Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов и выводы




Сравнительный анализ деятельности специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, по численности обслуживаемых и оказанию гарантированных и дополнительных социальных услуг

На обслуживании в отделении состоят не только дети с ограниченными возможностями, но и вся семья в целом. Социальная деятельность по реабилитации детей проводится комплексно, так как сотрудники отделения на опыте своей практической деятельности убедились, что эффективное проведение реабилитации ребенка возможно лишь при условии предоставления ему максимально большего набора социальных услуг: социально - бытовых; социально - психологических; социально - педагогических; социально - экономических; социально - правовых; социально - медицинских.

Основные принципы социального обслуживания клиентов отделения:

· доступность социальных услуг;

· предоставление их комплексно;

· приоритет интересов клиента;

· обслуживание командой социальных работников.

Проводим сравнительный анализ количества обслуживаемых и предоставленных гарантированных и дополнительных социальных услуг специализированным отделением социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников.

Таблица 1

Численность обслуживаемых на специализированном отделении медико-социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников.

 
 
Наименование 2005г. 2006г. 2007г.  
Численность лиц, обслуженных отделением  
Детей с ограниченными возможностями здоровья  
Взрослых членов семей  
Детей  
         

В 2005году по сравнению с 2006 годом произошел рост численности обслуживаемых отделением лиц. Это произошло за счет получения клиентами информации об отделении. Работники отделения выходили в семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и рассказывали об отделении. Неоднократно давалась информация в средства массовой информации. Сотрудники здравоохранения, заполняя индивидуальную программу реабилитации, советовали обратиться в специализированное отделение. А снижение численности обслуживаемых лиц произошло за счет снятия детей с обслуживания. Так как отделение занимается комплексной реабилитацией (психолог, педагог, инструктор ЛФК, инструктор по трудотерапии, медицинский работник и другие), работники подготовили детей к школе и детскому саду. То есть эти семьи перестали нуждаться в услугах отделения, у некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья была снята группа инвалидности (приложение № )



Таблица №2

Гарантированные социальные услуги, предоставляемые на специализированном отделении медико-социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников.

 
 
п\п Наименование услуг 2005г. 2006г. 2007г.  
Социально-бытовые услуги  
Социально-медицинские услуги  
Социально-психологические услуги  
Социально-педагогические услуги  
Социально-экономические услуги  
Социально-правовые услуги  
Итого:  
           

Таким образом, в 2005 - 2006 года видна динамика роста оказания гарантированных социальных услуг. Это произошло за счет финансирования программы по закупке социальных услуг. Это позволило приобрести необходимый инвентарь для проведения социальной реабилитации (развивающие игры, оборудование для комнаты психологической разгрузки, тренажеры, методические пособия, оргтехника). В 2007году, по сравнению с 2005 и 2006 гг., произошло снижение оказываемых отделением услуг и численности обслуживаемых. Одна из причин - изменение формы отчетности. Раньше специалисты отделения при проведении занятий с ребенком учитывали все виды предоставляемых услуг как отдельные, теперь занятие с ребенком рассматривается как одна услуга. Например: раньше при проведении с ребенком занятия по математике могли поставить 3 услуги (развитие математических способностей, развитие речи и развитие мелкой моторики рук), теперь эта услуга считается как одна.



Таблица 3

Дополнительные услуги, предоставляемые на специализированном отделении медико-социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников.

 
 
п\п Наименование услуг 2005г. 2006г. 2007г.  
Транспортные услуги  
Массаж  
ЛФК  
Акватерапия  
Иппотерапия  
Итого:  
           

По сравнению 2005 год с 2006 годом видно увеличение предоставляемых отделением дополнительных услуг. Наличие финансирования позволило организовать предоставление дополнительных реабилитационных услуг восстановительной терапии: акватерапия, иппотерапия, массаж, ЛФК, занятия с логопедом. Эти услуги предоставлялись по договору, заключаемому с семьей, согласно индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2007 году число дополнительных услуг снизилось, так как не проводились реабилитационные услуги по восстановительной терапии (аква - и иппотерапии), в связи с отсутствием денежных средств. Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляемые услуги очень нравились, и они с удовольствием ими пользовались. Однако, родители детей с ограниченными возможностями чаще всего имеют доход ниже уровня прожиточного минимума, установленного по Вологодской области, поэтому оплачивать такие услуги они не в состоянии (приложения № ).

