клиенту принять решение. Это или внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, или особенности его характера (тревожность, неуверенность, нерешительность и т. п.), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.
Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с помощью бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.
Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного). Стоит отметить, что для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу предназначены такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипсихомер».
Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:
1) неприятие статуса безработного («почему я?»);
2) потребность в поддержке, сочувствии;
3) неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах;
4) запрос на снятие напряжения и саморегуляцию;
5) конфликтное поведение во время приема;
6) профессиональное самоопределение;
7) расхождение запрашиваемой профессии со специальностью, указанной в дипломе;
8) выбор профиля переобучения;
9) вопросы профессионального становления, карьеры.
В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.
На ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему «Куда пойти учиться».
Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

 

 

Вопрос 41






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.