Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механические повреждения






К механическим относятся повреждения, возникающие от действия механических повреждающих факторов. В эту группу включают повреждения, причиненные предметами, оказывающими тупое и острое воздействие, повреждения от падения с высоты и на плоскости, некоторые виды огнестрельной и взрывной травмы, различные варианты механической асфиксии.

Повреждающие факторы выстрела и взрыва формально обладают комбинированным поражающим действием (механическим, термическим, химическим). Однако преобладающее механическое действие дает основание условно включить огнестрельную и взрывную травмы в раздел механических повреждений.

Большинство механических повреждений отличаются выраженными изменениями анатомической структуры тканей и органов. Это — ссадины, кровоподтеки, раны, переломы, вывихи, кровоизлияния под оболочки и в ткань внутренних органов, разрывы, размозжение и размятие этих органов, частичное и полное разделение частей тела, частичное и полное разрушение тела.

Механическими повреждающими факторами являются тела, имеющие в момент своего воздействия фиксированную в пространстве форму. Это свойство может быть постоянным (обух топора, камень и т. п.) или временным (мощная струя воды или сжатого воздуха). Эти существенно различающиеся факторы могут причинять весьма сходные повреждения. Реже — функциональные изменения преобладают над анатомическими: болевой шок, остановка сердца при травме рефлексогенных зон, функциональные последствия сотрясения внутренних органов. Первую группу повреждений называют преимущественно анатомическими, вторую — преимущественно функциональными. Термин " преимущественно" подчеркивает, что как не может быть нарушений структуры живого организма без нарушения его функции, так и нарушение функции не может возникнуть без нарушения анатомических структур.

Механические повреждения отличаются большим морфофунк-циональным многообразием. Они могут быть единичными и множественными, изолированными и сочетанными. При этом ткани и органы могут оказаться поврежденными в самых разнообразных вариантах. Поэтому очень важно представлять общую систематизацию механической травмы и ее соотношение с частными классификациями повреждений частей тела, органов и тканей (схема 10).

В предлагаемой классификации под единичной травмой понимается наличие у пострадавшего какого-то одного обособленного повреждения: ссадина лица, кровоподтек бедра, огнестрельное ранение грудной клетки и др. Как правило, такие повреждения возникают в результате однократного травматического воздействия.

Множественная травма — это совокупность двух и более единичных повреждений: множественные огнестрельные повреждения туловища, множественные рубленые раны головы и др. Множественная травма возникает от многократного травматического воздействия.

К изолированным травмам относятся повреждения в пределах одной части тела: головы, шеи, грудной клетки, живота, таза, позвоночника, верхних и нижних конечностей. Изолированная травма может быть единичной (огнестрельное ранение бедра, рубленая рана шеи и др.) и множественной (множественные колото-резаные ранения живота и др.). Частные классификации изолиро-

ванных травм включают систематизацию повреждении отдельных областей тела: головы, грудной клетки, таза и др.

В качестве примера рассмотрим частную классификацию травмы живота (схема 11). Содержание приведенной классификации показывает, что любая травма живота характеризуется семью основными признаками: видом травмы (тупая, от действия острых предметов, огнестрельная—пулевая или осколочная), единичным или множественным, изолированным или сочетанным, слепым, сквозным или касательным характером, наличием или отсутствием повреждений внутренних органов. Полноценно построенный диагноз должен включать все эти признаки. Например: множественные колото-резаные слепые проникающие в полость брюшины повреждения живота с ранением правой доли печени, желудка и поджелудочной железы.

Под сочетшиюи травмой понимается травма нескольких частей тела. Чаще всего сочетанная травма бывает множественной. Однако встречается и единичная сочетанная травма: сочетанное пулевое ранение грудной клетки и живота с единым раневым каналом; разделение грудной клетки, живота, таза и позвоночника подводным крылом речного или морского судна; пиленая рана головы, шеи и грудной клетки от действия дисковой пилы и др. Частные классификации систематизируют сочетанную травму по ее объему (в зависимости от числа поврежденных частей тела) и по локализации (например, сочетанная травма головы и грудной клетки, головы и живота, головы и конечностей и др.).

Понятие сочетанной травмы в определенной степени условно. По отношению к организму в целом под сочетанной травмой понимается повреждение нескольких частей тела. В то же время по отношению к отдельной части тела (например, голове) можно говорить, например, о сочетанной травме органов зрения и слуха.

