Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность коалиционного и однопартийного кабинетов А. Стамболийского






Болгария вышла из первой мировой войны со значительны­ми людскими, территориальными и материальными потерями, с истощенной и дезорганизованной экономикой, крайним со­циальным напряжением. Состояние всеобъемлющего кризиса дик­товало необходимость поиска нетрадиционных и нестандартных путей выхода из него. Таковые предлагал исповедовавший агра-ристскую идеологию Болгарский земледельческий народный союз.

 

Многие, сформулированные еще в начале XX в., идеологи­ческие постулаты Союза были конкретизированы в 1919 г. на его XV съезде. Съезд констатировал наличие тотааьного кризиса об­щества. Имея в виду цель БЗНС - создание эгалитарного обще­ства, основанного на частной собственности на средства произ­водства и без эксплуатации людей труда, он предложил для прео­доления кризиса быстрое проведение радикальных реформ. Начать их мыслилось с ряда мер по поддержке и защите государством мелких сельскохозяйственных производителей, составлявших со­циальную базу болгарского общества.

На реализацию утвержденных XV съездом установок была нацелена политика коалиционного кабинета А. Стамболийского, заявившею о намерении установить прогрессивный налог на до­ходы, поощрять развитие кооперации, ввести трудовую повин­ность, реорганизовать административную систему и т.д.

Для укрепления своих позиций БЗНС выступил с инициати­вой внесения в избирательный закон поправок, предполагавших превращение права участия в выборах в обязанность. Стремление Союза обеспечить себе поддержку избирателей было обусловле­но, в частности, действиями двух рабочих партий: БРСДП (о) и БКИ (т. с). Представители последних, составившие объединен­ный комитет, предъявили от имени профсоюзов железнодорож­ников и почтово-тслеграфных служащих требования, направлен­ные на улучшение материального положения данных категорий трудящихся. В случае их невыполнения комитет грозил объявить забастовку. Правительство согласилось пойти на частичные ус­тупки, предупредив, что участники возможной забастовки будут строго наказаны. Несмотря на это, 24 декабря 1919 г. по всей стране прошла массовая акция протеста, во время которой произошли столкновения демонстрантов с правительственными силами. Во­прос о действиях кабинета А. Стамболийского был поставлен на рассмотрение Народного собрания. Оправдывая принятые им меры, правительство заявило, что, по его мнению, дестабилизи­руя обстановку в стране, коммунисты и социал-демократы ведут борьбу за власть, а не за улучшение экономического положения трудящихся. Большинство депутатов парламента на заседаниях, состоявшихся 27-29 декабря 1919 г., поддержало правительство. Между тем 29 декабря 1919 г. началась всеобщая политическая забастовка. Она прекратилась 3 января 1920 г., но транспортни­ки, шахтеры и докеры продолжали бастовать до 19 февраля. По отношению к ним правительство заняло жесткую позицию. В борь­бе против забастовщиков БЗНС использовал созданные из своих сторонников среди крестьян отряды («оранжевую гвардию»)

Вместе с тем коалиционное правительство А. Стамболийско­го предприняло ряд мер, призванных адлаблть социальное напряжение п стране. В частности, оно провело в январе 1920 г. через парламент закон «Об облегчении жилищного кризиса». Им предполагалось создание жилищных комиссий, наделенных правом выселения «антисоциальных» элементов, «уплотнения», регулирования вопросов арендной платы и т.д.

С начала 1920 г. в действиях БЗНС явственно проступало стремление избавиться от коалиционных партнеров и образо­вать однопартийный кабинет. Проверкой расстановки поли­тических сил стали состоявшиеся в январе 1920 г. выборы в местные органы управления (окружные советы). Несмотря на все осложнения, связанные с продолжавшейся забастовкой транспортников. Союз получил почти в два раза больше голо­сов избирателей, чем следовавшая за ним БКП (т. с).

Итоги выборов в окружные советы подтолкнули А. Стамбо-лийского поставить вопрос о роспуске Народного собрания. Он обосновал необходимость подобного шага потребностью в силь­ном правительстве, способном справиться с последствиями по­ражения Болгарии в первой мировой войне, обеспечить выпол­нение условий Нейиского мирного договора и вывести страну из кризиса, осуществив «глубокие социальные преобразования». В конце февраля Народное собрание было распущено. В преддве­рии новых парламентских выборов БЗНС обнародовал некото­рые положения законопроекта о трудовой собственности на зем­лю, основывавшиеся на принципе: «Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает».