Таким образом, работа отделения зависит от множества факторов. Немаловажную роль играет финансирование, информирование клиентов. В связи с этим и происходит то увеличение, то уменьшение количества численности обслуживаемых лиц и предоставляемых услуг.

Анализ анкетирования, среди семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья находящихся на обслуживании в специализированном отделении социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников

В результате анкетирования пришли к следующим выводам.

1. Из каких источников Вы узнали о специализированном отделении:

· От родственников - 20%;

· От знакомых - 30%;

· От медицинских работников - 30%;

· От социальных работников - 20%.

Таким образом, большинство анкетируемых лиц узнало о работе специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников от знакомых и медицинских работников.

2. Как давно Ваша семья состоит на обслуживании в специализированном отделении:

Итак, больше всего стоит на обслуживании семей от одного года до двух лет. Это говорит о том, что услуги, предоставляемые, специализированным отделением пользуются, спросом у семей такого профиля

3. Какие социальные услуги Вам предоставляют на специализированном отделении:

Мнению респондентов на специализированном отделении лидируют социально - медицинские. На втором месте социально - психологические, на третьем социально - бытовые и на 4,5,6 соответственно социально - правовые, социально- педагогические и социально - экономические.

4. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых услуг?

· Да - 19 (100%)

· Нет - 0

· Причины неудовлетворенности

На этот вопрос все девятнадцать семей ответили положительно, это показывает, что все семьи удовлетворены качеством предоставляемых на отделении услуг.

5. Какие социальные услуги Вы хотели бы получать на специализированном отделении:

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья хотели бы получать услуги социального работника и участвовать в коллективных занятиях. По их мнению, цель этих занятий заключается в подготовке детей к самостоятельной жизни.

6. Случались у Вас конфликтные ситуации?

7. Кто помог Вам в разрешении конфликтной ситуации?

На шестой и седьмой вопрос, большинство респондентов ответило отрицательно, значит между родителями и специалистами отделения конфликтных ситуации не возникало. У четырех семей возникали конфликтные ситуации в быту, их помогли разрешить психолог и заведующий специализированного отделения, а в одном случае родственники семьи.

8. Отношение к Вашему ребенку со стороны работников отделения.

Все семьи отметили доброжелательное отношение со стороны работников отделения к своим детям.

8. Отношение к Вашему ребенку со стороны работников отделения.

Все семьи отметили доброжелательное отношение со стороны работников отделения к своим детям.

9. Кто помогает вам преодолевать житейские трудности?

Таким образом, чаще всего преодолевать житейские трудности семьям помогают работники отделения, на втором месте - родственники и на третьем - родители справляются самостоятельно.

10. Посещает ли ваш ребенок мероприятия, организуемые работниками отделения?

Итак, практически все дети по мере возможности посещают мероприятия, проводимые специализированным отделением. Трудности возникают с подвозкой на мероприятия сельских детей.

11. Какое из мероприятий более всего запомнилось Вашему ребенку?

По мнению родителей принимавших участие в анкетировании, их дети с ограниченными возможностями здоровья были в восторге от этих мероприятий.

13. Считаете ли Вы, что социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья необходима?

14. Довольны ли Вы тем, как ваш ребенок проходит социальную реабилитацию в отделении?

Итак, все респонденты считают, что социальная реабилитация для детей с функциональными отклонениями необходима. Они довольны качеством предоставляемых на отделении услуг, отмечают положительную динамику.

15. Отмечаете ли Вы улучшение в самочувствии и развитии ребенка как результат проведенной социальной реабилитации?

Восемнадцать родителей ответили на этот вопрос положительно, один ответ был отрицательным, причину этот респондент не объяснил.

16. Ваши предложения, замечания и пожелания по улучшениюдеятельности отделения.

Родители предложили предоставлять больше информации об услугах и специфике деятельности МУ КЦСОН «Гармония» и специализированного отделения, а также предложили решить проблему с транспортом, чтобы в полном объеме предоставлять услуги на селе.

Таким образом, на основании анкетирования смогли узнать мнение респондентов, о представлении и качестве услуг предоставляемых специализированным отделением. Все родители отмечать положительную динамику у детей с особенностями в развитии, так же отмечают необходимость проведения социальной реабилитации востребованность специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников.

Это позволило разработать ряд рекомендации семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (приложения № ).

2.2.3 Разработка программы летнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город»

Совместно с работника отделения разработана программа летнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город».