Как изолированная, так и сочетанная травмы представляют собой совокупность повреждений различных органов и тканей, морфологическая характеристика которых и определяет конкретный вариант механической травмы. Частные классификации повреждений органов и тканей систематизируют травму кожи и подкожной клетчатки, костей, полых и паренхиатозных внутренних органов, сосудов, нервов и др. Повреждения кожи и подкожной клетчатки в зависимости от вида травмы подразделяются на повреждения тупыми и острыми предметами, огнестрельную травму и т.д. Повреждения тупыми предметами в свою очередь делятся на ссадины, кровоподтеки, раны и др. Раны подразделяются на ушибленные, рваные, рвано-ушибленные или ушибленно-рваные. Те же принципы положены в основу систематизации повреждений и других тканей и органов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

ТУПЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И ПРИ ПАДЕНИИ С ВЫСОТЫ
Из определения телесного повреждения следует, что нарушение анатомической целости или физиологической функции тканей или органов человека происходит в результате действия разнообразных факторов внешней среды. Среди них найычастіше действуют физические факторы, в частности – механические.

К механическим повреждениям следует отнести те, которые образуются вследствие движения: предмет, что движется, встречая на своем пути тело человека, причиняет ему повреждения, или наоборот – в движении может находиться человек и получить травму от столкновения с неподвижным предметом, как это бывает, например, при падении.

Среди механических факторов выделяют оружие, орудия и предметы.

 

Оружие – это предметы, устройства или средства, предназначенные для нападения или защиты или для поражение или уничтожение противника (например, огнестрельное оружие – винтовка, пистолет, револьвер, автомат, карабин, ружье; “несмертельное” оружие – газовые пистолеты, аэрозольные распылители, пневматические, газобаллонные, электрошоковые устройства; холодное оружие – кинжал, финский нож, штык, стилет, кастет; химическое оружие – отравляющие вещества различного состава и назначения).

Орудия – это предметы, средства или приборы, которые изготавливаются для применения с определенной целью в быту, на производстве, в технике (кухонный нож, молоток, топор, ножницы, лопату, утюг, макогон, отвертка, пыльник и др).

Предмет – термин, который применяют в судебной медицине как собирательное понятие. В отличие от орудия и оружия предмет, как физическое тело, часто не имеет специального назначения, но случайно или намеренно применяют для защиты или нападения и вызывает повреждение тела (камень, какая-то палка, кусок сухой земли – комок, обломок кирпича, кулак и тому подобное). Далее термин “предмет” мы применяем, понимая под ним оружие, орудия и различные предметы.
Механические повреждения очень разнообразны, что зависит от многих условий, но прежде всего от того предмета, которым они нанесены. В связи с этим механические повреждения всегда классифицируются по предметам. Анализ свойств механических средств и способа их действия на тело по сравнению с особенностями повреждений от них показывает, что главное в травмирующем предмете – его форма и кинетическая энергия.

Действующая на тело человека поверхность предмета может сдавливать ткани и органы, а при значительной силе – раздавливать и разрывать их. Поверхность, основным действием которой является тиснение, называется тупой, а предметы с такой поверхностью – тупыми. Вызванные ими разнообразные повреждения тела составляют группу повреждений тупыми предметами.

Поверхность предмета, которая, соприкасаясь с телом, действует на ткани, разъединяя, разрезая или расщепляя ее, называется острой, а соответствующие предметы – острыми. Повреждения, образующиеся от них, составляют группу повреждений острыми предметами.

При значительной скорости действия предмета повреждения начинают отражать не столько форму предмета, сколько его движение, то есть кинетическую энергию. К таким повреждениям относятся вогнестрільні ранения.

Таким образом, в судебной медицине различают 3 основные виды механических повреждений: тупыми и острыми предметами и вогнестрільною оружием. Составной частью группы повреждений тупыми предметами повреждения от падения с высоты, транспортная и производственная травма.

Повреждения тупыми предметами
М.В. Попов (1950) называет тупыми такие предметы, которые не имеют острых краев или острых концов. А что “имеют” эти предметы – в определении отсутствует, поэтому оно не полное и не совершенное.