Результаты проведенных 28 марта 1920 г. выборов в Народное собрание оказались для БЗНС обескураживающими. Из 229 мест в парламенте Союз получил 110, а 119 — другие партии (50 — БКП (т. с), 24 — Демократическая, 14 — Народная партия и т.д.). При подобном распределении сил БЗНС не имел права составить одно­партийный кабинет министров. Выход он нашел в проверке ре­зультатов выборов. Объявив несколько депутатских мандатов не­действительными, Союз добился необходимого парламентского большинства, с одной стороны, и сокращения численности двух влиятельных парламентских фракций — БКП (т. с.) и Демократи­ческой партии — с другой. Таким образом в борьбе за «трудовую демократию» БЗНС использовал абсолютно недемократические методы. С данной точки зрения проводившаяся его оппонентами параллель между «земледельцами» и российскими большевиками («оранжевый большевизм») была вполне оправданна. Союз при­надлежал к партиям радикального действия и это особо наглядно проявилось во время его самостоятельного правления.

Однопартийный кабинет А. Стамболийского был сформиро­ван 21 мая 1920 г. Он незамедлительно приступил к реализации программы БЗНС но всемерному и кардинальному реформиро­ванию болгарского общества.

Только эа первый год нахождения правительства у власти че­рез Народное собрание было проведено свыше 100 законопроек­тов. Подобная продуктивность работы парламента стала возмож­ной благодаря тому, что нормотиорческий механизм фактически регулировался БЗНС. Монарх был лишен предоставлявшейся ему конституцией части законодательных полномочий. Более он не мог налагать вето на принимавшиеся законы, распускать Народ-нос собрание, назначать парламентские выборы. Исполнитель­но-распорядительные функции царя также были ограничены. Его прерогативы по сути монополизировало руководство БЗНС. Кро­ме того, Союз сумел обеспечить себе ведущие позиции как в бюро, руководивших сессиями Народного собрания, так и во всех 15 парламентских комиссиях При этом проявление депутатами фракции БЗНС самостоятельности не допускалось. Они обязаны были соблюдать жесткую дисциплину и действовать в соответ­ствии с установленными для них правилами Таким образом уда­лось превратить парламент в запрофаммированиую машину для голосования.

Разработанные БЗНС законы фактически не затрагивали сис­тему государственного управления, от идеи децентрализации ко­торой правительство А. Стамболийского отказалось. Не считая при этом возможным в осуществлении программы реформиро­вания опереться исключительно на институты исполнительной власти, где прежнее чиновничество сохраняло свои позиции, руководство БЗНС «подключило» к ним свои местные партий­ные организации («дружбы»). На них были возложены задачи популяризации законодательных инициатив Союза, участия в проведении мероприятий центральной власти, а также подбора административных кадров на местах. Однако в данном случае руководству БЗНС пришлось столкнуться со слабостью самих партийных организаций. Предпринятые им в 1921 г. меры по упо­рядочению состава и деятельности «дружб» ситуацию существен­но не изменили.

Неэффективностью механизма исполнительной власти были обусловлены основные трудности практической реализации на­меченных правительством А Стамболийского преобразований. Положение осложнялось вмешательством в деятельность кабине­та созданных в соответствии с Нейиским договором межсоюзни­ческих комиссий. Под их давлением многие законы отменялись или видоизменялись. Так, правительство вынуждено было отка­заться в конечном счете от закона о Консорциуме, внести суще­ственные поправки в закон о всеобщей трудовой повинности, пересмотреть утвержденный бюджет на 1921/1922 г. и т.д.

Государственный переворот 9 нюня 1923 г.

