Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.






Впервые с этой притчей я ознакомился в школьном учебнике по литературе, будучи тогда весьма далек от Церкви. О чем я? Да, о том, что она весьма известна. Менее известно то, что перед ней Господь парирует обвинения фарисеев, ругающих Его за то, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками, с теми, с кем, согласно Закону, скверно было и разговаривать. Человек склонен судить и поносить, но Бог ждет вразумления человека. Как ранее мы знакомились с обращением к Богу начальника Иерихонской таможни, как бы мы сказали, Закхея, слышали притчу о мытаре и фарисее. Так и теперь Господь напоминает нам о том, что как пастух ищет одну единственную пропавшую овцу, даже если при нем 99 овец, которые никуда не делись. И нам ли судить другого человека, если сам Господь ждет его обращения и может быть, он уже покаялся. Теперь же мы знакомимся с этой притчей о сыне, проявившем такое неуважение к отцу. В наше «прогрессивное» время, когда такое поведение детей, оставляющих родителей и идущих «во страну далече», подчас, прихватив существенную часть бывшей семьи, едва ли не обыденность, смысл не совсем понятен. Но для тогдашнего патриархального общества и даже для русского общества былых веков, это было вполне понятно (еще в литературе XIX века в качестве примера отношения детей с родителями приводятся ситуации вроде той, что отец за что-то, в наше время даже не стоящее внимания, выпорол своего сына…. уже офицера со стажем службы, причем, похваляются оба, одного – за то, что «заботится о сыне», а сын – за покорность). Воля родителей была для тогдашнего человека – все, следовательно, затребовать «свою долю» таким образом, как в притче, дитя не могло до смерти родителей. Мы с вами, увы, воспитаны по-другому. Но взяв свою долю, сын уходит в чужую страну и ладно если б он употребил полученное в дело, как рабы в притче о талантах. Нет, этот молодой человек моментально просаживает все в увеселениях и разврате, оставшись, буквально, без всего. В довершение всего, наступает голод. И тут Господь ярко показывает степень падения этого человека, которые устраивается… свинопасом, притом, что свинья для иудея – животное нечистое, не только запрещенное для употребления ее мясо в пищу¸ но даже прикосновение к ней было скверной. Во всем этом Господь указывает человеку на его собственное падение. Изначально люди были созданы безгрешными, но человек пожелал быть подобным Богу, знающим добро и зло и покинул Отчий дом. Также и каждый из людей, согрешая, отдаляется от Бога и продолжая служить греху, расточает данное ему имение. Но даже человеку, расточившему все и ставшему этаким свинопасом, пасущим угнездившееся в нем зло (поскольку, отдаляясь от Бога, он дает над собой власть духам злобы), не стоит отчаиваться, ибо Господь ждет всех и нет грешника, который бы не надеялся на спасение, пока продолжается земная жизнь его. Господь встречает кающегося искренне еще издали и вводит в прежнее достоинство восполняя его богатством Духа и питая от Таинств Церкви. Хуже, когда окружающие, вместо радости об обращении грешника, начинают осуждать его введение в общение Церкви, как роптал «верный» сын на отца, устроившего пир по поводу возвращения непутевого сына. Да не уподобляемся ему….

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Архидиакон о.Сергийкадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Выклички на сей раз не было. Не стоит писать абсолютно весь ход службы…. После всеобщего пения Молитвы Господней и закрытия Царских врат хоры, расположенные у солеи, по очереди пели избранные песнопения – «правый» хор пел переложенное на церковно-славянский язык песнопение «Α Γ Ν Η Π Α Ρ Θ Ε Ν Ε», сочиненное, напомню., святителем Нектарием, митрополитом Пентапольским, Эгинским чудотворцем.