Мы называем тупыми такие предметы, которые, действуя на тело человека своей травмирующей поверхностью, сдавливают, деформируют, растягивают ткани, вызывая характерные для них повреждения: ссадины, синяки, раны, разрывы, переломы и тому подобное. Тупые предметы весьма разнообразны по своей форме и другими свойствами. Даже человек, ничем не “вооружена”, может причинить другому человеку различные повреждения, в том числе смертельные, применяя кулак, пальцы, ногти, ребро ладони, зубы, колено, обутую ногу и тому подобное.

Различают такие виды тупых предметов (за А.И. Мухановим, 1974, 1988):

1. Предметы с плоской преобладающей поверхностью. Действующая поверхность их больше участка соприкосновения предмета с телом, а края находятся вне этого участка: широкая сторона доски, плита, пол относительно головы и тому подобное.

2. Предметы с плоской ограниченной поверхностью: прямоугольной, треугольной, круглой, продолговатой, овальной, другой формы, с характерным рельефом (молоток, обух топора, узкая сторона доски, кастет и тому подобное). Повреждения от них полностью или частично отражают форму действующего предмета, особенности его краев или рельефа.

3. Предметы со сферической поверхностью: гантель, гиря, круглый булыжный камень, другие предметы в форме шара или его части.

4. Предметы с цилиндрической поверхностью: палка, водопроводная труба, металлический стержень (шкворень), прут с круглым поперечником тому подобное.

5. Предметы с трехгранным углом: угол квадратного молотка, угол обуха топора, угол стола, угол кирпича или какого-то камня и тому подобное.

6. Предметы с ребром или двогранним углом, их травмирующая поверхность – двугранный угол, от действия ребра которого и зависят свойства повреждений. Это ребро может быть прямолинейное, дугообразное, другой формы: угла, ломаной линии и т. п, край поверхности молотка, край обуха топора, край стола, край прямоугольной ножки стула, край кирпича и тому подобное.

Эта классификация достаточно хорошо научно обоснована, проверена на большом экспериментальном и практическом материале, а потому полезна для судебно-медицинской практики.

От тупых предметов возникают определенные виды повреждений: ссадины, синяки, раны, переломы, розміжчення, разрывы внутренних органов и тканей и прочее. Все они (кроме ран) свойственны главным образом действия только тупых предметов.

Транспортная травма

Травматизм - совокупность повреждений, возникающих у определенных групп населения при сходных обстоятельствах трудовой и непроизводственной деятельности. Выделяют травматизм производственный (промышленный, сельскохозяйственный) и непроизводственный (спортивный, бытовой, военный).

К производственному травматизму относят повреждения, полученные рабочими и служащими при выполнении ими производственных задач, а также по дороге на работу или с работы на служебном транспорте.

Непроизводственный травматизм (бытовой, спортивный) включает повреждения, полученные в бытовых условиях, при занятиях спортом и происшествиях, связанных с эксплуатацией личного транспорта.

Бытовой травматизм охватывает широкий круг травм, возникающих при самых разнообразных видах домашних работ (от кулинарных до строительных), конфликтных ситуациях в быту между отдельными гражданами. В зависимости от вида повреждающего воздействия выделяют механические, термические травмы, электротравмы и др.

Спортивный травматизм классифицируется по видам спорта. Хотя случаи смертельного спортивного травматизма относительно редки, они наблюдаются при занятиях почти всеми видами спорта: гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой, прыжками в воду, различными видами единоборств (бокс, самбо, дзюдо и т.д.), фехтованием, конным спортом, техническими видами спорта (автомобильным, мотоциклетным, водно-моторным, авиационным, парашютным и др.), зимними видами (хоккеем, горнолыжным и конькобежным спортом) и др.

Военным травматизмом называют повреждения, возникающие у военнослужащих в мирное и военное время.

Кроме указанных видов травматизма существует транспортный травматизм, подразделяются в зависимости от видов транспортных средств на наземный, подземный, воздушный и водный.

Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, морфологически существенно различаются. В судебной медицине наиболее изучены автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная и авиационная травмы.

Автомобильная травма - это совокупность повреждений, возникающих у водителей, пассажиров и пешеходов в результате автотранспортного происшествия. Согласно статистике в развитых странах смертность от него стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Особенности автомобильной травмы обусловлены многообразием способов ее нанесения и сложностью механизма образования повреждений, на характер которых влияют травмирующая сила, величина, угол и место ее применения, площадь повреждаемой части тела. Все указанные параметры в каждом случае обусловлены конструкцией автомашины, ее маркой, скоростью движения, а также позой пострадавшего в момент происшествия.

Различают пять основных видов автомобильных травм: 1) от столкновения человека с движущимся автомобилем; 2) от переезда его колесом автомобиля; 3) от выпадения человека из движущегося автомобиля; 4) полученные им внутри автомобиля (в кабине или кузове); 5) от сдавления тела между автомобилем и другими предметами.

Встречаются комбинированные виды автомобильной травмы: столкновение пешехода с движущейся автомашиной и последующий переезд тела ее колесом, выпадение человека из движущегося автомобиля с его переездом и др.

Сложность механизмов возникновения автомобильной травмы связана с тем, что каждый ее вид включает в себя различные следующие друг за другом фазы, имеющие свои механизмы повреждения. Количество фаз и степень выраженности повреждений от них могут варьироваться. Например, при столкновении человека с машиной происходит столкновение частей автомобиля с телом (первая фаза), падение (набрасывание) на автомобиль (вторая фаза), отбрасывание и падение на грунт (третья фаза), скольжение тела по грунту (четвертая фаза). При переезде человека колесом происходит (1) соприкосновение тела с колесом, (2) волочения и перекатывания тела, (3) наезд колеса на лежащее тело, (4) переезд тела колесом и (5) волочение тела по грунту. При выпадении человека из движущегося автомобиля возможно (1) столкновение тела с частями машины, (2) падение на дорогу, (3) скольжения по дорожному покрытию. Для травмы в салоне (кабине) транспортного средства в результате столкновения автомобиля или автомашины с каким-либо препятствием характерны (1) столкновение тела с деталями салона и средствами управления, (2) прижатие тела деформированными частями и деталями салона (кабины) или кузова. При сдавливании может произойти (1) соударение частей автомобиля с телом и (2) прижатие тела (грудины и др.) К преграде. При опрокидывании или падении машины с высоты существует много вариантов последовательности причинения травм. Разные по характеру повреждения, возникающие при автомобильной травме, значительно усложняют ее судебно-медицинскую экспертизу.

Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем имеют несколько этапов (фаз), отличающихся разным механизмом травматического воздействия: 1) первичный контакт с автомобилем - удар; 2) забрасывание тела на автомобиль - удар; 3) падение тела на грунт - удар; 4) скольжение по грунту - трения.

От первичного удара автомобилем образуются разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушибленно-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. Объем повреждений в основном зависит от массы и скорости автомобиля, а их локализация - от высоты расположения его ударяющих частей. Повреждения могут отражать форму и размеры поверхности ударяет части автомашины: дугообразные или полукольцевідного синяки - от фар, параллельные друг другу ссадины от ребер передней облицовки капота и т.д. Передним буфером причиняются поперечные или поперечно-оскольчатые переломы (бампер-переломы) костей бедра или голени. Первичный удар по плоской и широкой ударяет поверхности автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом зависят от положения тела и той его части, которая в момент удара контактирует с автомашиной. Сильный первичный удар вызывает также общее сотрясение тела потерпевшего.

Сильный первичный удар по задней поверхности туловища может привести к резкого переразгибания шейного отдела позвоночника и возникновению косвенных, так называемых хлыстообразного, повреждений: кровоизлияний в связочный аппарат, разрывов связок, переломов остистых отростков позвонков, переломов и вывихов их тел. Удар автомашиной идущего или стоящего человека ведет к образованию на подошве и каблуках обуви следов скольжения (параллельные поверхностные линейные повреждения), которые могут косвенно указывать на направление удара.

При столкновении с легковой автомашиной тело после первичного удара забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки. Эти травмы по объему менее значительные, чем повреждения от первичного удара. Иногда они отражают форму и размеры выступающих деталей капота и конструкцию лобового стекла. Так, небольшие ушибленные раны, окруженные круглым осадненние в сочетании с круглым дырчатым или осколочных-дырчатым переломом черепа, возникающие от удара о головку крепления стеклоочистителя. При повреждениях лобового стекла краями осколков можутьзавдаватиметься царапины и поверхностные резаные раны на открытых частях тела (кистях, лице).

При падении тела на грунт характер повреждений обусловливается сочетанием двух механизмов травматического воздействия - удара и трения, а также широкой и неровной поверхностью грунта. Повреждения локализуются чаще всего на голове и конечностях. Переломы черепа, как правило, ограничиваются трещинами свода, спускаются к его основанию. Переломы конечностей (лучевой, плечевой, бедренной кости и др.) Имеют косвенный характер.