Партии противоположного БЗНС и БКП (т. с.) лагеря, столк­нувшись с фактом катастрофического падения своего влияния в политической жизни Болгарии и невозможностью легального возвращения к власти, начали консолидироваться. В мае декабре 1920 г. Народно-либеральная, Младо-либеральная и Либеральная (В. Радославова) партии образовали Национально-либеральную партию (НЛП), а Народная и Прогрессивно-либеральная партии — Объединенную народно-прогрессивную партию (ОНПП). В июле 1922 г. после длительных переговоров ОНПП подписала совмест­ный с Демократической и Радикально-демократической партия­ми протокол о создании объединенного Конституционного блока с целью восстановления «попранной» БЗНС конституции.

В августе 1922 г. Конституционный блок решил осуществить ряд крупномасштабных акций, направленных против режима БЗНС. На 17 сентября 1922 г. он наметил проведение в Тырново слета своих сторонников. С тем чтобы сорвать акцию Конститу­ционного блока, БЗНС назначил на тот же лень съезд в Тырноао крестьян свеклопроизводителей. Использовав факт имевших место столкновений приверженцев я противников режима, власти аре­стовали руководителей Конституционного блока.

Новое обострение обстановки в стране вызвал проведен ный по инициативе правительства в ноябре 1922 г. референдум по вопросу виновности кабинетов И. Гешова, С. Дансва, А. Ма-линова н двух «национальных катастрофах». Речь шла о прави­тельствах, формировавшихся из представителен партий, состав­лявших Конституционный блок. Результаты референдума, на котором большинство высказалось за наказание виновных, рас­ценивались как поражение Конституционного блока. Пережи­тые им неудачи выдвинули на первый план в борьбе с прави­тельством БЗНС две другие силы — Военный союз и Народный сговор (Народное согласие).

Военный союз был образован в 1918 г. офицерами, остро пе­реживавшими поражения Болгарии во второй Балканской и пер­вой мировой воинах, а также предусматривавшееся Нейиским до­говором значительное сокращение армии (до 20 тыс. чел.). В соот­ветствии с разработанной в 1919-1920 гг. программой Военный союз должен был способствовать утверждению военных в качестве политического фактора во имя создания «объединенной, единой, сильной и благоденствующей Болгарии». Рассматривая политику БЗНС как политику предательства общенациональных интересов, Военный союз, перешедший в сентябре 1920 г. на нелегальное положение, выступал за решительные меры в борьбе с режимом «земледельцев», включая государственный переворот.

Народный сговор возник в 1921 г. В него вошли ряд представи­телей политического и делового мира, профессуры. Военного сою­за, Союза офицеров запаса. Многие из них состояли в Великой ложе масонов Болгарии, игравшей роль обьединяющего полити­ческого центра. Взяв на вооружение идею «общественной соли­дарности», Народный сговор выступал против использования го­сударственной власти в ♦ узкосословных и классовых интересах», за укрепление ее авторитета, развитие чувства гражданского долга у народа и т.д. Первоначально Народный сговор возглавил А. Гре­ков, один из директоров «Объединения экспортеров и фабрикан­тов табака», затем, в середине 1922 г., руководство организации перешло к профессору Софийского университета А. Цанкову.

Сгруппировать вокруг себя все оппозиционные силы, за ис­ключением БКП (т. с), Народный сговор попытался во время подготовки к выборам в Народное собрание, состоявшимся в апреле 1923 г. Однако введенная правительством А. Стамболнйс-кого мажоричарная система позволила БЗНС, за который прого­лосовало 52, 7% избирателей, получить 87% депутатских мана­тов и в итоге — право на формирование очередного однопартий­ного кабинета.

Не имея возможности добиться законными парламентскими средствами смены режима, приобретавшего облик диктатуры, его противники прибегли к незаконным. В ночь с 8 на 9 июня 1923 г. они совершили государственный переворог, ключевую роль в котором сыграло руководство Военного союза.

Практически все политические организации Болгарии при­ветствовали переворот. Что же касается компартии, то она реши­ла не вмешиваться в ♦ борьбу двух лагерей буржуазии» (сельской и городской), заявив о своем нейтралитете. Против переворота выступили только сторонники БЗНС, поднявшись на вооружен­ную борьбу в Плевенском, Шуменском, Пловдивском и других районах страны (Июньское восстание 1923 г.). Пытался организо­вать сопротивление находившийся в с. Славовнца А. Стамболийс-кий. Но он был схвачен и после жестоких истязаний 14 июня 1923 г. убит. Силы БЗНС потерпели поражение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.