Причастников в этот день было много и причащали верующих на три чаши. Причащали о.Евгений Кузнецов, о.Роман Хотков и о.Андрей Пашин. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Произнеся отпуст, Владыка сразу же начал проповедь, пересказав прочитанный на службе Евангельский текст, отметив и то, что перед произнесением этой притчи (это, вообще, распространенная на Востоке форма разъяснения той или иной информации) Господь, отвечая на ропот иудеев на то, что Он «ест и пьет и с мытарями и грешниками», говорит, что на небесах бывает радость по поводу обращения каждого грешника и нет воли Божией в том, чтобы погиб кто-то из людей, но Бог поступает с ними, как пастух, у которого потерялась овца. Пусть, у него есть еще 99, но он ищет пропавшую и найдя и вернув, радуется. Также и Бог желает обращения человека, как сей отец ждал возвращения своего заблудшего сына. Есть сегодня, конечно и такие родители, которые относительно оступившихся детей рассуждают, как гоголевский Тарас Бульба: я тебя породил, я тебя и убью. Большинство все-таки желают и метают об их возвращения на путь истинный. Ни тем более ли Господь желает спасения каждому человеку. Господь здесь очень метко уподобляет человека такому беспутному повесе, промотавшему данное ему от Отца достояние. Человек изначально обитал в Доме Отчем, не нуждаясь ни в чем, но желая жить как боги, знающие добро и зло, люди согрешили, отпав от Бога и покинув сие место, ушли во страну далече, где царствует смерть. Также и всякий человек, духовно рожденный в Таинстве Крещения и облеченный в первую одежду, как был облечен сей сын, вернувшийся в дом Отца, согрешая, преступая заповеди, отступает от Бога, отдаляется, попадая в рабство к иным жителям «страны далекой», суть демонам. Прельщая его, обещая довольство и счастье, они заставляют пасти собственные страсти. И человек пасет их, кормит, холит и лелеет, а они – набирают вес и требуют уже большего внимания к себе, так что уже неясно – кто кого пасет. Люди часто надеются обрести счастье в земных наслаждение: кто-то – в увеселениях, кто-то – в дурманящих веществах, которые не то что душу – а и само тело быстро разрушают, кто-то – в разврате. Кто-то почитает таким счастьем труд и это может быть лучше, чем страсть к развлечениям, но носясь от дела к делу и ни в чем не оставаясь довольным, человек, как вол, как тягловая лошадь, трудится с раннего утра, до позднего вечера, презирая и воскресные и праздничные дни, не оставляя себе ни времени, ни сил на молитву, не давая места Богу в своей жизни. Но все это, будучи греховным, отдаляющим от Бога, не дает ничего, кроме разочарования, так как душа оказывается в объятиях духов злобы мучающих ее. Более того, даже и самый труд, будучи совершаемый руками человека, как существа, поврежденного грехом, не может дать удовлетворения, так как сам по себе несовершенен. Лишь сам Бог может восполнить эту неудовлетворенность человека, его Благодать делает само трудное иго – легким. И как отец, еще издали увидев вернувшегося сына, так и Господь, видя начало покаяния, сам идет навстречу, очищая человека. Бог не создал человека для страданий, но сам человек, согрешив, отступил от Него, но Господь от начала мира искал путь обращения человека, возвращения в дом Отчий и в конце концов, сам принял человеческую плоть, образ раба, а после трудного служения – принял страдания и смерти ради нас всех, дабы человек не погиб, но вернулся в Дом Отчий, как вернулся сей сын. И о каждом вернувшемся в сей дом грешнике бывает радость на небе и уже здесь он вкушает от пира веры, питаясь от Тела и Крови Христа и от благодати Божией! Впрочем, если исповедь, как видимое выражение покаяния (здесь он подробно говорил о сути Таинства исповеди, как второго крещения, восстанавливающего человека, как члена Церкви, отпавшего после совершения греха, а также замечал, что священник – только свидетель, перед которым излагаются грехи, посему его не надо бояться, ведь тот совершает лишь видимое действие, а также может помочь советом, тогда как врачует – Бог), может быть совершена в течение нескольких минут, то покаяние, как дело изменения своей души, возделывания ее с вырыванием всех сорняков страстей и греховных стремлений, длится всю жизнь и завершится в день, когда душа человека предстанет пред Богом после смерти. Если она игнорировала шанс на очищение, то горе ей, ведь тогда она обречена остаться в той далекой стране с теми свиньями, которых пасла при жизни и теми жестокими жителями, которые эксплуатировали ее, помыкая ею, как хотели. Именно поэтому в следующее воскресенье будет читаться повествование о Страшном Суде – напомнив о том, что Бог не хочет погибели никому и ждет обращения человека, Церковь теперь напомнит человеку о том, что так бесконечно не может продолжаться – настанет час – и душа должна будет ответить за все, что сделала и чего не сделала и тогда горе будет всем, кто игнорировал покаяние. А пока продолжается земная жизнь, даже у самого страшного грешника есть шанс на обращение – первым человеком, вошедшим в рай, был разбойник.

Давая пример покаяния, Господь тут же дает образ сына, который оставался в доме Отчем и видя, что его брат вернулся и отец устроил в честь пир, не порадовался, но исполнился злобы и зависти и не захотел участвовать в нем. Точно также иудейский народ, которому Господь, в первую очередь, возвещал спасение, считая себя имеющим все нужное – отверг Христа, пригвоздив ко Кресту и избив Его апостолов. Он и его вожди полагали надежду во внешнем исполнении обрядов, в силу скрупулезного исполнения всех правил Закона, считая себя праведными, однако игнорируя дело возделывания своей души. И этот народ чрезвычайно жестоко относился к грешникам, не видя их покаяние. Увы, обрядоверие намного легче духовной работы над собой, а потому и сегодня множество людей, живущих точно также…. и точно также презирающих и поносящих своих согрешивших ближних. Что говорить, мы с вами все любим осуждать и судить. Но «каким судом судите – отсудится и вам или какой мерой мерите – отмерится и вам…». То, что мы все так себя ведем – не значит, что это – нормально, а почему Господь и дает нам этот отвратительный, но уж очень похожий на нас с вами образ «верного сына», упрекающего Отца за то, что Он не дал ему то, что дал ближнему, тем более – кающемуся грешнику.

Закончив проповедь и пожелав всем помощи Божией, он ушел в алтарь под пение многолетия. Царские врата закрылись. После этого вышедший о.Роман напомнил всем об уже упомянутом концерте, ожидающемся 1 марта в Морском Культурном Центре в 18.00…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.