В повреждений от переезда колесом движущегося автомобиля есть две основные особенности: 1) они расположены на ограниченном участке тела; 2) у них сложный механизм возникновения, что является сочетанием сдавления, растяжения, трения и удара. Различают пять этапов (фаз) образования указанных повреждений:

1) первичный контакт с колесом - удар; 2) поступательное смещение тела в направлении движения автомобиля - трение; 3) въезд колеса на тело - трение и растяжение; 4) перекатывание колеса через тело - сдавление и растяжение; 5) волочение тела - трение.

Повреждения располагаются в пределах полосы, протяженность которой влияет направление перекатывания колеса через тело. Ширина полосы определяется шириной катящейся поверхности колеса, а также числом перекатывается колеи.

Каждый механизм обусловливает присущие ему признаки повреждения. От сдавления (в зависимости от массы автомобиля) возникает уплощение частей тела, хорошо выраженное при перекатывании через голову, грудную клетку и таз. При этом образуются: осколочные переломы черепа с наличием по месту приложения силы двух очагов мелкооскольчатих переломов, соединенных несколькими меридіанального трещинами; двусторонние двойные и тройные, прямые (по месту приложения силы) и непрямые переломы ребер; двойные двусторонние вертикальные переломы костей таза. Внутренние органы оказываются частично или полностью раздавленными, размятыми, размозженными, в отдельных случаях обнаруживаются разделение печени на две неравные части от придавливания ее к позвоночнику, отрывы селезенки, почки, сердца у его основания и кишечника от брыжейки. Иногда повреждений костей и внутренних органов не происходит (например, при перекатывании колес легкового автомобиля, движущегося с небольшой скоростью, через грудную клетку или таз молодого человека).

Сдавление при перекатывании колес через голову приводит к разрывам кожи и твердой мозговой оболочки с выдавливанием наружу мозгового вещества; через живот - к надрывов поверхностных слоев кожи над подвздошными костями; через живот и таз - к разрывам промежности с выпадением внутренних органов наружу.

Растяжение вызывает разрывы и отслойка поверхностных слоев мягких тканей, надрывы и отрывы ушных раковин, отслоения кожи от подкожной клетчатки, рваные и лоскутные раны, иногда до полного " скальпирования черепа или " скелетирования" конечности.

Трения о грунт при волочении, а также о колесо при въезде и перекатывание сопровождается образованием широких осадненние. Для действия колеса специфически отображения рисунка протектора на теле в виде ссадин и внутрикожных кровоизлияний, а на одежде - в виде загрязнений.

Повреждения от выпадения из автомобиля. В типичном случае выделяют три этапа (фазы) их возникновения: 1) первичный контакт падающего тела с частями автомобиля - удар; 2) падение на грунт - удар; 3) скольжение по грунту - трения. При контакте тела с частями автомобиля характер повреждений во многом зависит от формы и размеров этих частей, а также от направления удара.

В ряде случаев, когда при выпадении тело не задевает частей автомобиля, первой фазой становится падение на грунт. Удар о грунт головой приводит к тяжелым черепно-мозговых травм с осколочные переломы черепа, ушиб головного мозга и кровоизлияний под его оболочки, локализующиеся как в месте приложения силы, так и в зоне протівоудара. Нередко травма головы сочетается с травмой шейного отдела позвоночника вследствие резкого чрезмерного сгибания или переразгибания головы. Удар о грунт ягодицами вызывает переломы седалищных костей, иногда сочетающиеся с разрывами лонного сочленения и компрессионными переломами тел поясничных или грудных позвонков. Удар о грунт любой поверхностью туловища сопровождается образованием повреждений от общего сотрясения тела. Объем повреждений при выпадении из движущейся автомашины в большей степени зависит от ее скорости и в меньшей - от высоты падения. Особенность внешних повреждений - наличие широких осадненние в месте приложения силы в результате скольжения тела на заключительном этапе падения.

Повреждения, полученные в кабине автомобиля. Обстоятельства получения повреждений при данном виде автомобильной травмы отличаются наибольшим разнообразием: переворачивание автомашины во время движения и падения ее с высоты, удар о неподвижные придорожные предметы, столкновение автомобилей между собой и с другими транспортными средствами и др. Объем повреждений зависит от скорости столкновения. На основные черты повреждений влияют конструкция внутреннего устройства кабины и кузова автомобиля, наличие в них посторонних предметов, место расположения пострадавших (водителя, пассажира).

Данный вид автомобильной травмы в простых случаях характеризуется двумя фазами: 1) первичный контакт тела с частями внутреннего устройства кабины и кузова автомобиля - удар; 2) прижатие тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины - сдавление.

Если после первичного столкновения автомобиль переворачивается, то находящиеся в кабине люди подвергаются дополнительным ударным воздействиям.

При первичном ударе возникают повреждения на лице, передней поверхности грудной клетки, а также на коленных суставах и голенях. У водителя это полукруглые ссадины и кровоподтеки, повторяющие форму рулевого колеса, иногда закрытые поперечные переломы грудины, закрытые переломы костей стопы от ударов о педали управления.

У пассажиров, сидящих в кабине, - ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны лица, закрытые переломы надколенника, переломы костей таза в области тазобедренных суставов, вывихи головок бедренных костей. От первичной удара у водителя и пассажиров возможны разрывы внутренних органов и повреждения от общего сотрясения тела. Удары могут быть настолько значительны, что рисунок одежды оставляет отпечаток в виде поверхностных повреждений на спинке сиденья.

В рассматриваемой фазе при отсутствии фиксации головы возможны косвенные (хлыстообразного) повреждения из-за резкого переразгибания шейного отдела позвоночника. От осколков разбитых стекол вероятно появление множественных царапин и поверхностных резаных ран на лице и кистях. Сопоставляя характер и взаимное расположение повреждений на теле потерпевших с конструкцией внутреннего устройства кабины, можно сделать вывод, с одной стороны, об их местоположение в момент травмы, а с другой - об общем направлении удара при столкновении автомобиля.

Повреждения на теле пассажиров, находящихся в кузове, отличаются значительным полиморфизмом из-за слабой фиксации тела, наличия в кузове разнообразных по форме и размерам посторонних предметов, возможности свободного смещения тела после первичного удара и получения дополнительных повреждений.

Сдавление тела возникает при деформации кабины или прижатии частей тела к ее неподвижных частей сместившимися внутрь деталями. Так, сдавливание грудной клетки водителя влечет за собой закрытые двусторонние прямые переломы передних отделов ребер. Концами сломанных ребер возможно травмирование сердца и легких. Выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить дополнительные повреждения в виде ушибов, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран.

Иногда автокатастрофа сопровождается пожаром и взрывом, которые обусловливают получение комбинированной травмы: термических ожогов, отравления угарным газом и механических повреждений.

Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами обычно возникают в результате продавливания человека кузовом автомобиля к неподвижным предметам. Объем повреждения зависит от степени сдавления, площади контакта и положение потерпевшего. Сильное сдавление приводит к уплощению сдавливает части тела, образованию множественных закрытых двусторонних переломов грудной клетки и таза, разрывам, размятые, размозженные, а иногда и отрыв внутренних органов. Сдавлению в отдельных случаях предшествует удар. Однако его последствия, как правило, не зависят от механизма сдавления.

Судебно-медицинская оценка автомобильных травм. Необходимыми исходными данными для правильной судебно-медицинской оценки указанных повреждений являются предварительные сведения об обстоятельствах автотранспортного происшествия, результаты осмотра автомобиля, судебно-медицинского исследования потерпевшего и его одежды. Методика судебно-медицинской оценки включает несколько обязательных этапов:

1) выявление всех повреждений, имеющихся на теле потерпевшего;

2) установления в отношении каждого выявленного повреждения свойств причинила его травмирующего предмета;

3) выявление механизма возникновения каждого выявленного повреждения (места приложения силы, направления травматического воздействия и др.);

4) определение последовательности возникновения повреждений;

5) группировка повреждений, однотипных по свойствам образовавших их травмирующих предметов, механизма и последовательности возникновения;

6) формулирование суждений о вероятной последовательности возникновения выявленных групп повреждений и соответствии их определенным фазам автомобильной травмы, о возможном виде автомобильной травмы, о допустимости причинения повреждений конкретным автомобилем и возникновении всех обнаруженных повреждений при условиях, установленных следствием независимо от судебно-медицинской экспертизы.

Последняя задача наиболее успешно решается в процессе следственного эксперимента, который проводится на месте происшествия и сопровождается осмотром конкретного автомобиля.