Данная программа поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации. Также освоение таких задач, как воспитание честности, смелости, воли, настойчивости в достижении цели, чувства товарищества. Дети станут более творчески относиться к заданиям, научатся в социально приемлемой форме выражать свои мысли и чувства, сопереживать ближнему, слушать собеседника, познакомятся с правилами хорошего тона, занятия творчеством будут способствовать развитию творческого потенциала детей, раскрытию их творческих способностей. Станет более устойчивым внимание, повысится работоспособность. Дети в полной мере смогут ощутить себя комфортно и безопасно, получить психологическую, педагогическую помощь, приобрести новые умения и навыки, новых друзей, (приложение № ).

На отделении в основном состоят на обслуживании дети дошкольного и младшего школьного возраста. Этот возраст благоприятен для развития основ экологической культуры. Познавательная направленность на изучение окружающего мира, активное усвоение общечеловеческих ценностей и норм поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу.

Программалетнего лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же их здоровых братьев и сестер, «Солнечный город» проходила на специализированном отделении в период с 01.08 по 25.08.2008 года, лагерь посещало 8 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 здоровых детей.

В результате работы летнего лагеря у всех детей наблюдается улучшение коммуникативных навыков (общение), раскрепощенность, уменьшение порога тревожности, умение ориентироваться в различных ситуациях. Дети адекватно стали реагировать на повышенное внимание со стороны окружающих. Приобрели простейшие умения и навыки по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром. Наблюдалось улучшение развития мелкой моторики, навыков культурного поведения в общественных местах, навыки сам обслуживания и самоконтроля, доступные трудовые навыки, обогатился словарный запас. Дети принимали активное участие в беседах, увлеченно и с удовольствием выполняли все задания предложенные устроителями лагеря. На протяжении всей смены среди детей здоровых и с ограниченными возможностями здоровья наблюдалось чувство взаимоподдержки и взаимопомощи. Программой могут воспользоваться и другие учреждения данной направленности.

Разработка программы индивидуальных занятий по направлению социальная реабилитация в специализированном отделении социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, командой социальных работников родителям имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним направлений в работе специалиста по социальной работе является социальная реабилитация. Направлением социальной реабилитации, являются индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия - это какая то совместная учебная, развивающая деятельность, проводимая с конкретным человеком. Индивидуальные занятия считают очень эффективными, так как все внимание специалиста направлено на конкретное лицо (ребенка), это и есть отличие от групповых занятий. Совместно со специализированным отделением социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, в период прохождения мною преддипломной практики разработали программу индивидуальных занятий с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (приложение № ).

Целью этой программы является оказание реабилитационных услуг в комплексе. Мы ставили перед собой следующие задачи:

· формирование навыков общения и взаимоотношений;

· развитие общей и мелкой моторики;

· развитие речи;

· развитие памяти;

· развитие основных видов движений.

В период с 16 апреля 2008 года по 30 августа 2008 года проводились индивидуальные занятия с С.А., 2005года рождения. Ребенок инвалид воспитывается в неблагополучной, многодетной семье. Мать с низким педагогическим уровнем в силу занятости не может заниматься с детьми. В семье не прослеживается система воспитания, досуг детей не организован. У ребенка нет игрушек, развивающих пособий. Эмоциональная атмосфера семьи отрицательная, в доме постоянные скандалы матери со старшими детьми и у старших детей с младшими.

Была проведена диагностика личных особенностей С.А.. Результаты диагностики следующие: по развитию ребенок отстает от сверстников, словарный запас скуден (4 слова 0 мама, баба, дядя, Саша). Не развиты культурно- гигиенические навыки, не умеет раздеваться одеваться, нужна помощь взрослого. Не развита мелкая моторика, плохо захватывает мелкие предметы. Со сверстниками хорошо вступает в контакт, общителен, выполняет инструкции взрослого. Не развиты основные виды движений: не умеет играть с мячом, не развиты навыки ходьбы.

