Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Левицкий






Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773).

Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Такой портрет называют парадным. Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак. Движение руки Демидова тоже величественно, как у полководца, который показывает на поле боя. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка.

 

Зрителям понятно, что человек на портрете Левицкого занимает высокое положение, но живет не но общим правилам, а по-своему.

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет – большой, почти в полный рост – имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде – в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.

К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым, просветительским взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII века.

Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета – поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.

Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам – они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера, легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.

Левицкий – один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Это давало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Портрет Кокорина

 

В 1783 году Левицкий пишет большой портрет Екатерины II – законодательницы. Это не просто портрет и не просто парадное изображение императрицы, каких было очень много создано в XVIII веке. Это своеобразная живописная ода, политическая декларации

 

Состояние образования в России XVIII века было ужасно: отсутствие школ, невежественные учителя, убежденные, что без насилия и телесных наказаний учение невозможно. Души детей буквально дрожали от страха наказания. В дворянских семьях ребенок оказывался в полной власти гувернера-иностранца из бывших кучеров или лакеев. Общаясь с выдающимися французскими просветителями Дидро и Вольтером, императрица задумала создать новое учебное заведение, где будут воспитываться люди “новой породы”.

Таким заведением становится Смольный институт благородных девиц

Портреты смолянок, заказанные Левицкому, должны были утвердить и восславить результаты «разумного воспитания», полученного девицами в институте, а главное – его «мудрую основательницу», «мать отечества», «неустанно пекущуюся о благе своих подданных».

 

 

Характеризуя работы основного периода жизни Левицкого, можно сказать, что художник верно и точно передает внешний облик своих моделей; полнокровно и радостно его восприятие мира, материальности окружающих предметов, все внимание Левицкого сосредоточено на раскрытии особенностей характера, внутреннего мира портретируемого. Но именно здесь находят свое выражение самые сокровенные мысли художника. Он видел в своих героях и показывал нам только те черты и свойства характеров, которые особенно полно отвечали его представлениям о человеке. Отсюда всегда доброжелательное отношение художника к своим моделям

 

Интимный портрет показателен с точки зрения новых творческих поисков написанный в 1785 году большой портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой – дочери художника

 

 

условия успешного развития русского портрета XVIII века:

Искренний интерес к человеку;

Социальная направленность;

Воплощение просветительских идей;

Владение средствами построения портрета






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.