Приведенную методику оценки повреждений применяют также при судебно-медицинской экспертизе других видов транспортной травмы.

Мотоциклетный травма - это повреждения, возникающие в результате мототранспортных происшествия у пешеходов, а также водителей и пассажиров мотоциклов и мотороллеров. При столкновении мотоцикла с более крупным транспортным средством (например, автомобилем, трамваем, поездом) образуются повреждения, которые условно относят соответственно к автомобильной, трамвайной, железнодорожной травм.

Различают основные виды мотоциклетной травмы: 1) от столкновения человека с движущимся мотоциклом; 2) переезда его колесом движущегося мотоцикла; 3) падение с движущегося мотоцикла; 4) ударов мотоцикла о неподвижные предметы.

Встречаются комбинированные и атипичные виды мотоциклетных травм.

При отдельных видах мотоциклетных травм у водителя, пассажиров заднего сиденья и коляски возникают различные по объему и характеру повреждения, обусловленные положением пострадавшего в момент происшествия относительно различных частей мотоцикла, встречного транспорта и неподвижных придорожных предметов (при столкновении с ними мотоцикла). В этой связи выделяют следующие повреждения.

1. Травмы от ударов частями движущегося мотоцикла в пешеходов. Они локализуются в области таза и нижних конечностей. Это ограниченные ссадины и кровоподтеки, ушибленные или рваной-ушибленные раны, открытые и закрытые поперечные или поперечно-оскольчатые переломы бедра и голени, односторонние переломы тазовых костей.

Повреждения у водителя и пассажира заднего сиденья от действия частей мотоцикла, которые возникают в результате ударов и трения. Они локализуются преимущественно на внутренних и передних, реже на наружных поверхностях нижних конечностей и представляют собой полосовидный ссадин и рваной-ушибленные раны на бедрах и голенях, закрытые и открытые косопоперечние или поперечно-оскольчатые переломы одной или обеих костей голени. Пассажир коляски нередко получает переломы лодыжек и надколенника, вывихи голеностопного сустава и бедренной кости, иногда - повреждения грудной клетки и живота от удара о горизонтальный край коляски напротив сиденья.

3. Травмы у водителей и пассажиров от ударов о части встречного транспорта и неподвижные придорожные предметы. Они отличаются наибольшим разнообразием: от поверхностных повреждений мягких тканей при касательных ударах до грубых разрушений скелета и обширных разрывов многих внутренних органов при прямых лобовых ударах, приводящих к общему сотрясению тела.

4. Повреждения от падения на грунт. Их характер определяется местом и направлением травмирующей силы, а также сочетанием двух механизмов: удару и трению.

Железнодорожная травма - это совокупность повреждений, возникающих у человека в результате железнодорожного происшествия.

Основными повреждающими факторами являются выступающие части движущихся локомотивов и вагонов, рельсы и колеса вращаются. При железнодорожных катастрофах повреждающими факторами становятся части подвижного состава. Все перечисленные факторы относятся к твердым тупым предметам с широкой или ограниченной травмирующей поверхностью. Осколки стекол и заостренные части разорванного металла могут оказывать режущее, колющего и колюще-режущее действие. При выпадении из движущегося поезда повреждения возникают в результате ударов о грунт или околопутевие сооружения. Повреждающим фактором может стать платформа при попадании тела человека между ней и подвижным составом. В редких случаях повреждения происходят от термического (пожар) или электрического (аварии с электропоездами) влияния.

Различают следующие виды железнодорожной травмы: 1) от столкновения человека с движущимся железнодорожным транспортом; 2) переезда его колесами движущегося железнодорожного транспорта; 3) падение с движущегося железнодорожного транспорта; 4) ударов человека, находящегося на движущемся железнодорожном транспорте, о неподвижные путевые сооружения; 5) сдавления тела между вагонами; 6) сдавление человека между частями транспорта и путевыми сооружениями; 7) травмирующих воздействий на него внутренних частей вагонов при железнодорожных происшествиях.

При сочетании приведенных вариантов возникает комбинированный вид железнодорожной травмы. В судебно-медицинской практике встречаются и атипичные ее виды. Например, когда человек, которая находилась достаточно далеко от железнодорожного полотна, травмируется колесом, сорвался с оси вагона в результате железнодорожной катастрофы.

Механизм возникновения данных повреждений в основном соответствует механизмам подобных видов автомобильной и мотоциклетной травм.

Специфический вид железнодорожной травмы - переезд человека колесами движущегося железнодорожного транспорта, при котором тело раздавливается между поверхностью катания колеса и рельсом. По всему краю поверхности катания колеса, обращенного внутрь рельсовой нитки, идет выступ (гребень, реборда), за счет которого общая ширина сдавливающей поверхности колеса оказывается больше ширины сдавливающей поверхности рельса (соответственно 15-16 и 7, 5 см). Эти конструктивные особенности, а также чрезвычайно большая масса железнодорожного транспорта определяют характер рассматриваемых повреждений, расположенных на участке тела в виде относительно узкой полосы, которая может в любом направлении полностью пересекать одну или несколько его частей.

При перекатывании колеса участок тела между поверхностью качения и головкой рельса раздавливается, разрушается, появляется повреждение, называемое полосой давления. Гребень колеса предоставляет ножицеподібного действие, разделяет ткани и розчленовує тело.

Повреждения, образующие полосу давления, неоднородны. На коже от действия колеса и рельса образуются полосы осадненія. Они располагаются на противоположных поверхностях тела. Ширина полосы осадненія от действия колеса - 12-15 см, от действия головки рельса - не более 7-7, 5 см. Концы полос осадненія от действия колеса и головки рельса могут примыкать друг к другу. Если они разъединены, то расстояние между ними со стороны наезда меньше, чем на противоположной поверхности.

Действие перекатываются колеса приводит к разрушению мягких тканей и костей в полосе давления и образованию клиновидного дефекта. Основание " клина" имеет ширину 5-10 см и обращено к стороне действия колеса. Если тело разделено не полностью, то кожные перемычки сохраняются на нижней поверхности, обращенной к головке рельса.

При переезде человека могут возникать повреждения от ударов низко расположенными частями вагонов и локомотива, например краем кожуха зубчатой передачи.

Повреждения от переезда колесами движущегося железнодорожного транспорта типичные для рельсовой травмы. Они позволяют определить положение тела относительно рейки и колеса, железнодорожной колеи, а также установить направление движения поезда.

Методики судебно-медицинской оценки повреждений, возникающих в результате железнодорожной и автомобильной травм, по сути, аналогичные.

Травма гусеничным транспортом - повреждения, причиненные гусеничными тракторами, танками, бронетранспортерами, вездеходами и другим специальным транспортом на гусеничном ходу.

Механизм их появления в основном повторяет некоторые виды уже рассмотренных транспортных травм: повреждения от прижатия тела транспортом к неподвижному предмету, от столкновения человека с транспортом и тому подобное. При перечисленных видах травм могут возникать повреждения от действия прицепных, навесных, специальных и буксируваних конструкций. Встречаются комбинированные и атипичные виды травмы гусеничными машинами.

Для травмы гусеничным транспортом специфические повреждения образуются при переезде тела гусеницами, что представляют собой замкнутую ленту из последовательно шарнирно соединенных звеньев - траков. Траком называют фигурную стальную пластину с выступающими для сцепления с грунтом гребнями (грунтозацепами). При переезде через тело удельное давление грунтозацепов в десятки раз превышает давление плоскости отдельного трака. В момент наезда грунтозацепы захватывают мягкие ткани, одежду и затягивают тело под гусеницу. При переезде тела отдельные траки фиксируются на нем, а над ними перекатываются ролики, под действием которых тело подвергается дополнительному сдавлению. Таким образом переезд гусеницей вызывает длительное и прерывистое сдавление.

В полосе сдавления возникают грубые разрушения костей и внутренних органов. На коже образуются ссадины, внутрикожные кровоизлияния и кровоподтеки, отражающие форму поверхности траков, а также полосовидный ссадины или рваной-размозженные раны, расположенные поперечно к длиннику полосы сдавления и имеют форму грунтозацепов. Иногда форма и размеры повреждений отражают индивидуальные особенности грунтозацепов (зазубрины, сколы и др.), Появившиеся в процессе эксплуатации транспортного средства. Передний край полосовіднимі повреждений обычно осаднен, что позволяет судить о направлении движения транспорта. Форма и размеры полосовіднимі повреждений, расстояние между ними, форма повреждений, образовавшихся от действия траков, и ширина полосы сдавления помогают установить конструкционный вариант гусеницы.

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.