По результатам диагностики С.А. разработана программа индивидуальных занятий. С 16 апреля по 30 августа 2008 года проводились индивидуальные занятия, согласно составленного плана. После курса реабилитационных занятий была проведена повторная диагностика приобретенных знаний и умений, что показало положительную динамику. Развитие мелкой моторики: ребенок научился держать карандаш, рисовать простые элементы, захватывать мелкие предметы (мозаика, конструктор). Пальцы стали более пластичные (по образцу взрослого выполняет различные упражнения). Развитие основных видов движений: научился ходить прямо, не отклоняясь в сторону. Сохраняет указанное направление движения, шаг стал более равномерным и ритмичным, но движения рук в такт ходьбе не скоординированы. Научился прыгать на двух ногах, перепрыгивать через предметы, играть с мячом, передавать мяч взрослому, катать, бросать. При беге сохраняет равновесие. Развитие культурно - гигиенических навыков: сам моет руки, лицо, пользуется полотенцем. Застегивает молнии, пуговицы без помощи взрослого. Пользуется носовым платком и аккуратно складывает верхнюю одежду. Развитие творческих способностей: научился держать карандаш, кисточку, рисует рисунки без замысла с помощью взрослого. Обучен простейшим приемам лепки (колбаска, бублик и.т.д.) Развитие познавательных процессов: выделяет красный цвет среди других цветов, узнает на картинке домашних и диких животных. Увеличился словарный запас. Появился интерес к рассматриванию картинок, книг. Увеличился объем внимания, может заниматься 10 минут не отвлекаясь.

Итог этой программы - ребенок адаптирован к условиям детского сада. Маме даны консультации по созданию развивающей обстановки дома. Эта программа также может использоваться другими учреждениями, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза данной работы полностью подтвердилась. Дети с ограниченными возможностями здоровья при содействии специалистов специализированного отделения социально - медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, показали положительные изменения в развитии и интеграции в общество. Данная работа показала необходимость социальной реабилитации.

Заключение

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства - от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте.

Соответственно, детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». В этом велика роль семьи, родителей, которые должны находиться в тесном контакте со специалистом по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Все методы и технологии социальной реабилитации способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации. Наработанный специалистами отделения небольшой опыт работы с такими семьями свидетельствует о низкой правовой, медицинской, психолого-педагогической грамотности родителей и необходимости проведения систематической, планомерной работе с родителями и детьми. Социальная работа с семьей должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, семьям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитий по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Наше содействие должно быть направлено на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день тема, проведения социальной реабилитации, очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нежелательно изолировать его от неё, от общества, а находить более приемлемый выход из создавшегося положения.

Гипотеза данной работы полностью подтвердилась. Дети с ограниченными возможностями здоровья при содействии специалистов специализированного отделения социально-медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников, показали положительные изменения в развитии и интеграции в общество. Данная работа показала необходимость социальной реабилитации. Все поставленные задачи в данной работе мы выполнили.

Разработанная анкета, программы и рекомендации могут быть использованы в работе других учреждении социальной направленности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная интеграция - это своего рода итог социальной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, который был лишен возможности равноправно жить и развиваться в обществе, а достигается социальная интеграция за счет социальной реабилитации.

 

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении,правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка.Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних, оказание консультативной и практической помощи.Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа,члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.Семья осуществляет следующие функции:1) воспитательная;2) хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;3) эмоциональная: культурное и духовное общение;4) первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;Похожая статья: Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья5) репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3– в селе [1, с.6]. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.Основные социальные проблемы семьи:1) трудное материальное положение семьи;2) ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания,плохой экологии, от качества продуктов питания;3) злоупотребление алкоголем и наркотиками;4) жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;5) антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;6) социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.Похожая статья: Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50% детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины,нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:1) тяжелая болезнь или уродства (около 60%); 2) сложные материальные и бытовые условия (около 20%) [2, с.181].Типы семей:Среднестатистическая семья:- семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.Молодая семья:- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть –межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций,трудности начального воспитания детей.Похожая статья: Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья Вторичная семья:- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов –для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.Неполная семья:- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы –это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень,наличие развития у детей девиантности.Многодетная семья:- где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.Типы семейных взаимоотношений Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:1) доминирующий муж и пассивная жена;2) доминирующая жена и пассивный муж;3) открытая борьба или соперничество;4) изоляция или эмоциональное отчуждение;5) псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах,санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.Семья является той формой общности людей, в которой –соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей,поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье),рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную,фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений,внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат); взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами «большой»семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.),взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус,взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки,ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок,норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей,братьев, сестер; в модели большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки,и т.п.).Ролевая значительность членов сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия.Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни»семьи и влияние их на сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи семь основных стадий [1 с. 177].- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из партнеров.- Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача –развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.- Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям,индивидуализация, обособление каждого члена семьи.- Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача – развитие взаимоотношений«Родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях,основанных на товариществе.- Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача – изменение взаимоотношений между поколениями,переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.- Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков.Задача – развитие системы взаимоотношений между поколениями.Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы американского психолога В. Сатир [3, с. 221]. По ее мнению, семья как система состоит из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов),основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья или общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики(ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешними миром(оно связано с отношением к изменениями, происходящим в жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е.неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой, подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то ставится задача по использованию всех ее структур для достижения вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое место в семье и испытывать от этого удовольствие.Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов –важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия.Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического,технологического, экономического и социального компонентов.Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно. Психологический компонент включает тип семьи(«нуклеарная» или «большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное –нравственно-психологический климат в семье.Основными составляющими экономического компонента являются уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.Социальный компонент, который также в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и духовного уровня развития.Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями,дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:- формирование позитивной самооценки родителей,снятие тревожности;- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;- развитие детско-родительских отношений;- совершенствование коммуникативных форм поведения;- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.Часто родители категорично отрицают диагноз,завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники детского сада помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно.В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка.Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой,чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно,чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашего учреждения.Дети, имеющие проблемы в развитии, – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ.Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии: Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства. Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание. У ребенка появляется негативизм,подавленное состояние, немотивированное упрямство.4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков,предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо,воспринимая себя таким, как все.Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном.Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:- раннее начало коррекционной работы,- благоприятная семейная обстановка,- взаимодействие детского сада с семьей,- медицинское сопровождение.Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители не должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью«особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная,она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка.Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для социальной адаптации детей с ОВЗ. С помощью совместных усилий специалистов и родителей, воспитывающих ребенка с ООП, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.


 

Вопрос 36

Под отклоняющемся поведением у детей и подростков стоит понимать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в современном обществе правовым и нравственным нормам (именно в современном обществе, потому что нравственные и правовые ценности со временем имеют свойство, пересматриваться и меняться). Отклоняющееся поведение у детей чаще всего возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России. Можно сказать, что сегодняшнее «больное» общество «программирует» патологию на уровне индивидуального поведения. Особенно подвержены возникновению отклоняющегося поведения молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста. В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Подросткам остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. К сожалению, употребление наркотиков на сегодняшний день можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.

Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики - сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам. Провоцировать наркотическую зависимость может также гиперопека со стороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставление им полной свободы, бесконтрольность.

Второй по значимости субъект влияния на поведение детей и подростков - образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современное поколение. Однако отсутствие профилактической работы в школе не рассматриваются директорами школ и других образовательных заведений как факторы, влияющие на наркотическую зависимость учащихся.

Вследствие перекладывания ответственности родителей на образовательное учреждение и наоборот в обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают как бы в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, голодают, имеют аномалии в развитии; многие, сбежав из дома, попадают в руки взрослых, которые используют их в своей преступной деятельности.

В зависимости от возникшей проблемы в обществе должна возникать определенная реакция, которая станет основой профилактики или лечения взрослеющего человека. Форма ответной реакции общества на тот или иной вид поведения должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые.

 

Можно выделить следующие зависимости:

1. Чем более высокий уровень социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.

2. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля

3. Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля, технологии воздействия.

4. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

5. Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

Отклоняющимся поведением можно назвать также поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнее проявление социально - пассивной позиции- самоубийство, суицид.

В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих основу их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики отклоненного поведения несовершеннолетних?

Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных технологий, методов работы, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния человека.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

В социальной работе под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов ребенка или подростка.

В концептуальном плане среди технологий воздействия можно выделить прежде всего информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике отклоненного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.

Второй метод это беседы, семинары, консультации в школах с учениками, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках, участковых врачей, других специалистов, различные специализированных объединений и непосредственно специалистов по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

Среди основных направлений профилактики отклоненного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический метод. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием человека. Зачастую, социальный контроль выражается в стремлении других воспрепятствовать отклоненному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

Создаются системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации , комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Все чаще перечисленными службами используются технологии групповой и индивидуальной работы. Например, при проведении диагностики используются:

а) наблюдение

б) беседа

в) тестирование

г) проектирование методики

д) опросники на выявление личностных особенностей

е) блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы.

При проведении профилактической и коррекционной работы с детьми используются:

а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в микрогруппе)

б) различные формы познавательной сферы детей (индивидуально). Для детишек школьного возраста проводятся социально-психологические тренинги (6-8 чел.), обучение приемам релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально).

Нужно отметить, что в каждом отдельном случае, причине его возникновения, нужно правильно подобрать профилактические методы или методы лечения, от этого будет зависеть разрешение проблемы отклоненного поведения ребенка или подростка.

 

Вопрос 37


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал